Главные вкладки

    Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
    проект (старшая группа) на тему

    Войтихова Мария Ивановна

    Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.

    Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и уважения к своей малой Родине её истории и культуре.                                                                                                                       

     Реализацию данной цели осуществляю через решение следующих задач:                                                                                                                                                                                                                                           

     - ознакомление с историческим прошлым, традициями, достопримечательностями родного города, края; ознакомление детей с донским фольклором и на его основе формирование их творческих способностей; развитие интереса к родной природе, желание больше узнать о растительном и животном мире Донского края;                                                                                                                                                                                     

      - воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ;

      - ознакомление с трудом людей, ремеслами прошлого; воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда; воспитывать уважение к людям, прославившим Донской край; формирование у детей толерантного сознания; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, стремление сохранять и беречь традиции Дона.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл donskoy_kray_sistema.docx818.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

                            УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий

    МБДОУ детский сад «Сказка»

    ___________ Е.Н. Шамаева

    Система деятельности по воспитанию дошкольников

    на основе патриотических ценностей и                      

    культурно-исторических традиций Донского края.

    Тема: «Родной свой край люби и знай»

    http://www.xn--2000-93drgba2emke7a9m.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/01/Narodnye_kostyumy_68.jpg

    Воспитатель 1й квалификационной категории: Войтихова М.И.

    2018г.

    (Начало изучения темы)

    2019г.

    (Окончание изучения темы)

    Пояснительная записка

    Тема: «Родной свой край люби и знай»

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

    начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,

    к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

    переходит в любовь к Родине, ее истории,

    прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

    (Д.С. Лихачев)

     

    Патриотизм – это чувство любви к Родине, осознание русской земли как своей и понимание ответственности за эту землю, за ее благосостояние, ощущение себя частью Отечества. Это диалог с живой историей земли, признание себя в ряду поколений, населявших Россию.

    История нашей страны и населяющих ее народов в прошлом претерпела много тяжелых переломов. Сколько страданий и разобщения принесли нашему обществу революции, Первая мировая война и гражданская война, раскулачивание крестьянства и коллективизация, массовые репрессии, Великая Отечественная война, другие войны и конфликты, распад Советского Союза, тяжелые пост-перестроичные годы. Многократно переписывались учебники истории, менялось общественное мнение в отношение тех или иных исторических событий. Все это наносило тяжелейший урон семейным и родовым традициям, институту семьи, единству общества. Но семья всегда может и должна оставаться тем оплотом, той ячейкой общества, отношения в которой в силу родственного характера способны выдержать все веяния и крутые повороты истории.

    Именно через призму семейных ценностей и традиций молодые поколения могут познать и полюбить историю своей страны, получить прочный нравственно-патриотический фундамент, необходимый для полноценной самореализации в сложном современном мире.

    На данный момент в России сложилась ситуация, когда стало явно ощутимо разъединение детей и молодежи с предыдущими поколениями.

    Теряется связь времен, происходит родовой разрыв между «коммунистами», «лихими 90-ыми», «детьми интернета». К сожалению, значительная часть молодежи не только не знает о корнях своего семейного рода, но и достаточно пренебрежительно отзывается о «живой истории», семейных рассказах и преданиях.

    Большой процент современных людей среднего, а зачастую уже и старшего поколения не хотят задумываться над главными духовными вопросами: для чего мы живем, с чем уйдем, что оставим следующим поколениям? Страх остаться наедине с самим собой, увидеть темноту в душе и услышать совесть передается детям. И дети становятся уязвимыми, они воспринимают этот мир, как враждебный, начинают вести себя агрессивно, тревожно, жестоко по отношению не только друг к другу, но и к старшим поколениям. Девиз современной культуры: «Бери от жизни все!» привел детей к состоянию беспрецедентного иждивенчества, потребительства и инфантилизма.

    Каждая семья является также носителем национальных и культурных традиций. Со старением и уходом из жизни представителей старших поколений идет постоянная невосполнимая утрата части семейного, родового, исторического и культурного наследия, которое жизненно важно для становления подрастающих поколений.

    Для семьи сохранение, сбережение семейных реликвий  - это инструмент передачи духовной, нравственной культуры рода молодому поколению. Семейные реликвии и связанные с ними события играют значимую роль в сохранении традиций, обладают мощным воспитательным и образовательным потенциалом.

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родному краю, уважение традиций, почитание героев, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и историческое прошлое страны.

    Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Начинается оно с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе: это и город, в котором он живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички. И, хотя многие впечатления еще не осознанны ребенком глубоко, но они пропущены через детское восприятие, а потому играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

    Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время для наших детей это далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока малыш еще не утратил естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».

    Мы считаем, что одним из основных условий нравственно-патриотического воспитания детей является установление тесной взаимосвязи со старшими поколениями семьи. Прикосновение к истории России, к семейным истокам вызывает у детей сильные эмоции, желание сопереживать, внимательно относиться в памяти прошлого, своим историческим корням.

    В каждом доме хранятся бесценные семейные реликвии: фотоальбомы с пожелтевшими фотокарточками, бережно хранимые письма, боевые ордена и медали, грамоты и знаки отличия ветеранов труда, предметы обихода, сделанные своими руками и с большой любовью старшими поколениями семьи, которые овеществляют семейную историю. Все это один из самых важных духовных центров семейного очага, бесценный материал для воспитания у детей уважения к своему роду, верности традициям семьи.

    Чтобы увидеть в детях ростки нравственности и патриотизма необходимо превратить их из зрителей в наблюдателей и слушателей, активных, эмоциональных участников бережного сохранения исторического наследия, реликвий семейного рода. Успех нравственно-патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.

    Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей страны.

    Немаловажное место в этом воспитании безусловно занимают и образовательные организации, но эффективная работа в них возможно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии с родителями самих детей.

