Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
статья (подготовительная группа)

Шарикова Татьяна Михайловна

"Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы:

«Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края»

Шариковой Татьяны Михайловны

музыкального руководителя высшей категории

муниципальной дошкольной образовательной организации

детского сада общеразвивающего вида (художественно-эстетического приоритетного направления развития  воспитанников) второй категории

 № 6 «Сказка»

        

г. Белая Калитва

Ростовская область

2013г

Оглавление.

1.Введение. Актуальность проблемы…………………………… стр.3

2.Характеристика педагогических средств реализации

разработанного модуля.

2.1.Инновационные подходы и технологии в музыкальном воспитании, схема интеграции образовательной области «Музыка» …………стр.4-8

2.2. Взаимодействие педагогов и родителей –

реализация творческих способностей детей……………………...стр.9-10

2.3. Результаты мониторинга ……………………………………. стр.11-13

2.4.Здоровьесберегающие технологии……………………………стр.14

2.5.Создание музыкально-эстетической

предметно-развивающей среды. ………………………………… стр.15-16

3.Авторские музыкально-дидактические игры .…………………стр.17

4.Анализ результатов педагогической деятельности……………стр.18-21

                На современном этапе духовного возрождения России в соответствии с «Федеральной целевой программой развития образования РФ на период 2011-2015гг.», программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы» наше государство ставит одной из важнейших задач – воспитание гражданственности и патриотизма.

          По моему мнению, эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, возрождения казачьих традиций.

Наша муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад №6 «Сказка» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе программы «Детство» в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации,  от 23 ноября 2009 г. № 655  «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России.

Учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, мною был разработан модуль «Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие ребёнка» для детей старшего возраста по всем видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальные  движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная  игра-драматизация.

Цель модуля: формирование основ духовного, нравственного и патриотического воспитания дошкольников через музыкальное наследие и современную донскую культуру.

Задачи.        

1.Воспитывать устойчивый интерес и любовь к казачьим песням, развивая нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.

2.Развивать способность восприятия и исполнительства: выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на народных казачьих инструментах.

3.Развивать творческий потенциал, самостоятельно применять в повседневной жизни, выученные казачьи песни и танцы, инсценировать игровые песни.

В модуль входит:

1) разработанный комплексно-тематический план музыкального развития на основе регионального компонента;

2) ценностно-целевые ориентиры праздников и традиций донского края;

3) план взаимодействия педагогов и родителей;

4)мониторинг освоения детьми старшего возраста образовательной области «Музыка» на основе регионального компонента;

5)модель юного казачка и казачки.

Национально-региональный компонент реализуется через интеграцию     образовательных областей:

Схема  интеграции образовательной области «Музыка»

       Используя инновационные подходы и технологии в музыкальном воспитании старшего дошкольника, в разработанном мною комплексно-тематическом плане музыкального развития на основе регионального компонента, я использую различные формы организации музыкальной деятельности. Это интегрированную, доминантную и тематическую НОД, праздники и  развлечения на основе народного казачьего материала. Работу с детьми строю по подгруппам, обеспечивая  реализацию дифференцированного подхода к детям, давая возможность уделить внимание каждому ребёнку.

                     

Для успешного обучения и развития музыкальных способностей детей в пении использую разнообразные методы и приёмы. Применяя в своей работе  наглядно-выразительный показ приёмов исполнения песен,  я привлекаю к знакомству с новым произведением воспитателей, родителей и специалистов по народному пению, чтобы  красиво продемонстрировать казачью песню, помочь детям правильно интонировать её, работать над дыханием, характером звучания, эмоциональной выразительностью исполнения, связанного с художественным образом.

          При отборе детского музыкального репертуара  обращаю внимание  на:

        1) наличие в песне яркого музыкального образа;

        2) доступность музыкального произведения восприятию;

3)соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей.

           Мною подобран интересный и доступный фольклорный материал. В народной песне всё продуманно и предусмотрено, всё идёт от природы. При обучении пению я учитываю физиологическое развитие голосовых связок дошкольника. Обращаю внимание на примарную зону голоса детей, которая совпадает с речевой зоной и звучит наиболее естественно и красиво. Работу по постановке голоса начинаю с диагностики музыкальных способностей, деление детей по голосам: высокий,  средний, низкий.

