Методическая разработка "Использование наглядного пособия Мемори-бокс в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. Он подойдет как для продуктивной совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей, индивидуально и в мини-группах. Мемори-бокс обеспечит художественно-эстетическое развитие детей и приобщит их к миру искусства, обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabota.docx86.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ МЕМОРИ - БОКС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пояснительная записка: мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. Он подойдет как для продуктивной совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей, индивидуально и в мини-группах. Мемори-бокс обеспечит художественно-эстетическое развитие детей и приобщит их к миру искусства, обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Задачи:

- формировать элементарные знания детей о событиях и подвигах в Великую Отечественную войну, о том, что народ помнит и чтит память победителей, в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;

- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки, вызывая эмоциональный отклик на героические интонации произведений;

- дать детям представления о празднике День Победы, объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день;

- воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам.

Описание пособия. Мемори-бокс представляет собой макет Вечного огня. Он получается из трех пятиугольных призм разного размера, которые вложены друг в друга и последовательно раскрываются.

Пятиугольники призм будут дном мемори-бокса и крышечками каждой из трех призм. Ребра призм будут формировать стенки мемори-бокса. Каждая стенка должна отходить от пятиугольника на дне мемори-бокса и образовывать «постамент» Вечного огня. Крышечки будут соединять собранные стенки и держать их, чтобы было удобно работать не только с внутренней призмой.

В центр самой маленькой внутренней призмы нужно поместить макет Вечного огня из легкого материала, например, пенопласта. Далее читайте, что разместить на ребрах призм.

Работа с мемори-боксом начинается на этапе его оформления, поэтому важно привлекать к этому процессу детей. Они потренируются самостоятельно систематизировать информацию по содержанию, раскладывать ее в подходящие по размеру конверты, делать игры своими руками, например, разрезать картинки и готовить пазлы.

Также мемори-бокс подойдет для занятий в группах комбинированной направленности. Главное – включить задания под силу каждому: например, для детей с ЗПР подготовить пазлы из пяти частей, а для остальных – из восьми и более и варьировать их с учетом индивидуальных особенностей детей.

Малая призма внутри. Задача этого блока – воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет и уважение к ветеранам. На внутренних стенках самой маленькой коробочки разместите самодельные «открытки» с символами Победы: георгиевской ленточкой, Знаменем Победы, красной гвоздикой, Вечным огнем, одной из наград за участие в Великой Отечественной войне.

Награды, о которых можно рассказать в мемори-боксе: медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орден Победы, ордена Славы первой, второй и третьей степени, орден Отечественной войны, орден Красного Знамени, медаль «За отвагу»; медаль «За боевые заслуги», медаль «Партизану Отечественной войны».

На лицевой стороне и слева на развороте «открыток» размещается изображения символов Победы. На развороте справа пишется, почему это стало символом Победы. Задние стороны открытки приклеены к внутренним стенкам малой призмы.

Тексты и изображения подбирайте так, чтобы они соответствовали возрастному ограничению 0+ (ст. 5 и 7 Федерального закона от № 436-ФЗ)

Малая призма снаружи. Задача этого блока – формировать базовые знания детей о событиях и подвигах времен Великой Отечественной войны, о том, что народ помнит и чтит память победителей, что в честь героев воздвигают памятники. На внешних стенках самой маленькой коробочки разместите пять фотографий памятников и мемориалов, которые посвящены Великой Отечественной войне. Выберите самые известные, добавьте два, которые есть в вашем регионе.

С помощью фотографий в мемори-боксе воспитанники знакомятся со скульптурой «Родина-мать зовет!» в Волгограде, Вечным огнем в Москве, Памятником детям, погибшим во время Великой Отечественной войны в Новгородской области и памятниками Пермского края: памятником-танком Т-34 на площади Победы в Кунгуре и памятником героям фронта и тыла в Перми.

Средняя призма внутри. Внутри средней коробочки размещено пять конвертов с дидактическими играми. Для первого конверта подобранны загадки о военных профессиях, военной технике, солдатской экипировке, полевой кухне. Загадки позволят расширять словарный запас детей, развивать внимание и память.

Во втором конверте размещено игру-мемори «Эхо войны». Используйте фотографии зданий, которые не стали реставрировать в память о войне, ветеранов, памятников, акций.