    В школьном возрасте ребенок становится наиболее восприимчивым к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, а также к  гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

    Нравственно-патриотическое воспитание необходимо осуществлять, принимая во внимание национальные традиции и устои общества, истинные духовные ценности человечества, с помощью сочетания убеждения и практической деятельности, использования конкретных примеров из истории и литературы. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно идти одновременно с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

    Задача педагога состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, народные промыслы, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Это позволяет формировать представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

    Современные реалии диктуют необходимость возвращения приоритета любви к Отечеству, возрождения работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей. Важно донести до детей мысль, что спустя многие годы люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших, окружают вниманием, посильной помощью и любовью людей, защищавших нашу Родину, бережно сохраняют семейные реликвии и историческое наследие Отечества.

    Многовековая история человечества свидетельствует о том, что любая цивилизация выдерживает самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. И, наоборот, процветающие сообщества погибают, когда исторические уроки и традиции предаются забвению или просто уничтожаются.

    Возрождение России возможно при одном условии – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основами которого служат многовековые традиции, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях христианства.

    Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но он не может быть абстрактным и всеобщим, его естественной основой является конкретная любовь ребёнка к семье, родному дому, к местам, где родился и растёт. Значит, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования у детей личностного отношения к семье, к родным местам. То есть, каждый из нас, проживающих в Донском краю, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую Родину, преумножать её богатства. Поэтому воспитанию дошкольников, на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края, придаю большое значение. Так как его история, традиции, культура как бы  ни были отдалены во времени, близки, зримы и осязаемы, и представляют богатый материал для  познания детей.

    Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и уважения к своей малой Родине её истории и культуре.

    Реализацию данной цели осуществляю через решение следующих задач:

    - ознакомление с историческим прошлым, традициями, достопримечательностями родного города, края; ознакомление детей с донским фольклором и на его основе формирование их творческих способностей; развитие интереса к родной природе, желание больше узнать о растительном и животном мире Донского края;

    - воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ;

    - ознакомление с трудом людей, ремеслами прошлого; воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда; воспитывать уважение к людям, прославившим Донской край; формирование у детей толерантного сознания; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, стремление сохранять и беречь традиции Дона.

    В отборе содержания деятельности руководствуюсь следующими принципами: учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; увлекательности; наглядности, символичности, практичности; системности; интеграции образовательного содержания; деятельный подход к организации образования; развивающего характера обучения.

    В основе деятельности лежит подлинный местный, региональный материал, который отражает не только историческое прошлое, но и настоящее Донского края.

    Знакомство с родным краем начинаю с семьи ребёнка, с улицы на которой он живёт, с района на которой находится детский сад. Постепенно круг расширяется до знакомства с родным поселком, краем, страной их историей, символикой, традициями, достопримечательностями, ремёслами, людьми.

    История Донского края неразрывно связана с казачеством. Поэтому знакомя детей с прошлым родной земли, акцентирую их внимание на жизни казаков. Подчёркиваю, что казаки, прежде всего, были воинами, они защищали от врагов южные границы России-матушки, служа ей верой и правдой. Трудной была их жизнь, и эти условия наложили отпечаток: на устройство древних городков, на жилище, быт, одежду, обычаи, обряды казаков.

    При ознакомлении детей с природными особенностями Донского края, сообщаю детям, не только, конкретные сведения об основных природных зонах, о главной реке, животных и растениях, но и стараюсь пробудить в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Во время видео - экскурсий любуемся красивыми местами родной природы: прудами, речкой, парком. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Особо отмечаю, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказываю и показываю, как люди оберегают и преумножают её богатства, как используют ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывают, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки.

    При ознакомлении детей с развитием труда и ремесел, особое внимание, обращаю на народно-прикладное искусство, которое было тесно связано с жизнью донских казаков. Рассказываю, что зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Дону возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия: художественная обработка соломы; вышивка; вязание крючком; вязание спицами; лоскутная техника; ковроплетение; роспись; ковань; лозоплетение; резьба по дереву и др.

    В процессе знакомства, с ремеслами казаков, организовываю продуктивную деятельность с детьми по старинным видам рукоделия. И не обязательно ковань делать из железа – мы используем пластилин, глину; резьбу по дереву пробуем на основе из солёного теста при помощи стеки; вышивку зарисовываем или создаём из мозаики и т.д.

    Обращаю внимание детей на то, что в свободное от военной службы время, казаки сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Особое внимание детей акцентирую на том, что у нас на Дону труд хлеборобов до сегодняшних дней  очень почетен.  Каждую осень в столицу края, город Ростов на Дону, со всех станиц и сёл, наш губернатор, приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того, чтобы наградить и прославить их. И, чтобы показать уважение к труду людей, которые выращивают хлеб, мы приглашаем их в детский сад. Хлеборобы рассказывают детям о том, как много труда надо приложить, чтобы вырастить хороший урожай. А вот какая техника им помогает, дети знакомятся в ходе экскурсий, на близлежащее хлебное поле. И, конечно же, стало традицией, для наших детей, чествовать тружеников села на День сельского хозяйства.

    Особое внимание, детей, заостряю на том, что история земли донской, прежде всего, соткана из судеб людей, проживающих на ней. Немало из них прославили, не только свою малую Родину, но и всю Россию славными делами – это и писатели, художники, композиторы, спортсмены, донские умельцы.

    Обращаю внимание детей на то, что Донской край - Родина для многих народов. На примерах из жизни, фольклорных произведений, обрядов и традиций разных народов, проживающих в нашей местности, показываю детям образец поведения, позитивного общения и добрососедских отношений.

    В процессе деятельности использую разные жанры донского фольклора: пословицы, сказки, легенды, песни. Особое внимание уделяю народным играм на основе фольклора и это не случайно. Через такие игры ребенок знакомится с культурой, традициями, обрядами, т.к. игровой фольклор донских казаков отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью, историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором. Большой, яркой и глубоко содержательной игрой является народный праздник, который связан с ритмом жизни, с традициями, обрядами, обычаями казаков. Поэтому праздники, на основе народного календаря, неотъемлемая часть моей деятельности.

    Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе оформлена соответствующая предметно – развивающая среда. В «Уголке ряженья» имеются взрослые и детские казачьи костюмы, в игровом уголке плетёные коврики, рушники, посуда и т.д., что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В патриотическом уголке находятся, оформленный совместно с родителями стенд «Герои-земляки этот День Победы приближали как могли», альбом «Уголок России – Отчий дом» с фотографиями родных мест, достопримечательностей родного города и края, исторических памятников, здесь же дети имеют возможность знакомиться с символикой  Донского края, с произведениями  донских писателей и поэтов.

    Макеты казачьего подворья, казачьей горницы с убранством, знакомят детей с бытом донских казаков и казачек. В уголке продуктивной деятельности помещены иллюстрации с изображениями изделий донских умельцев. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.

    Особое место, по данной проблеме, отвожу работе с родителями, используя разные формы: мастер-классы, консультации, совместные праздники, развлечения и выставки. Организую встречи не только с родителями, но и с представителями казачьего хора.

    Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, узнать, чем они славятся, - задача, посильная любой семье. Поэтому акцентирую внимание родителей на том, что любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: « Здесь строится…», « Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Донского края, знаменитых людях…» и т.д. Чтобы ребенок осознал себя равноправным членом семьи, предлагаю родителям привлекать его к посильному труду дома, к работе по уходу за объектами природы, где взрослый становится образцом поведения, ведь именно родитель, которому ребёнок доверяет, любит его, становится положительным примером для подражания.

    Ожидаемые результаты.

     должен знать: название родного поселка, района, символику родного района,  города; достопримечательности посёлка, района, города; историю возникновения города Ростова на Дону, станицы Кагальницкая, поселка Мокрый Батай; объекты живой природы Донского края; произведения поэтов, писателей Донского края; составляющие казачьей народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей.

    иметь представление: о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края; о растениях родного края, которые занесены в Красную книгу; иметь представление о жилище казаков в историческом прошлом; иметь представления о казачьих народных ремеслах.

    Содержание деятельности по «Воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края определено в перспективном плане, конкретно:                                                       - в непосредственно-образовательной деятельности;                                                                          -  ходе режимных моментов;                                                                                                                           - в самостоятельной деятельности детей, в условиях организации предметно-развивающей среды;                                                                                                                                        - во взаимодействии с родителями.

    Тема НОД. Примерное содержание.

    Образовательная деятельность в режимных моментах.

    «С чего начинается Родина»

    Цель. Формировать чувство сопричастности к семье, родному дому, детскому саду, к малой Родине, к России; осмысление таких понятий как «род», «родители», «родина»; обогащать представления детей о взаимоотношениях в своей семье; воспитание патриотизма.

    Примерное содержание.

    Уточнение значения понятий «род», «родители», «родина»;

    чтение стихотворения «Родина»

    З. Александровой. Выяснить у детей, как они поняли последние две строчки «Родина бывает разная, но у всех она одна». А у вас есть родные места? Почему они родные? Вот из таких маленьких уголков состоит наша великая Родина – Россия.

    Презентация на песню Я. Френкеля и М. Матусовского «С чего начинается Родина»

    рисование «С чего начинается Родина»;

    - чтение стихов: А. Юнальчук «Что такое Родина» - маму я спросила»,

    Н. Забила «Наша Родина»;

    - определение зачения выражений: «На что клад, коли в семье лад», «Семья вместе, так и душа на месте», «Всякому мила родная сторона», «Родная земля и в горсти мила»;

    - конструирование «Дом, в котором я живу»;

    - экскурсия по детскому саду;

    - целевые прогулки по родному городу;

    - беседа «Моя Родина – Россия»

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить альбомы: «Моя семья», «Уголок России – Отчий дом», «Моя Родина – Россия»

    Взаимодействие с родителями: консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»; схемы основного маршрута «Безопасная дорога в детский сад»

    «Мокрый Батай и Кагальницкий район – наша малая, сердцу близкая Родина»

    Цель. Закрепить знания детей о родном посёлке, об истории его возникновения. Познакомить с символикой поселка, достопримечательностями Воспитывать в детях чувство привязанности к родному посёлку. А так же со станицей Кагальницкой.

    Примерное содержание.

    Мокрый Батай – наша малая Родина. Основан он в 1916 году как разъезд на железной дороге.Вначале это был небольшой хуторок из семи домов в один ряд, а дальше только хлебные поля. Урожаи были хорошие, хлеба было много. Существовал элеватор, много хлеба переправляли вагонами и переправляли по всей стране. Жили в нём тихо и дружно. Со временем уклад жизни стал меняться со строительством новых домов, совхоза «Вишнёвый», завода. Сейчас наш поселок живёт трудовой и культурной жизнью.

    Так же познакомить детей со станицей Кагальницкой .Основана станица в 1809 году на правом берегу реки Кагальник. Её первоначальное заселение связано с необходимостью удобно размещать войска, проходящие на Кавказ. Местное население в основном занимается сельским хозяйством, это отрасль является основной в станице. В станице действуют 2721 личное подсобное хозяйство и 12 крестьянских фермерских хозяйств. Местные жители отличаются трудолюбием и тягой к благополучию. Животноводство находится в плохом состоянии по сравнению с растениеводством. На фоне повышения цен на корм, сельскохозяйственные предприятия не могут выпускать достаточно мяса, молока, яиц.

    Помимо сельского хозяйства в станице занимаются промышленностью. На кирпичном заводе занято 54 человека. Также в станице занимаются выпуском велосипедов и полиэтиленовых труб для газо-, и водоснабжения. Но больше всего людей занято на заводе молока и молочных продуктов – 205 работников. Также в станице работает завод по переработке зерна и хлебокомбинат.

     - презентации:«Достопримечательности Мокрого Батая», «Достопримечательности Кагальницкой»

    - дидак тическая игра«Путешествие по родному поселку»

    - беседа «Где родился, там и пригодился»;

    составление рассказа «Любимые места родного поселка»;

    - показ слайдов природа Кагальницкого района;

    - знакомство с картой Кагальницкого района

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить фотографии «Достопримечательности поселка», «Люди, прославившие наш поселок».

    Взаимодействие с родителями: совместное с родителями развлечение «Здесь Родины моей начало».