Но самое главное при работе над песней, учитывая критерии и показатели здоровья и физического развития воспитанников (СанПиН), обращаю внимание на охрану певческого голоса дошкольника. Я учу своих воспитанников не форсировать звук в пении, не перенапрягаться, не утомлять свой голос -  пение и крик -  несовместимы! Добиваюсь от маленьких вокалистов овладения элементами резонансной техники пения, бережно относясь  к их голосу.

          В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий голосовой  диапазон детей. Делаю это очень осторожно: проверяю объём голоса, выясняю, кому из детей трудно петь, затем продумываю разнообразные приёмы, например: правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих посадить в первом ряду). Сидящие впереди слышат, как поют другие дети, а мне удобнее наблюдать за ними и своевременно приходить на помощь.

В своей работе над народной песней я использую небольшие песенки-попевки, которые способствуют   выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песне.

Легко удаётся привить правильную манеру и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного звука, использую игры с пением. Ребёнок поёт свободно, без настройки, свободный звук появляется  на речитативе. Делать это  надо легко, свободно, не «давя» на связки. Прошу начинающего певца  потянуть звуки, так если бы он пел в поле или в лесу.

Для овладения навыками лёгкого, подвижного пения пользуюсь показом, построенным на имитации игры на народном инструменте («спой, как дудочка», «покажи, как  звенит колокольчик» и т.д.).

В работе над дикцией, привлекаю внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Считаю важным при этом выделять, подчёркивать некоторые слова, выражения, одновременно решая задачи певческого дыхания: «не разрывай слово».

           Одна из сложных задач при исполнении казачьей песни – петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Я объясняю детям, что недостаточно только правильно исполнять мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорят: «давайте, сыграем песню». Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Вместе с детьми мы разыгрываем в песнях разные по характеру и настроению сцены из жизни казаков.

         Богатство и разнообразие ситуаций и характеров игровых, казачьих песен позволяют активно использовать их для хореографических образов, танцевальных миниатюр, театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе, ребёнок будто переносится в другой мир, становясь селезнем и уткой, соловьём и соколом, дедом Ермаком и коршуном. Здесь всё зависит от воображения юного артиста, его представлений.

В своей работе при разучивании народных казачьих движений я использую «подговорки» - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. По моему мнению, «подговорки» образны, музыкальны, ритмичны. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, на музыкальных занятиях. Занимаюсь с детьми индивидуально, подгруппами и всей группой.

В работе над танцем стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильность исполнения того или иного движения, но и прежде всего на то, что является основой народной традиции. Использую метод сравнения: девочки  «плывут, как лебёдушки», а мальчики  «летят, как соколы».

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям и потребностям ребенка, по моему мнению, являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все  виды музыкальной деятельности. Исходя из моего опыта работы, музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Я считаю, что педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Особое место в моей работе с детьми по развитию музыкальных способностей занимает игра на казачьих народных музыкальных инструментах. По моему мнению, здесь реализуются исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одарённости.

        Условия формирования игры на казачьих музыкальных инструментах:

1) накопление детьми музыкально-слухового опыта, знакомство с народными инструментами.

2) овладение навыками игры на музыкальных инструментах.

3) развитие музыкальных  способностей.

4)подбор по слуху (ориентировочно-тембровый, ритмический и мелодический).

          Считаю, занятия детским оркестром и ансамблем на слуховой основе очень интересными для детей. Я не только приобщаю их к истокам родной культуры, но и  создаю условия для формирования музыкально-слуховых представлений, поддерживающих и развивающих интерес к элементарному  музицированию и импровизации.

         Результат всей работы по музыкальному воспитанию в детском саду  и овладение казачьим фольклором дети представляют на утренниках концертах. Уже стало традицией проводить в нашем детском саду народные казачьи праздники: «Осенины – у Осени именины», «Покров – праздник казаков», «Гуляй на Святки без оглядки»,  «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «На Масленицу – веселье да смех, у нас лучше всех!», «Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить», «Троица пришла – игра пошла!», где  дети проявляют совместные эстетические переживания, погружаются в атмосферу культурных ценностей и смыслов, впитывая культуру своего народа, перенимают прошлые культурные традиции.