В третьем конверте разместите игру «Собери картинку». Подготовьте девять картинок. Разрежьте одну картинку на четыре части, вторую – на пять и так далее. Делите картинки не более, чем на 12 частей. Игры «Эхо войны» и «Собери картинку» будут развивать память, зрительное внимание, логическое мышление.

В четвертый конверт положите игру «Найди пару». Для этого подберите пары из предметных и сюжетных картинок. Дети должны будут искать пары и объяснять их. Игра поможет развивать наблюдательность, словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.

В пятый конверт вложите карточки с изображениями военной техники и короткими простыми рассказами о ней. Предлагайте детям читать карточки, разбирайте вместе с ними непонятные слова. Карточки помогут развивать внимание, память, мышление, закрепить новые понятия.

Рисунок № 1

Рисунок № 2

Так выглядит раскрытый мемори-бокс. В центре – символ Вечного огня. Три разверстки пятиугольной призмы наложены друг на друга. Для каждой коробочки есть крышечка

Подберите для игр полупрозрачные конверты, чтобы дети видели их содержание. При этом крупно напишите названия, чтобы дети запомнили, как выглядят слова, которыми называются игры, и попробовали их читать

Средняя призма снаружи. На внешние стенки средней призмы приклейте плакаты военных лет: «Дойдем до Берлина», «Ждите с победой», «Родина-мать зовет», «Красной Армии слава», «ТЫ записался добровольцем?». Задачи этого блока мемори-бокса – развивать мыслительную деятельность дошкольников через сравнение, анализ, обобщение, способствовать формированию познавательного интереса детей к истории Великой Отечественной войны.

Внешняя призма внутри. Внутри самой большой коробки мемори-бокса поместите дидактические материалы. В пяти конвертах разместите раскраски, рассказы и стихи, тезисы для бесед, открытки, диски по теме мемори-бокса.

В первый конверт положите раскраски ко Дню Победы. Они позволят развивать и укреплять у детей навыки штрихования и раскрашивания, формировать художественный вкус, а также закрепят знания о символах праздника.

Во втором конверте разместите рассказы и стихи для дошкольников о Великой Отечественной войне. Они помогут развивать и поддерживать интерес детей к чтению, формировать у них эмоциональный отклик к прочитанному, обогащать образную речь.

В третьем конверте держите тезисы или сборник бесед с детьми о Великой Отечественной войне. Беседы нужны, чтобы познакомить детей с событиями Великой Отечественной, подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, которые погибли за Родину. Стройте беседы так, чтобы приобщить дошкольников к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной. Беседы помогут закрепить представление о празднике День Победы.

В четвертый конверт положите старые и современные открытки ко Дню Победы. Они тоже станут наглядным примером, как народ помнит и чтит память победителей. Пятый конверт оставьте для дисков с тематическим содержанием, например, с музыкой на тему Победы.

Внешняя призма снаружи. Снаружи украсьте мемори-бокс произведениями художников о Великой Отечественной войне. Например, картины «Товарищи» братьев Ткачевых, «Сестрица» Марата Самсонова, «Водружение Знамени Победы» Виктора Божко, «Эхо прошедшей войны» Василия Нестеренко, «После освобождения» Георгия Щеголя будут развивать у дошкольников восприятие живописи, вызывать эмоциональный отклик на героические интонации произведений.

Сделайте мемори-бокс из плотного картона, чтобы он выдержал вес дидактических пособий. Конверты можно крепить к стенкам на липучки, чтобы их можно было заменить, если они испортятся, или продезинфецировать.

Рисунок № 3

Важно использовать качественные иллюстрации – они лучше вовлекут детей в работу с мемори-боксом.
Чтобы изображения дольше оставались качественными, заламинируйте их. Храните мемори-бокс в сложенном виде вдали от солнечных лучей, чтобы картинки не выгорали

Рисунок № 4

Результаты использования мемори бокса в совместной деятельности.

Он помогает ребенку по своему желанию усваивать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанное воспитателем пособие. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

Мемори бокс хорошо подходит для занятий в группах комбинированного типа, где одновременно обучаются дети разных уровней психического развития. Можно выбрать задания под силу каждому (для детей с ЗПР – сложи картинку из 5 частей, а остальные из 8 и более частей; и другие индивидуальные задания могут индивидуально варьироваться)

Используемая литература:

1. Федеральный закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа:

2. Казаков, А. П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2016. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В. Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В.Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возрастаОдна из основных задач физиче...

Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРИБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях ...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...