    «Историческое прошлое Донского края, история заселения, жизнь, быт казаков»
    Цели: Развивать интерес детей к историческому прошлому Донского края, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков.

    Примерное содержание.

    С давних времён, на берегах Дона селились люди, которых позже стали называть казаками. Самые первые казаки были люди беглые. Они селились в древних городках, которые позже стали называться станицами. Городки располагались в удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри ограждения располагалось жилище казаков, которое называлось «курень», на подворье находились хоз.постройки, баз для скота, амбары. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Главное помещение в казачьем курене – «зало». Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

    Показ слайдов: места заселения донских казаков «Древние городки»;

    презентация «Жилище казаков» (внешний вид и внутреннее обустройство);

    дидактическая игра «Казачья горница»;

    - лепка «Казачье подворье»;

    конструирование: плетение ковриков, плетня;

    - подвижная игра «Плетень»;

    - беседа «Кухня казаков»;

    чтение стихов Донских поэтов:

    А. Изранов «Казачьи места»,

    Роев «О чём пекутся казаки?»

    - беседа «Культура поведения казака и казачки»

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить: картину Б.Щербакова «Казачий курень», макеты «Курень с подворьем», «Казачья горница», пазлы «Предметы быта казаков», дидактические игры «Дострой курень», «Строим курень» (разрезные картинки), плоскостные фигурки казаков и казачек, куреня, домашних животных для настольного кукольного театра.

    Взаимодействие с родителями: предложить родителям совместно ребёнком посетить музей казачества.

    «Символы родного края»

    Цель. Познакомить детей с символами Ростовской области. Воспитывать уважение к отличительным знакам Донского края.

    Примерное содержание.

    У каждого города есть своя символика. К ним относятся: герб, флаг и гимн. Гимн Донского края – это торжественная песня, в котором народ славит его.

    Прослушивание гимна.

    Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле.

    Флаг Ростовской области представляет прямоугольное полотнище, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос разного цвета и одной вертикальной, белого цвета.

    - Беседа о гимне Ростовской области (гимн создан на основе песни Ф.И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался, православный Тихий Дон»)

    - рассматривание флага и других символов ВВД  ( флаг представляет прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос разного цвета: синего, жёлтого, красного; другие символы: герб, печать, бунчук, булава, насека).

    - подвижная игра «Знамя»;

    - дидактическая игра «Составь казачий флаг»;

    - рассказ о том, что символизируют цвета флага Ростовской области: синий донских казаков, жёлтый — народы, живущие на Дону, красный - русских, белый - символ единства области с Российской Федерацией.

    - Дидактическая игра «Что перепутал художник».
    (К нам пришел художник. Он принес три картины, на которых нарисованы флаги. Посмотрите и скажите, что перепутал художник).

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающую среду поместить: символы ВВД, флаг и герб Ростовской области; дидактические игры «Составь флаг», «Что лишнее»; разрезные картинки «Составь флаг»; раскраски «Раскрась флаг»

    Взаимодействие с родителями: совместный с родителями праздник «Приглашают казаки, не стесняйся, заходи»

    «Традиции и обычаи Донских казаков»
    Цели:
     Понакомить детей с , традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к традициям своего народа.

    Примерное содержание.

    Много обрядов было у донских казаков, они строго в казачьей семье соблюдались. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

    Значимы для казаков были традиции гостеприимства, хлебосольства. Вместе с детьми определяем смысл пословиц «Русский человек хлеб-соль водит», «Гостю в переднем углу место».
    Вспомним, какие главные законы должны знать казаки  с детства. ( С уважением относиться к старшим; уважать мать, сестру, жену;   быть честным и скромным;
    заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими;  
    защищать  от врагов свою Родину).
    В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. 
    Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас? (Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству)

    Традицией в казачьей семье было и то, что девушки-казачки только

    с 16 лет они могли быть на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца посиделок и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

    Специальные обряды соблюдались казаками при закладке дома.

    - На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – “чтобы всё водилось.”

    - Разговор с детьми о выполнении особых правил, которые касались почитания старших (при появлении старшего по возрасту все должны были встать; если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке, если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
    В присутствии старших
     не разрешалось сидеть; 
    не разрешалось разговаривать; прерывать разговор старших;
    не разрешалось курить.
    Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
    Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу).

    -познакомить с обрядами, связанным с рождением сына.

    Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

    Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

    - беседа «Традиционные праздники казаков»

    ( Самым любимым праздником была Пасха. В пасхальную ночь в церковь шли все, вернувшись из церкви, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

    Святки, также, почитаемый праздник на Дону.

    Длился он две недели. Начинался в Сочельник 6 января и заканчивался 19 января в Крещение;

    С давних времен Масленица – самый веселый праздник. Отмечают её в конце зимы и празднуют целую неделю. В старину наши прабабушки и прадедушки встречали её веселыми гуляньями и мы продолжаем их традиции;

    На Троицу казаки украшали берёзку, плели венки из цветов, вереницей ходили на луга, прыгали через костры, жильё украшали травой, цветами, ветками.

    Самостоятельная деятельность детей: развивающей среде поместить: альбом «Пусть благодать в душе живёт»; картины, иллюстрации с изображением казачьих обрядов, народных праздников.

    Взаимодействие с родителями--совместно с детьми оформить альбом «Заповеди казаков».

    «Промыслы и ремёсла на Дону»
    Цели:
     Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда.

    Примерное содержанее.

    Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна донская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. Большую роль в казачьем быту играли: кузнечное и гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла. Казаки занимались виноградорством и виноделием. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные). (дети рассматривают предметы быта, которые принесли и находятся в группе)

    (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям).Рассказ о том, чем занимались женщины – казачки
    (рукоделием: вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
     ( летом, весной и осенью у них было много другой работы).
    Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Из глины делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу для крыш..  В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда.  А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
    Давайте назовем  предметы посуды, которые делали гончары.
    ( Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик). 
    Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. 

    - Дидактическая игра:

    «Выбери предметы, которые делает гончар» (миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик)
    - беседа «Какая посуда для чего предназначается» (в чугунке варили картошку, кашу, щи; 
    в кувшин набирали воду и пили из него; в глэчике держали сметану, варенье, молоко; в макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок).