Для реализации способностей и возможностей воспитанников, совместно с родителями и воспитателями собирается специальная  папка-портфолио, где мною не только фиксируются успехи одарённых детей, но и прослеживается динамика, оцениваются сильные стороны развития ребёнка, планируются умения и навыки, требующие развития.

Туда вошли:

1) динамика, фиксирующая изменения и рост ребёнка;

2) дипломы и грамоты, полученные ребёнком;

3)фотоматериал, где прослеживается непрерывность процесса обучения от года к году;

4)запись педагогом авторских музыкальных сочинений ребёнка;

5)детские рисунки «Я и музыка».

       

С целью повышения качества образовательного процесса мною     разработана локальная модель педагогического взаимодействия музыкального    руководителя, педагогов ДОУ, хореографа, родителей, которая обеспечивает     объединение всех участников образовательного процесса для общей задачи – музыкального развития ребёнка.

Модель педагогического взаимодействия

Педагоги ДОУ

         

         Работа с родителями и педагогами ДОУ строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов и возможностей детей. Большую поддержку в патриотическом воспитании детей мне оказывают педагоги и сотрудники ДОУ, силами которых был организован ансамбль «Калитвяночка», песни их звучат не только на праздниках, но и в повседневной жизни детей. Приобщая родителей с детьми к национальным ценностям через музыку, активизируя эмоционально-чувственную сферу детей, участники ансамбля желанные гости на утренниках, развлечениях и концертах.

Я уверена, что лишь при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса, семьи и педагогов-музыкантов Школы искусств, Дворца культуры, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества создана  единая музыкально-образовательная среда, которая является мощным средством развития творческих способностей воспитанников детского сада.

         Учитывая цели и задачи  модуля, ведётся тесная работа с педагогами-специалистами МОУ ДОД Дома детского творчества, совместно разработаны перспективно-тематические планы.

               Детская студия народной песни и танца «Забавушка», руководитель педагог дополнительного образования Сирик С.А., которую посещают воспитанники нашего детского сада.

       Цель: формировать ценностное отношение к народным праздникам и обрядовым мероприятиям через казачий песенный фольклор.

     Задачи.1.Формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие     выразительному исполнению.

2.Развивать музыкальный слух, слышать себя и товарища во время                                        

пения.

3.Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному

использованию знакомых казачьих песен в играх, хороводах и праздниках.

           На основе «Мониторинга освоения детьми образовательной области «Музыка» по программе «Детство» я разработала систему мониторинга и диагностики уровня освоения модуля по «Историко-культурному наследию Дона через музыкальное развитие ребёнка»: диагностика чувства музыкальной формы, диагностика звуковысотного слуха, диагностика темпо-метрического слуха, диагностика тембрового и динамического слуха.

Результаты диагностики

Музыкальные способности детей старшего возраста 

Диагностика чувства музыкальной формы

                                  Диагностика звуковысотного слуха

                                 Диагностика темпо-метрического слуха

Диагностика тембрового и динамического слуха

     

Таким образом:

1. Диагностика чувства музыкальной формы: дети легко распознают, по словам и мелодии казачью народную музыку, классифицируя её по жанру, характеру, содержанию, музыкальному языку и тематике (о родной природе, бытовые, праздничные, колыбельные, военные, шуточные). Мои воспитанники оценивают и рассуждают о характере донской музыки с проявлением собственного личностного отношения к ней, вслушиваясь в каждую фразу музыкального произведения, чувствуя смену настроения, динамику музыкального образа и средства его воплощения.

2. Диагностика звуковысотного слуха: дети выразительно исполняют  казачьи песни. Правильно интонируя, владеют навыками дыхания, звукообразования, чистотой дикции. Включают казачьи песни в собственную творческую деятельность, являясь активными участниками в составлении песенного репертуара для праздников и развлечений. Они легко подбирают и исполняют казачьи песни по событиям: если это экологический праздник – о природе, встреча со старшим поколением – бытовые, военные, концерт для малышей – колыбельные, шуточные песни. Хороводные песни обыгрывают танцем, придумывая свои движения.

