Занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России».
план-конспект занятия

Занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_patr_vosp.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России».

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Воспитатель:

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Действительно на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

А теперь подойдем к карте.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту, почему она раскрашена разными цветами, что они обозначают?. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.) Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.) Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу. Голубой цвет обозначает моря, реки, озера, океаны. Коричневый цвет это горы, степи.

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т. д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде.

Вы скорее торопитесь

И в вагончики садитесь

Время приближается, поезд отправляется

Отправляемся.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель: Станция называется “Государственная”

– Назовите столицу России. (Москва.)

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

Воспитатель: Президентом нашей страны является? (ВВ Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Флаг России - Святыня и гордость нашего государства, он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины.

«Флаг России» В. Степанов.

Белый цвет – березка

Синий – неба цвет

Красная полоска – солнечный рассвет.

Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

Белый цвет обозначает мир и чистоту, благородство, великодушие и справедливость

Синий – мирное небо и верность

Красный – огонь, отвагу, мужество, храбрость, силу и красоту.

Игра «Собери флаг»

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны.

(Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т. д.)

Гимн – это музыкальное произведение, торжественная песнь, в которой что-нибудь хвалят, прославляют.

Государственный гимн страны- это торжественная песнь, в которой каждый народ прославляет свою Родину. При прослушивании гимна все должны стоять, а мальчики и мужчины должны снять головные уборы.

В гимне звучат слова важные и главные для народа, то что нас с вами всех объединяет. Сейчас мы послушаем гимн России, автор слов гимна- знаменитый поэт и писатель Сергей Владимирович Михалков, музыку написал Александр Васильевич Александров.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Станция называется “познавательная”

Игра «Где я живу?» (развитие лексико – грамматических категорий).

Моя страна называется … (Россия). Столица нашей страны — … (город Москва)

область в которой я живу называется - …

Мой район называется — … село-…

Игра «Какой, какая, какое?»

Город в России — российский город.

Деревня в России – российская деревня.

Паспорт гражданина России — российский паспорт.

Москва — столица России – российская столица.

Народ, который живет в России – российский народ.

Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась?

Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.

Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

Игра «Дополнялки»

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою.

(страну)

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном.

(корабле)

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный.

(летчик)

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется.

(танкистом)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат,.

(пехота)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было.

(войны)

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз - рывок,

Два - рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

И садись ты в поезд дружно.

Воспитатель: Молодцы!

– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Мы приехали на станцию “Историческая”

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. В древней легенде чужеземный князь завещает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”.

Героическое прошлое нашей Родины отражается в устном народном творчестве. Народ всегда помнит своих легендарных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Грозно звучали имена Петра Великого, Александра Суворова, Георгия Жукова. Их имена не счесть. И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном и бесстрашном.

Многими событиями наполнена летопись русской истории, но особое место занимает ВОВ, которая длилась долгих 4 года. (видео презентация1)

Весь народ от мало до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв - «Родина- мать зовет» На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

Без малого 4 года гремела грозная война. Она нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война, которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой. Наш народ совершил беспримерный подвиг - выстоял и победил в жесткой, кровопролитной битве.

День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа- победителя

Воспитатель: нам надо ехать дальше.

– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. Я предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу Салют победы и прослушать музыкальный клип.

“Если дружба велика – будет Родина крепка”

Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой.

Конспект занятия на тему «В гостях у бабушки Варварушки»

Цель:

- Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

- Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

обучающие:

- познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун;
развивающие:

- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
- развивать связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение работать с клеем, фломастерами, рисовать узоры;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.

Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток, заучивание стихов.

Оборудование: мешочек, картинка – самовар, старинные предметы, пазлы, карусель, платок, краски, кисти, шаблоны платочков.

Ход НОД

(Детей встречает воспитатель в русском народном костюме)

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Я очень рада видеть вас у себя в гостях. А зовут меня бабушка Варварушка. Я очень люблю наш край. Нравится мне по краю путешествовать и любоваться его просторами, его удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ –то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила заехать к вам. Посмотреть да послушать, что знают дети про жизнь наших бабушек и дедушек? Как и положено гостье я приехала не с пустыми руками. Привезла я вам чудесный мешочек. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. Всё что вы из него достанете имеет своё задание. И если вы ответите на все задания. То вас ждет прекрасный сюрприз.

Воспитатель: А теперь давайте достанем из мешочка первую вещицу и посмотрим какую загадку она в себе таит.

(Воспитатель вызывает одного из детей. Тот достает картинку с самоваром. Дети видят на столе самовар, и подходят к нему. На столе лежат еще старинные предметы)

Воспитатель: Дети, посмотрите, перед вами предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен.

Чугунок (в нем варили еду)

Рушник (полотенце, вышитое хозяйкой)

Ухват (им доставали чугунок из печи)

Коромысло (носили воду)

Рубель (с его помощью гладили)

Веретено (ткали нить)

Лампа (освещала помещение)

Перо (им писали)

Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! Теперь давайте вернемся к мешочку и посмотрим, какое следующее задание он приготовил.
(Один ребёнок вынимает сверток, внутри разрезанная на части картинка. Дети подходят к столу и собирают картинку – получается печка).

Воспитатель: Печь в избе - самое главное. Раньше без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды и разные травы, обогревала жилище.

Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей. С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.

Воспитатель: В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что еще нам мешочек приготовил.
(Все подходят к мешочку и достают клубок, в нем находятся вопросы. Воспитатель читает, а дети отвечают.)

• Одежда на Руси у женщин (сарафан)

• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)

• Как называли жилище на Руси (изба)

• Кто оберегал русское жилище (домовой)

• Какая посуда была раньше (деревянная)

• Обувь в которой ходили летом (лапти)

• Обувь в которой ходили зимой (валенки)

• Русские народные музыкальные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)

• Что водили (устраивали) летом молодежь? (хороводы)

Воспитатель: Дети, а давайте все встанем в хоровод и поиграем в игру.

Игра «Карусель»

(Дети с воспитателем исполняют хоровод, а затем возвращаются к мешочку и достают последнюю вещь, платок)

Воспитатель: Дети, посмотрите какой он красочный, красивый с интересным и ярким рисунком. Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

А давайте мы тоже сделаем свой платок и украсим его.

(Дети садятся за свои рабочие места и раскрашивают платочки, затем дарят их бабушке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" в подготовительной группе

занятие нацелено на закрепление изученного материала по проекту "Россия - родина моя" с элементами регионального компонента...

Занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:Образовательные: Расширить и углубить знания детей о России, способствовать формированию уважительного отношения к гос...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" подготовительная группа.

Развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России " с презентацией

Конспект содержит первоначальные необходимые знания для детей старшего дошкольного возраста о географическом расположении России, о ее природе, государственных символах, а также включает в себя информ...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"

Развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.Воспитание  у дошкольников гражданственности и гордости за свою страну и свой народ....

Занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» подготовительная группа.

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к государственным символам;Закрепить н...