    Подвижные игры:

    «Кружева».
    (Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй . «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.)

    «Кузнецы»
    (Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
    «Конь ретивый, долгогривый
    Скачет полем, скачет нивой.
    Кто того коня поймает,
    С нами в салочки играет».
    По считалке выбирается «кузнец». Остальные  – «жеребцы».  Они подходят к «кузнецу» и говорят:
    «Эй, кузнец-молодец!
    Расковался жеребец.
    Ты подкуй его опять».
    «Кузнец» отвечает:
    «Отчего не подковать?
    Вот – гвоздь, вот – подкова.
    Раз-два  – и готово!»
    «Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

    -экскурсоведческие расказы: «Семикаракорская посуда»;

    на выставке «Золотые руки»
    (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой.  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, её старинное название
     настольник, её клали на стол.

    Показываю полотенце, даю полюбоваться вышивкой. На Дону называли полотенце рушник, даю полюбоваться вышивкой).
    На нём вышивали рукодельницы то, что видели в природе рядом с собой).
    Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну).

    - разучивание закличек, прибауток, народных игр к празднику«Госпожа – широкая Масленица»

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить: салфетки с вышивкой, кружева, рушники; иллюстрации на которых изображена глиняная посуда: миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик.

    Взаимодействие с родителями: совместное участие детей и родителей в спортивном празднике 23 февраля «Один в поле не воин»

    «Национальная одежда  донского казака и  казачки»
    Цели:
     Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков и казачек, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать у детей интереса   к национальным костюмам. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

    Примерное содержание.

    Народный костюм – летопись жизни наших предков.

    Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?

    Казаки тёмно-синий приталенный мундир. На воротнике и обшлагах рукавов была красная окантовка. Тёмно-синие шаровары с красным кантом – лампасом – заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носили гимнастёрку защитного цвета со стоячим воротником на пуговицах. Зимой носили шинель защитного цвета, на воротнике шинели красные петлицы. Казачья фуражка с тёмно-синим верхом, красным околышком, чёрным козырьком. Зимой носили серые папахи и башлыки. Всю одежду казака называли «казачья справа»

    Казачки ходили в юбках и кофтах. Юбки были длинные и широкие, с большим количеством оборок, под неё надевали несколько нижних юбок. Покрой кофты был сложный: до бёдер она плотно облегала фигуру, с небольшой баской. Длинными рукавами и воротником, с застёжкой спереди, назывались они – кираса. Казачки носили фартук. Назывался он завеска.

    - Дидактические игры

    «Чего не хватает» дети рассматривают картинку и ищут чего не хватает в костюме этого казака?.

    «Разрезные картинки»

    ( из частей дети составляют костюм казака и казачки)

    рассказы о том:

    «Что означал лампас в костюме казака?»

    (У казаков лампас приобрёл значение принадлежности к казачьему сословию. Лампас – это символ казачьей независимости).

    «Об обычае, связанном с головным убором казака»

    (У казаков существовал приносить головной убор, после военных походов, в жертву и благодарность батюшке тихому Дону за возвращение из военного похода живым)

    - беседы:

    «Головной убор казачки»

    (Женскому головному убору уделяли большое внимани. На пучок волос женщины надевали «шлычку», молодая казачка с праздничным нарядом надевала на волосы файшонку. Это шёлковая чёрная косынка, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом.

    - дидактические игры:

    «Готовим наряды для Аксиньи»

    «Готовим справу для Григория»

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить плоскостные фигуры казака и казачки с костюмами.

    Взаимодействие с родителями: совместное участие детей и членов их семей в празднике «Госпожа – широкая Масленица»,

    «Хлеб – всему голова»
    Цели: Воспитывать чувство уважения к труженикам Дона, прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

    Примерное содержание. 
    Воспитатель читает стихотворение:          
    Рос сперва на воле в поле,

    Летом цвел и колосился.
    А когда обмолотился,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто, 
    В магазине занял место.
    Вырос он под синим небом,
    И пришел на стол к нам хлебом.
    Я начала со стихотворения, о чем в нем говорилось? (О хлебе). Хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Скажите, как называют людей, которые выращивают хлеб. ( Хлеборобы). 
    Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. (Показ иллюстрации).Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал  большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. Отличается этот способ от современного? Как в наше время сеют хлеб? Вначале трактор плугами  вспахивает поле. Покажите это на картинке.
    А кто управляет трактором?
    Трактором управляет тракторист.
    А потом? Чтобы земля стала рыхлая, мягкая,  трактор её рыхлит бороной.
    К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна падают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.
    Как вы думаете, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай. (Урожай созрел, когда колосья стали полные, крепкие, сухие).
    Посмотрите на рисунки. Огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить? (Поле огромное, большое, как море. Красивое, золотое. переливается, волнуется).
    Пшеница поспела, кто её убирает?
    (Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу).
    А в старину люди вручную срезали колосья серпом, связывали их в снопы. Тяжелый это был труд. К тому же её еще надо было обмолотить цепями. То есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу, молоть муку. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы.  А куда дальше везут убранный урожай.
    Пшеницу везут на элеватор.
    А что делают на элеваторе?
    (На элеваторе очищают пшеницу и превращают в зерно. Еще на элеваторе зерно хранят).
    У нас на Дону труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней  очень почетен.  Каждую осень в столицу нашего края город Ростов – на-Дону со всех станиц наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать

    - рассматривание и сравние двух картин. Как хлеб убирали в старину, и как это делают сейчас. 
    (Дети рассматривают рисунки и отвечают).

    подвижная  игра «Пахари и жнецы».
    Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам»  и говорят:
    А мы пашенку пахали, 
    А мы пашенку пахали,
    Борозды глубокие,
    Полосы широкие.
    А вы , жнецы худые,
    У вас серпы тупые.
    «Жнецы» им отвечают:
    А у вас пахарь Сысой,
    У него плуг тупой.
    Он пашню не пахал, на меже лежал, 
    да ворон считал.
    По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнеца» по очереди стараются их разъединить. Если им это удается, то игру начинают «жнецы».