3.Диагностика темпо-метрического слуха: народные танцевальные движения даются детям легко, они свободно ориентируются в пространстве, выбирая наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Двигаясь, в соответствии с характером казачьей песни, дети приобрели опыт соотнесения музыки с движением. Стали более раскрепощёнными, уверенными в себе. Дети знают, что мальчик должен показать себя настоящим мужчиной, казаком – он, приглашая девочку, ведёт её в круг и становиться так, чтобы его партнёршу было  хорошо видно, охраняя её во время танца, а по окончании – провожает девочку на место. Так как, наш детский сад реализует программу «Детство», которая предусматривает использование приёмов моделирования, воспитанники  самостоятельно моделируют казачьи танцы и хороводы соответственно тематике и характеру музыки. Эти танцы дети переносят в повседневную жизнь.

4. Диагностика тембрового и динамического слуха: мои дети выразительно исполняют подобранные по слуху казачьи мелодии, импровизируя и интерпретируя свой созданный музыкальный образ. Самостоятельно моделируют и исполняют собственное музыкальное произведение в ансамбле и в оркестре. С большим удовольствием вносят сочинения в свой быт, игры, самостоятельную художественную деятельность, музицируя в музыкальном уголке детского сада и у себя дома, привлекая старших сестёр, братьев и родителей.

 Мои воспитанники являются авторами и режиссёрами современных казачьих сказок. Юные артисты ярко передают характеры героев через импровизацию в пении, хореографии, используют сочинённые музыкальные зарисовки при озвучивании спектаклей.

          В результате анализа показателей мониторинга мои воспитанники осваивают виды музыкальной деятельности на оптимальном уровне. По всем критериям наблюдается положительная динамика музыкального развития детей.

         Воспитанники ДОУ принимают участие в ежегодном городском музыкальном фестивале «Надежда», многократно становясь победителями и призёрами этого фестиваля, что подтверждено дипломами и грамотами, которые пополняют портфолио  одарённых детей.

             Очень радует меня, что мои воспитанники несут любовь к казачьей народной музыке на протяжении всей своей жизни. Самые увлечённые из них стали лауреатами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Это подтверждается дипломами и грамотами детей: Гладков Дмитрий, Дорохина Ангелина, Жуков Алексей, Карасёва Татьяна, Галаева Екатерина, Бузикова Дарья.

             В нашем ДОУ работает ПМПк, где специалистами разрабатываются индивидуальные программы сопровождения  детей, имеющих проблемы  личностного развития. Так как, музыкальное воспитание детей имеет огромное значение в  становлении эмоциональной сферы ребёнка, мною проводиться коррекционная работа по «Методике  музыкотерапии и танцетерапии» (М.А.Поваляева), звуковое дыхание по методике М.Л.Лазаревой. Я считаю, что использование данных методик  сохраняет и укрепляет здоровье дошкольников. Включая звуковую гимнастику  А.Лобановой в свою работу, я думаю, что не только крепнет организм ребёнка, но и повышаются его творческие и умственные  способности, чудесный мир звуков укрепит гармонию души и тела. Приобщая ребёнка к национальным культурным ценностям, смыслам жизни был получен результат эмоционально-личностного тестирования, где наблюдается положительная динамика развитии детей.  

При организации предметно-развивающей среды, как пространства, раскрывающего перед ребёнком мир, позволяющий самостоятельно реализовать свой творческий потенциал, служащий посредником во взаимоотношениях взрослых и детей, мною ставились следующие задачи:

1.Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в  художественно-эстетической деятельности.

2.Формировать у детей нравственно патриотические  чувства.

3.Развивать творчество дошкольника через активное отношение к миру, стремление изменить и создать новую социокультурную среду, потребность выразить самобытность своего «Я».

4.Способствовать формированию опыта творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств для создания художественного образа, а также партнёрства в  совместной деятельности.

Ориентируясь на данные задачи, была создана совместно с детьми музыкально-эстетическая предметно-развивающая среда.

