Методическая разработка "Использование наглядного пособия Мемори-бокс в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. Он подойдет как для продуктивной совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей, индивидуально и в мини-группах. Мемори-бокс обеспечит художественно-эстетическое развитие детей и приобщит их к миру искусства, обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabota.docx | 86.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ МЕМОРИ - БОКС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Пояснительная записка: мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. Он подойдет как для продуктивной совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей, индивидуально и в мини-группах. Мемори-бокс обеспечит художественно-эстетическое развитие детей и приобщит их к миру искусства, обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Задачи:
- формировать элементарные знания детей о событиях и подвигах в Великую Отечественную войну, о том, что народ помнит и чтит память победителей, в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки, вызывая эмоциональный отклик на героические интонации произведений;
- дать детям представления о празднике День Победы, объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день;
- воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам.
Описание пособия. Мемори-бокс представляет собой макет Вечного огня. Он получается из трех пятиугольных призм разного размера, которые вложены друг в друга и последовательно раскрываются.
Пятиугольники призм будут дном мемори-бокса и крышечками каждой из трех призм. Ребра призм будут формировать стенки мемори-бокса. Каждая стенка должна отходить от пятиугольника на дне мемори-бокса и образовывать «постамент» Вечного огня. Крышечки будут соединять собранные стенки и держать их, чтобы было удобно работать не только с внутренней призмой.
В центр самой маленькой внутренней призмы нужно поместить макет Вечного огня из легкого материала, например, пенопласта. Далее читайте, что разместить на ребрах призм.
Работа с мемори-боксом начинается на этапе его оформления, поэтому важно привлекать к этому процессу детей. Они потренируются самостоятельно систематизировать информацию по содержанию, раскладывать ее в подходящие по размеру конверты, делать игры своими руками, например, разрезать картинки и готовить пазлы.
Также мемори-бокс подойдет для занятий в группах комбинированной направленности. Главное – включить задания под силу каждому: например, для детей с ЗПР подготовить пазлы из пяти частей, а для остальных – из восьми и более и варьировать их с учетом индивидуальных особенностей детей.
Малая призма внутри. Задача этого блока – воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет и уважение к ветеранам. На внутренних стенках самой маленькой коробочки разместите самодельные «открытки» с символами Победы: георгиевской ленточкой, Знаменем Победы, красной гвоздикой, Вечным огнем, одной из наград за участие в Великой Отечественной войне.
Награды, о которых можно рассказать в мемори-боксе: медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орден Победы, ордена Славы первой, второй и третьей степени, орден Отечественной войны, орден Красного Знамени, медаль «За отвагу»; медаль «За боевые заслуги», медаль «Партизану Отечественной войны».
На лицевой стороне и слева на развороте «открыток» размещается изображения символов Победы. На развороте справа пишется, почему это стало символом Победы. Задние стороны открытки приклеены к внутренним стенкам малой призмы.
Тексты и изображения подбирайте так, чтобы они соответствовали возрастному ограничению 0+ (ст. 5 и 7 Федерального закона от № 436-ФЗ)
Малая призма снаружи. Задача этого блока – формировать базовые знания детей о событиях и подвигах времен Великой Отечественной войны, о том, что народ помнит и чтит память победителей, что в честь героев воздвигают памятники. На внешних стенках самой маленькой коробочки разместите пять фотографий памятников и мемориалов, которые посвящены Великой Отечественной войне. Выберите самые известные, добавьте два, которые есть в вашем регионе.
С помощью фотографий в мемори-боксе воспитанники знакомятся со скульптурой «Родина-мать зовет!» в Волгограде, Вечным огнем в Москве, Памятником детям, погибшим во время Великой Отечественной войны в Новгородской области и памятниками Пермского края: памятником-танком Т-34 на площади Победы в Кунгуре и памятником героям фронта и тыла в Перми.
Средняя призма внутри. Внутри средней коробочки размещено пять конвертов с дидактическими играми. Для первого конверта подобранны загадки о военных профессиях, военной технике, солдатской экипировке, полевой кухне. Загадки позволят расширять словарный запас детей, развивать внимание и память.
Во втором конверте размещено игру-мемори «Эхо войны». Используйте фотографии зданий, которые не стали реставрировать в память о войне, ветеранов, памятников, акций.
