Конспект занятия "Родной свой край люби и знай"
план-конспект занятия (старшая группа)
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина… Начинать воспитание любви к своей Отчизне нужно с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Макаренко С.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» г.Мценск
Тема занятия: «Родной свой край люби и знай»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять знания детей о родном городе через фотографии и различные виды деятельности;
-формировать первичные представления о малой Родине у детей;
-знакомить детей с героями ВОВ, защищавших Мценскую землю.
Развивающие:
- создавать условия для развития умения сравнивать, анализировать;
-развивать память, внимание, мышление, воображение и наблюдательность;
-развивать познавательный интерес, желание узнать новое о родном городе;
- совершенствовать навыки общей и мелкой моторики;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него и героев-земляков;
-воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
Коррекционные:
-упражнять детей в образовании имен прилагательных среднего рода единственного числа;
-продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными;
Материал: баночки меда, яблоки, пакетики зерна, кружева, деревянные ложки, деревянные чашки, свечи, игрушки-свистульки, хлеб (муляж)
Демонстрационный: картинки с изображениями достопримечательностей города Мценска, портреты героев ВОВ, уроженцев Мценского района.
Раздаточный: разрезные картинки.
Предварительная работа: беседа с детьми о России, о г. Мценске, рассматривание фотографий достопримечательностей г. Мценска, чтение стихотворений о Родине (А.Елесин «Хорошо, что Мценск стоит», Л.Сырова «Городу Мценску», Е. Серова «Родные края», Н.Рубцов «Привет, Россия-родина моя»), работа с родителями: оформление стенгазеты «Мой город-моя гордость», прогулка детей по памятным местам города Мценска вместе с родителями, создание макета «Сквер танкистов-первогвардейцев», создание буклета «Мценск раньше и сейчас», динамические упражнения - речь с движением.
Этапы | Содержание |
#1042;водная часть - мотивация -постановка проблемы #1054;сновная часть - актуализация знаний и умений - новый материал Заключительная часть - итог занятия - рефлексия | Воспитатель приносит на занятие Волшебный сундучок. Дети достают предметы и говорят, что это (развитие мелкой моторики рук, речевой активности). Воспитатель задает вопросы (какое?, ответы на которые формируют формы прилагательных (развитие речи, формирование прилагательных среднего рода единственного числа). Глядя на предметы из сундука, дети выясняют, что они прославляли и прославляют г. Мценск. Воспитатель говорит детям, что хотела показать картинки, но в папке только части картинок. Просит детей помочь части картинок собрать в целые. Д/и: «Разрезные картинки». Дети составляют целые картинки достопримечательностей из отдельных частей (развитие внимания, мышления, самостоятельности). Воспитатель предлагает ребенку, который выполнил свое задание, помочь детям, которые затрудняются с выполнением задания (воспитание сотрудничества и взаимодействия) Воспитатель вывешивает на мольберт изображения достопримечательностей города («Сквер танкистов-первогвардейцев», «Памятник минометчикам», «Мемориал Славы») и предлагает детям рассказать о них самостоятельно или по наводящим вопросам: 1. Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением достопримечательности «Мемориал Славы». -Что находится на «Мемориале Славы»? (Вечный огонь, памятник воинской славы,) - Кому этот памятник? (героям, которые защищали нашу Родину от врагов) - Почему огонь называется Вечный? (Он горит всегда, в любую погоду в память о погибших героях) -Что еще есть кроме Вечного огня? (стела с журавлями в память о погибших солдат на войне, стена памяти, там написаны имена погибших героев, скульптура «Скорбящий солдат»). Воспитатель дополняет ответы детей: -Кроме того, на «Мемориале Славы» установлены бюсты 11 героев ВОВ, которые родились во Мценском районе: Круглов Василий Иванович, Кожухов Василий Николаевич, Донков Фёдор Трофимович, Кочергин Егор Петрович и др. (перечисление уроженцев Мценского района сопровождается показом фотографий) 2. Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением достопримечательности «Сквер танкистов- первогвардейцев» - А где танк находится? (В сквере танкистов) - А зачем его туда поставили? (Это памятник танкистам, которые смело защищали наш город от врагов (фашистов) Воспитатель дополняет ответы детей: -Правильно! Танковой бригадой командовал полковник М.Е.Катуков. Он был очень хорошим, грамотным военачальником. Благодаря его приказам наши танкисты не давали фашистам добраться до реки Зуша. 3. Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением достопримечательности «Памятник минометчикам». - Кому этот памятник? (Это памятник минометчикам) -А что вы можете рассказать об этом памятнике? Что такое Катюша? (Это минометное орудие (машина) залпового огня. Стреляет дружно, залпом, много раз (16 раз). Это памятник минометчикам, солдатам, которые управляли Катюшей и не дали врагу захватить наш город, нашу Родину). - Согласна с вами. Хочу напомнить вам, что здесь еще установлен камень с памятной табличкой Герою Советского Союза Николаю Поликарповичу Власенко, который погиб в городе Мценске. Его задачей было не отдать врагу наши боевые машины. И он вызвал огонь на себя, чтобы солдаты смогли вывезти «Катюш» из окружения врага. (воспитатель показывает фотографию Н.П.Власенко) 4. Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением достопримечательности «Парк культуры и отдыха» - Как называется эта достопримечательность? (это парк) - А он находится в городе или деревне? (в городе) - Значит, это какой парк? (городской) - Как вы думаете, а парк нужен городу и зачем? (нужен. Там можно веселиться, кататься с горки, качаться на качелях.) - А я не хочу играть, а хочу просто посидеть на лавочке. (Там можно отдохнуть и подышать свежим воздухом) - А почему в парке много свежего воздуха? (Потому что деревьев много, они выделяют кислород) (развитие внимания, воображения, наблюдательности, речи) Динамическая пауза: Как можно провести время в парке. Воспитатель вешает изображения современного здания Торговых рядов и в старину рассказывает о них. (Когда-то давным-давно, в нашем городе не было магазинов, а были только базары, где люди торговали или обменивались продуктами питания, одеждой, обувью. Базары в те времена были открытыми, без крыш, просто прилавок, на котором лежали предметы для торговли и все. И покупателям, и продавцам было холодно зимой, жарко летом, сыро в дождь. И один богатый человек, купец, построил здание для торговли, обмена товарами, чтобы было удобно и комфортно продавать товар и совершать покупки. Здание было кирпичное, с толстыми стенами, прочные опоры соединялись дугами, такие дугообразные соединения называются АРКОЙ. Повторите, АРКА, Покажите арку. Изначально, в Торговых рядах был один этаж, но город рос, людей прибавлялось, торговля развивалась и построили второй этаж и теперь Торговые ряды состоят из двух этажей. Это здание является историческим объектом и находится под защитой государства, его нельзя ломать, разрушать, портить. (развитие познавательного интереса, желания узнать новое о родном городе) Воспитатель предлагает детям прогуляться до Торговых рядов и совершить покупки. - Куда пойдем? Что там будем делать? Физминутка «Город» Мы по городу гуляем, (шаги на месте) За природой наблюдаем (повороты головой вправо, влево) Вверх на солнце посмотрели (голову подняли вверх) И нас лучики согрели. (развести руки в сторону) Птички в гнёздышках сидят (сесть на корточки) Птички по небу летят (бег по кругу и взмахи руками) И по кочкам скачут (перескакивание двумя ногами из стороны в сторону) И никто не плачет (улыбаемся) Дойдя до «Торговых рядов», воспитатель предлагает детям приобрести товары, которые им понравились, проговаривая количество и наименование товара (сопоставление числительных с именами существительными) Воспитатель задает вопросы по пройденному материалу: Ребята, мы сегодня с вами разговаривали о Мценске. Что вам больше всего запомнилось? В какие игры мы сегодня играли? О каких местах мы говорили? Новое что-то узнали? что именно? Зачем построили Торговые ряды? Чем были они украшены? Укрась яблоню! Перед детьми на мольберте макет яблони. В тарелке лежат яблоки двух цветов: красные, зеленые. Воспитатель предлагает детям украсить ее яблоками. Нужно поместить зеленое яблоко, если дети считают, что все сделали замечательно и у них хорошее настроение, и красное, если детям было трудно и им грустно. |
Список литературы:
- Алтухов Е. Вечный город Мценск (К очередной годовщине основания г. Мценска) // Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», №1. – Мценск, 2014. – С. 22-29.
- Чурсина М. Туристические маршруты, связанные с мценскими объектами культурного наследия // Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», №1. – Мценск, 2014. – С. 72-76.
- Интернет-ресурсы:
- — Насыщенный и оригинальный блог о Мценске!
- https://историческийбагаж.рф/city/mcensk-—-odin-iz-stareyshih-gorodov-centralnoy-rossii-228
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД в младшей группе «Родной свой край люби и знай!»
Конспект НОД посвящено теме знакомства с родным тульским краем. в нем описаны задачи, а также сам ход занятия....
"Дерево дружбы " конспект праздничного мероприятия для детей старшей и подготовительной групп в рамках проекта "Родной свой край люби и знай"
"Дерево дружбы"- конспект праздничного мероприятия в рамках районного проекта "Родной свой край люби и знай". Это великолепная возможность провест...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
