Конспект занятия «Родной край.»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лепп Наталья Анатольевна

Конспект занятия  «Родной край.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия «Родной край.»22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Родной край.»

(с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ)

Возрастная адресованность: воспитанники подготовительной к школе группы.

Длительность мероприятия: 30 минут.

Цель: Выявить знания о растительном и животном мире родного края; воспитывать чувство гордости за родную природу.

Педагогический замысел:

  • Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
  • Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.

Материально-техническое обеспечение: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы», ларец.

Примерный ход занятия:

1.Организационный момент: 

Воспитатель: «Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.»

Воспитатель: « Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?(Ответы детей) 

Нет земли краше, чем Родина наша

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 Береги землю любимую, как мать родимую.»

Воспитатель: «Дети,  как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).  

"Наша планета Земля

Очень щедра и богата,

Горы, леса, степи, поля-

Дом наш родимый, ребята!"»

Воспитатель: «Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни". Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин?»

(рассуждения детей)

2.Основная часть.

Воспитатель: «Правильно, это растения, животные, птицы, которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные.  А сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и сложить все сокровища в этот удивительный ларец. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, если плохо, то все «топайте»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топают)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопают)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (хлопают)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (топают)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (топают)

***

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (хлопают)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопают)

Воспитатель: «Молодцы ребята!  А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова.  Один, два, три, четыре, пять

            Надо глазки закрывать

            Полетели, закружились

            И в лесу все очутились

Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!»

    Воспитатель: «Что мы видим в лесу? (Ответы детей) Как можно узнать деревья? (Ответы детей) Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет

игра "Что я знаю о деревьях?"

*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

Воспитатель: «Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей). Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края. Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте сложим деревья в наш ларец. Отправляемся дальше, посмотрите ребята поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие- то узоры.  Как вы думаете, что это?»

 (следы зверей),  

Воспитатель: «давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

-Чем питается лиса? (ловит зайцев, полевых мышек).

Воспитатель: «В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « Лиса и журавль»).

3) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!  (Заяц)

-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Ответы детей)

Воспитатель: «Как белка готовится к зиме (Ответы детей) А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (Ответы детей)»

Воспитатель: «А теперь давайте поиграем в словесную игру «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.

У волка – лисята, они живут в логове

У медведя – зайчата, они живут в норе

У белки – волчата, они живут в берлоге

У волка  - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге

У лисы – волчата они живут в дупле

Динамическая пауза  игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Воспитатель: «Животные — это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец. Ребята тихо, а чьи это голоса слышны? (Ответы детей)

 (звучит запись с голосами птиц)

Воспитатель: «все ли птицы остаются в лесу на зиму? (Ответы детей) Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Ответы детей) А почему они улетают? (Ответы детей) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей) Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Ответы детей) Чем питаются зимующие птицы? (Ответы детей) Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей) Почему воробья назвали воробьём? (Ответы детей) Почему Сороку назвали сорокой (Ответы детей) А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:»

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.

Описание игры: разделить детей на подгруппы.  Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.

Воспитатель: «Молодцы ребята!

Физкультминутка «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

Воспитатель: «А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку. (так как зимой птицам холодно, и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них.  Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?

Воспитатель: «Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец. Вот и подошло к концу наше лесное путешествие.  А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова  

            Один, два, три, четыре, пять

            Надо глазки закрывать

            Полетели, закружились

            И в саду все очутились

Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места. Ребята,  когда мы с вами были в лесу,  я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину).  А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с древесинной.

Исследовательская деятельность:

Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.

Воспитатель: «Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете, что это?  (древесина, камень).  Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он?  (тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины.  Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: «Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу?  (знакомились с сокровищами леса), с какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? (Деревьями, животными, птицами). Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как   природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.  Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать   стихотворение о природе родного края?

"Эту истину знают от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Родину свою.

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не сможем прожить!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...

Конспект занятия "Родной город"

Конспект занятия "Родной город" предназначен для детей подготовительной группы с целью закрепления знаний о родном городе Аша, его достопримечательностей....

Конспект занятия «Родная природа»

Тема:  «Родная природа».Цель: Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.Задачи:...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Конспект занятий родной город

Цель: создать условия для ознакомления детей с достопримечательностями города Саратов; уточнить и расширить знания детей; формировать представления об архитектуре города; продолжать учить детей изобра...