    - Дидактическая игра «Закончи половицу» 

    Хлеб – всему ( голова).
    Хлеб – батюшка, вода –(матушка). 
    Где лодырь ходит – там земля (не родит).
    Хлеб бросать – (силу терять).
    Худой обед, когда (хлеба нет).

    - расказ о традиции казаков встречать дорогих гостей хлебом-солью;

    - рассматривание картины Шишкина «Рожь» с опорой на стихотворение Ю. Жданова «Нива, моя нива…»;

    чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», «Прости меня, хлеб»;

    - проблемная ситуация «Не все зёрна свозили на элеватор, самые лучшие, крупные оставляли. Почему?
    (чтобы посеять и в следующем году и получить хороший урожай);

    - рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением полевых работ;

    - загадки о сельскохозяйственной технике;

    - имитация «Печём пироги»

    (засучили рукава – высыпали муку – налили воду – довили соль – вбили яйцо –перемешали – побили тесто – раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили на противень – поставили в печь – испекли – взяли все по пирожку – попробовали, съели – поблагодарили);

    - чтение стихов:

    Я.Дягутите «Руки человека», «Каравай»

    Я. Аким «Хлеб»

    Самостоятельная деятельность детей: колосья пшеницы, муляжи хлебных изделий, изготовленные из соленого теста, альбом «Как выращивали хлеб раньше», картины с изображением поля, различных полевых работ.

    Взаимодействие с родителями: участие в организации и проведении: экскурсии на хлебное поле; встреч с хлеборобами, чествовании их на День сельского хозяйства.

    «Донской фольклор: пословицы, поговорки, песни, сказки»
    Цели: Познакомить детей с поговорками и пословицами, сказками, песнями, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.

    Примерное содержание

    Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас.
    Разговорная речь казаков – ценный и интересный элемент народной  культуры. В речи казаков часто употреблялись пословицы и поговорки. Всегда они приходились к месту. Среди казачьих пословиц и поговорок есть немало русских, но произносятся они по-разному. Есть и такие, которые одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Пословицы - это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает. Поговорка – это образное выражение. Вот, например: «На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «Пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. За пословицами и поговорками, связанными с казачеством, мы видим решительного, волевого, смелого, отважного казака, который живет по законам отцов и дедов. Это воин с головы до ног. 
    А теперь поговорим о песнях. Издавна донская земля славилась своими песнями. В них отражалась жизнь казаков в походах, на сборах, песня помогала выражать радость, грусть, тоску по дому, воспевать смелость, отвагу. Любимыми были песни о красоте донского края. Песни  донских казаков отличались особой мелодичностью, разнообразием. Песни казаки не пели, а играли. Народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Большой популярностью пользовались песни связанные с обрядами, праздниками. На Масленицу кого-нибудь наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка». Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. 
    На Новый год дети ходили по домам, разбрасывали зерно – посевали, пели песни-колядки. Эти песни выражали радость от того, что был собран хороший урожай, надежду на новый богатый урожай пожелания здоровья и счастья хозяевам дома).

    - Чтение и драматизация казачьих народных сказок: «Лиса и рак», «Две козы», «Казак и лиса»

    - музыкальная гостиная «Песни казаков»

    хороводная казачья игра «Платочек»

    - Дидактическая игра «Закончи пословицу»

    Казак силен и крепок (дружбой с конём).
    Верный конь казака (никогда не подведет).
    Казаку конь – отец родной (и товарищ дорогой).
    Конь казаку – (лучший друг).
    Со счастьем – на коне, (без счастья – под конём).
    Казак без седла, (что черкес без кинжала).

     Честный правды (не боится).
    Человек без друзей, (как дерево без корней).
    Доброе братство – (дороже всякого богатства).
    Атамана из плохого казака (не получится).
    Где казак, (там и слава).
    Встречай хлебом-солью, (а провожай добрым словом).

    - Подвижная игра «Передай подкову»
    Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.

    - беседа «Легенды Донского края».

    Самостоятельная деятельность детей: - рисование на тему «Конь казаку – лучший друг»; лепка «Казак с пелёнок на лошади»; схематическое изображение наиболее понравившихся пословиц; слушание песен «По Дону гуляет казак молодой», «Распрягайте, хлопцы, коней».

    Взаимодействие с родителями: совместный с родителями вечер развлечений «Сказка-складка, послушать сладко»

    «В мире жить – с миром жить»

    Цель. Расширить представления детей о многонациональном населении Донского края; уточнить значение понятия «земляк»; побуждение детей к проявлению доброжелательного и терпимого отношения к сверстникам разных национальностей.

    Примерное содержание.

    Донская земля – Родина для разных народов. Сотни лет люди живут здесь вместе, дополняя друг друга. Всех собрал вместе удивительный Донской край и каждый вносит свой вклад в его развитие.

    - Задание «Сравнить пословицы народов Донского края о гостеприимстве: «Кого гости посещают, у того котёл не пустеет» (абхазская); «В своём доме я слуга, в чужом – господин» (армянская); «Гостя сначала накорми, а потом вестей спроси» (русская)

    - чтение сказок народов Донского края: «Пеструшка и мышь» (абхазская), «Холод, голод и сон» (ингушская), «Петух и квочка» (адыгейская), «Волк, лиса и петух» (чеченская), «Лошадник Чора» (балканско-карачаевская)

    Самостоятельная деятельность детей: В развивающей среде поместить книги со сказками народов, проживающих на Дону, иллюстрации, фотографии, изделия декоративно-прикладного искусства.

    Взаимодействие с родителями: совместное с родителями развлечение «Хоровод народов Дона»

    «Они прославили наш край»

    Цель. Познакомить детей с гордостью Донского края – писателями, художниками, музыкантами, поэтами; воспитывать чувство уважения к талантливым людям.

    Примерное содержание.