В третьем конверте разместите игру «Собери картинку». Подготовьте девять картинок. Разрежьте одну картинку на четыре части, вторую – на пять и так далее. Делите картинки не более, чем на 12 частей. Игры «Эхо войны» и «Собери картинку» будут развивать память, зрительное внимание, логическое мышление.
В четвертый конверт положите игру «Найди пару». Для этого подберите пары из предметных и сюжетных картинок. Дети должны будут искать пары и объяснять их. Игра поможет развивать наблюдательность, словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
В пятый конверт вложите карточки с изображениями военной техники и короткими простыми рассказами о ней. Предлагайте детям читать карточки, разбирайте вместе с ними непонятные слова. Карточки помогут развивать внимание, память, мышление, закрепить новые понятия.
Рисунок № 1 | Рисунок № 2 |
Так выглядит раскрытый мемори-бокс. В центре – символ Вечного огня. Три разверстки пятиугольной призмы наложены друг на друга. Для каждой коробочки есть крышечка | Подберите для игр полупрозрачные конверты, чтобы дети видели их содержание. При этом крупно напишите названия, чтобы дети запомнили, как выглядят слова, которыми называются игры, и попробовали их читать |
Средняя призма снаружи. На внешние стенки средней призмы приклейте плакаты военных лет: «Дойдем до Берлина», «Ждите с победой», «Родина-мать зовет», «Красной Армии слава», «ТЫ записался добровольцем?». Задачи этого блока мемори-бокса – развивать мыслительную деятельность дошкольников через сравнение, анализ, обобщение, способствовать формированию познавательного интереса детей к истории Великой Отечественной войны.
Внешняя призма внутри. Внутри самой большой коробки мемори-бокса поместите дидактические материалы. В пяти конвертах разместите раскраски, рассказы и стихи, тезисы для бесед, открытки, диски по теме мемори-бокса.
В первый конверт положите раскраски ко Дню Победы. Они позволят развивать и укреплять у детей навыки штрихования и раскрашивания, формировать художественный вкус, а также закрепят знания о символах праздника.
Во втором конверте разместите рассказы и стихи для дошкольников о Великой Отечественной войне. Они помогут развивать и поддерживать интерес детей к чтению, формировать у них эмоциональный отклик к прочитанному, обогащать образную речь.
В третьем конверте держите тезисы или сборник бесед с детьми о Великой Отечественной войне. Беседы нужны, чтобы познакомить детей с событиями Великой Отечественной, подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, которые погибли за Родину. Стройте беседы так, чтобы приобщить дошкольников к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной. Беседы помогут закрепить представление о празднике День Победы.
В четвертый конверт положите старые и современные открытки ко Дню Победы. Они тоже станут наглядным примером, как народ помнит и чтит память победителей. Пятый конверт оставьте для дисков с тематическим содержанием, например, с музыкой на тему Победы.
Внешняя призма снаружи. Снаружи украсьте мемори-бокс произведениями художников о Великой Отечественной войне. Например, картины «Товарищи» братьев Ткачевых, «Сестрица» Марата Самсонова, «Водружение Знамени Победы» Виктора Божко, «Эхо прошедшей войны» Василия Нестеренко, «После освобождения» Георгия Щеголя будут развивать у дошкольников восприятие живописи, вызывать эмоциональный отклик на героические интонации произведений.
Сделайте мемори-бокс из плотного картона, чтобы он выдержал вес дидактических пособий. Конверты можно крепить к стенкам на липучки, чтобы их можно было заменить, если они испортятся, или продезинфецировать. Рисунок № 3 | Важно использовать качественные иллюстрации – они лучше вовлекут детей в работу с мемори-боксом. Рисунок № 4 |
Результаты использования мемори бокса в совместной деятельности.
Он помогает ребенку по своему желанию усваивать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанное воспитателем пособие. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Мемори бокс хорошо подходит для занятий в группах комбинированного типа, где одновременно обучаются дети разных уровней психического развития. Можно выбрать задания под силу каждому (для детей с ЗПР – сложи картинку из 5 частей, а остальные из 8 и более частей; и другие индивидуальные задания могут индивидуально варьироваться)
Используемая литература:
1. Федеральный закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
2. Казаков, А. П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2016. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"
Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Камен...
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...
Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В. Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В.Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возрастаОдна из основных задач физиче...
Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРИБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях ...
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...