    Испокон веков Донской край богат талантами. Большую славу принесли ему писатели, музыканты, поэты, художники. С Дона вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе – М. Шолохов и А.Солженицын. На донской земле жили и работали А. Фадеев, А. Серафимович. На Дону родился и вырос музыкант Ю. Башмет, великая русская актриса Ф. Раневская, Ростовское художественное училище закончил кинорежиссёр С. Бондарчук

    На Дону 1 артист Советского Союза, 15 Народных артистов РФ, 2 Народных художника РФ, 118 Заслуженных артистов РФ, 37 Заслуженных художника, многие награждены медалями.

    Сегодня мы познакомились с теми, кто прославил наш Донской край. Мы должны продолжать славные традиции наших земляков.

    - Презентации:

    «Детские годы М. Шолохова»,

    «Дети в произведениях М. Шолохова;

    - чтение произведений М. Шолохова «Федотка», «Нахалёнок», «Ванюша»;

    - рассматривание иллюстраций к рассказу М. Шолохова «Нахалёнок»;

    - просмотр мультфильма «Карлсон вернулся» (Ф. Раневская озвучивала главную роль)

    - слушание произведений И. С. Баха в исполнении Ю. Башмета

    - рассказы:

    - о Героях России.

    Самостоятельная деятельность детей: в развивающей среде поместить портреты М. Шолохова, А. Солженицына, Ф. Раневской, С. Бондарчука

    Взаимодействие с родителями: совместно с детьми оформить альбом «Они прославили наш край»

    «Природа родного края»

    Цель. формирование у детей чувства любви и гордости за родной край на основе изучения природы родного края.

    Примерное содержание :  

     От древнего Азовья и сказочного лукоморья – залива у Таганрога – до сотворенного руками людей молодого цимлянского моря, от сальских степей до вешенских сосновых лесов пролегла наша стародавняя донская земля (показать на карте). Стремят по ней свои воды Дон и Северный Донец и многие незаметные степные реки, меж  холмами блестят сотни прудов. Далеко за пределами Донщины славятся наши белуги, осетры, севрюга, стерлядь, знаменитый рыбец, лещ, сазан, донская сельдь, сальские раки – исконное богатство Дона.
         Рыбы, птицы и зверя было на Дону несметное количество. Говорим «было», потому что развитие техники, распашка земель, многолетнее использование ядохимикатов, браконьерство привело к тому, что уже почти не встретишь у нас дрофы и стрепета, редко увидишь бирюзового зимородка, исчезли беркут, орлан-белохвост. Уменьшились и запасы рыбы в реках.
    Мы обязаны предупреждать такие ошибки и заблуждения. Всю нашу волю, все помыслы и устремления надо посвятить охране матери-природы. Каждодневно и ежечасно бороться за каждый клочок земли, за самую малую, незаметную речушку, за любой родничок, за каждое отдельное дерево, за каждого зверя и птицу.
        Ведь завтрашний человек обязательно захочет любоваться полетом белых лебедей, ощущать запахи леса, бродить по степи, ловить рыбу на утренней заре, слушать весеннее курлыканье журавлиных стай. Наконец, ему, завтрашнему человеку, просто нужны будут плодородные поля, рыба в реках, леса. Так же, как нам всем, ему надо будет жить и работать.
         Давайте же сбережем для него земные щедроты и красоту планеты, чтобы он не помянул нас недобрым словом.

    - Презентация «Природа Донского края»

    - Стихи о природе донских поэтов: А. Гарнакерьян «У нас на солнечном Дону», «Росное утро»; Е. Нестеров «Цветные ветры», Н. Малышев «В колодце небо цвета синьки» Дидактическая игра «Угадай дерево»

    (Игровое правило: по листьям и цветам определить дерево

    Ход игры: воспитатель показывает карточки с изображением листьев и цветов (семян) деревьев Донского края. Дети по очереди или по группам отгадывают деревья).

    рассказывание «Цветочные легенды»

    Подвижная игра «Покажи растение»

    (Игровое правило: Показать движением, жестами растение, которое растет в нашей местности, так, чтобы дети его узнали

    Ход игры: Дети делятся на две группы. Группы расходятся и договариваются, кто какое растение показывает. Одна группа показывает движения, а вторая отгадывает) .

    - дидактические игры

    «Народный лечебник» ( Закрепить знания детей о целебных свойствах знакомых растений, произростающих в Донском крае);

    - «Бюро погоды» ( Уточнить представления детей о народных природоведческих приметах)

    Самостоятельная деятельность детей: В развивающей среде поместить

    - альбомы, иллюстрации репродукции картин о природе Донского края.

    Взаимодействие с родителями: создание совместно с детьми «Красной книги» Донского краясоставление панно «Растения нашей местности» (Дети заранее приносят растения, выбранные вместе с родителями (веточки деревьев, листья, семена, цветы) и создают коллективное панно.

    «Они защищали Родину»

    Цель. Обогащать представления детей о героях-земляках, участниках ВОВ; формировать опыт уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям.

    Примерное содержание.

    9 мая наш народ отмечает День Победы, над фашистами. Это была очень страшная война. Враги прилагали огромные усилия, чтобы уничтожить нашу страну. Но у них ничего не получилось. Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. Город за городом освобождала наша Армия от врагов. 14 февраля 1943 года был освобождён Ростов. Решающее наступление началось в ночь с 13 на 14 февраля, и к двум часам дня гитлеровцы стали отходить из Ростова. На его улицах наконец-то воцарилась тишина. 30 августа была освобождена вся территория Донского края.

    В память о погибших воинах, освобождающих Ростов, сооружен величественный мемориал в Кумжинской роще, находящийся в юго-западной части города, на пересечении реки Дон и Мертвого Донца. Отсюда широкая дорога ведет к памятнику «Штурм», установленному на песчаной речной косе. На 18-метровую высоту взметнулась металлическая стрела, указывающая направление главного удара наступавших боевых соединений. У памятника находится и братская могила с уложенными на нее гранитными плитами, на которых высечены имена павших героев.

    Чтение стихотворения красносулинского поэта Р. Корнилова «У памятника»

    - рассказ о – Ростовчанах героях ВОВ (тысячи Ростовчан в годы ВОВ ушли на фронт и мужественно сражались за свобоу и независимость нашей Родины. Множество жителей города и района за ратные подвиги на фронте удостоены высокого звания Герой Советского Союза, а так же – полного кавалера ордена Славы. Некоторые из них увековечены барельефами на аллее Славы у мемориала Победы);

    праздничное оформление группы, участка к 9 мая;

    - экскурсия к памятникам павших бойцов, возложение цветов;

    - презентации с ветеранами ВОВ и воинами-афганцами;

    - изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ;

    - Игра «Перетяжка» 
    Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

    - рассматривание фотографий мемориалов, посвящённых воинам ВОВ;

    - слушание попури «Песни военных лет»

    - оформление стенда «Наши земляки День Победы приближали как могли»

    беседа «Награда нашла героя»

    285 жителей Дона, храбро сражажавшиеся с врагом, стали Героями Советского Союза, 5 удостоены этого звания дважды, а С.М. Будённый стал трижды героем Советского Союза, 57 наших земляков стали полными кавалерами Ордена Славы; за заслуги в годы войны и большой вклад в Победу Ростов – на - Дону награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени.

    Самостоятельная деятельность детей: В развивающей среде поместить фотографии наших земляков Героев Советского Союза А. И. Алексеева, А.М. Галатова,П. С. Дернова, Н.П. Евсюкова,Ф. А. Калинина,И.М. Корниенко,А.С.Кравцова,П.П. Леденёва,И.К. Просандеева,В.Н. Сидорина,И.А. Омельченко,И.А. Чистов.

    Взаимодействие с родителями: посещение, совместно с детьми, митинга и участие в концерте посвящённого Дню Победы.

            

                    Список литературы:

    1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - С. – Петербург, Детство – Пресс, 2008 г.
    2. Илющенко Р. «Что значит быть патриотом?» Москва, 2004г.
    3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.
    4. Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры / авт.-сост. Ж.В.Черноиванова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 141 с.
    5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php
    6. Неточаева Н.В. Живая память России: Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию личности старших дошкольников/ Н.В.Неточаева. – Режим доступа : http://www.pedolimp.ru
    7. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Минск, 2007г.
    8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера, 2007г.
    9. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство: ТЦ Сфера, 2010г.
    10. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду – М., Линка – Пресс, 2006 г
    11. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. 4-е изд., доп. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2010 - 320 с.
    12. Полякова Т.В. «Знакомим детей с малой Родиной» Москва, 2007г.
    13. Чумичева Р.М., О.Л. Ведмедь, к.п.н., доц. Н.А. Платохина «Родники Дона».
    14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

    приложение №1. https://cf.ppt-online.org/files/slide/u/ukBr1GpUXLPvaYfdRjKhtw5EQz2nFeqOITN8oA/slide-9.jpg

    https://fs00.infourok.ru/images/doc/129/150774/640/img6.jpghttp://mypresentation.ru/documents/dead383cac8b4119eb52709e08ca8b11/032.jpg

    http://i.ytimg.com/vi/6sCRoNnm4L0/maxresdefault.jpgОбщая информация о станице Кагальницкая

    Станица Кагальницкая – центр одноименного района.
    По данным 2016 года в станице проживает 7375 жителей, при том наблюдается небольшой прирост населения.

     

    Местное население в основном занимается сельским хозяйством, это отрасль является основной в станице. В станице действуют 2721 личное подсобное хозяйство и 12 крестьянских фермерских хозяйств. Местные жители отличаются трудолюбием и тягой к благополучию. Животноводство находится в плохом состоянии по сравнению с растениеводством. На фоне повышения цен на корм, сельскохозяйственные предприятия не могут выпускать достаточно мяса, молока, яиц.

    Помимо сельского хозяйства в станице занимаются промышленностью. На кирпичном заводе занято 54 человека. Также в станице занимаются выпуском велосипедов и полиэтиленовых труб для газо-, и водоснабжения. Но больше всего людей занято на заводе молока и молочных продуктов – 205 работников. Также в станице работает завод по переработке зерна и хлебокомбинат.

     

    Инфраструктура станицы

    В станице находится центральная районная больница, 3 дошкольных учреждения и школа, в которой учится 880 детей, а также станция юных техников. Культурная жизнь в станице представлена домом культуры, двумя библиотеками и детской школой искусств. Детям в регионе скучать не приходится. Тут находится рекордное число памятников по сравнению с другими поселения района, их тут 6.

    http://karatu.ru/wp-content/uploads/2017/10/0910178-300x225.jpg
    Особое внимание в регионе уделено спорту – 3 спортивных зала и 1 стадион и оздоровительный комплекс с бассейном, который открылся 1 сентября 2017 года. Юные кагальницкие спортсмены показывают хорошие результаты в мини-футболе, шахматах, волейболе, танцах.

    Еженедельно в станице выходит общественно-политическая газета «Кагальницкие вести», газета представлена и в интернете, издается с 2002 года.

    В станице также представлены общественные и политические объединения, такие как «Единая Россия», КПРФ, Совет ветеранов ВОВ, труда, правоохранительных органов, «Союз Чернобыль России», Казачье общество «Кагальницкий Юрт», областная организация ветеранов войны в Афганистане, станичное казачье общество «Станица Кагальницкая».

    Местные жители участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Их имена размещены на сайте районной газеты. Каждый год 26 апреля ликвидаторы встречаются, чтобы почтить память ушедших соратников. К могилам ликвидаторов возлагаются цветы. Все из региона на устранение трагедии было отправлено 42 человека, 26 из которых уже нет в живых, их век сократила радиация. Пока в Кагальницком районе не установлен памятник ликвидаторам трагедии, но его установление в будущем не исключается.

    http://polanskaysvet.ucoz.net/_nw/0/21244005.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

    Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

    Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной»

    Разработанная система деятельности по воспитанию патриотических ценностей о культурно-исторических традициях реализуется в проекте «Мой край родной»....

    Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"

    Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста...

    НОД на тему: «Родной свой край люби и знай"

    Формировать представления у детей о малой Родине, расширять знания о родном поселке...

    Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»

    Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...

    Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

    Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...