Модель индивидуально - творческой среды по музыкальному развитию МБДОУ ДС№6 «Сказка»

  1. «Играй-ка» - игровая зона, содержащая  музыкально – дидактические и подвижные игры, смоделированные детьми, придуманные и изготовленные ими атрибуты  и пособия для музыкальных игр, а также ребусы и кроссворды на казачью тематику.
  2. «Топотушки»- зона для развития музыкально–ритмических движений, наполнена элементами игровых костюмов и атрибутов, соответствующих содержанию музыки, совместные зарисовки детей и родителей, помогающие понять музыкальный образ; иллюстрированными сюжетными и образными картинками придуманных  разработок алгоритмов танцев; музыкальный центр с дисками и кассетами.
  3. «Я – артист» - театральная зона для развития творческой самостоятельности в создании художественного образа, куда входят схемы-модели декораций, созданные детьми совместно с педагогами, костюмы к театральным спектаклям, придуманные и зарисованными самими маленькими артистами; «книжки-малышки», куда вошли сказки и стихи для спектаклей с участием казачьего театрального героя Чигуши, сочинённые детьми вместе с взрослыми. Здесь же мои воспитанники при помощи  репродукций картин, пиктограмм, отображающих мир человеческих эмоций,  фотографий детей, переживающих различные эмоциональные состояния, выражают свои чувства и настроения.

         Во всей предметно-развивающей среде присутствуют элементы казачьего фольклора, но особенно любима детьми «Донская горница». 

            Опираясь на образовательную  программу «Детство», в которой заложена музейная педагогика, мною совместно с бабушками воспитанников создан мини-музей казачьего костюма, предметов быта и музыкальных инструментов. Здесь же с помощью родителей из природного материала и казачьей утвари собран детский казачий оркестр, а также фонотека казачьих песен. Для этого блока  собрано  пособие «Игрица», куда вошли потешки, стихи, частушки и песни о казачьих  музыкальных инструментах: балалайке, бубне, гармошке и  скрипке, придуманные детьми, постоянно пополняющееся новым материалом. Разрезные картинки традиционных казачьих праздников.  

         Цель пособия: знакомить детей с музыкальными инструментами казаков, вызвать желание играть на них.

           С целью  закрепить  и выразительно исполнить знакомые казачьи песни, я разработала музыкально-дидактическую  игру «Донская шкатулка».

          1 вариант.

        Игровой материал.

Запись фонограмм на аудио кассете, иллюстрации к казачьим песням, собранные в шкатулке.

 Ход игры. Музыкальный руководитель по выбору включает отрывок фонограммы  знакомой казачьей песни. Дети должны назвать песню, найти в шкатулке  картинку, соответствующую услышанной мелодии песни, исполнить куплет или всю песню.

2 вариант.

Игровой материал.

 Запись фонограмм на аудио кассете, карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены иллюстрации к казачьим песням, вторая половина – пустая, фишки.

        Ход игры. Играет подгруппа детей. Дети берут из шкатулки по карточке. Музыкальный руководитель исполняет отрывок из знакомой казачьей песни, ребенок, узнав её, закрывает фишкой пустую половинку карточки, соответствующей иллюстрации песни. Кто быстрее всех справится с заданием, называет любимую казачью песню и все вместе исполняют её.

         

                3 вариант.

        Игровой материал.

        Запись фонограмм, иллюстрации в шкатулке.

        Ход игры. Соревнование между командами(2-3). Чья команда правильно назовёт песню по иллюстрации из шкатулки, спеть командой угаданную песню.

Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

Авторская музыкальная подвижная игра «Атаман».

Казачья песня «Ой, при лужку».

Цель игры: формировать музыкальные способности, развивать у детей инициативу и самостоятельность.

Игровой материал. Шашка, стулья - «кони».

Ход игры. Стулья поставить по кругу, на один меньше играющих. «Атаман» с шашкой в руке в центре круга – вглядывается вдаль, дети прячутся, затем «Атаман» прячется, дети его ищут. «Атаман» кладёт шашку на пол, встаёт в общий круг, дети «скачут» прямым галопом, по окончании музыки нужно сесть на «коня». «Атаман»  берёт шашку и становится ведущим.

Авторская музыкально-творческая игра «Воображалка»

Цель игры: ассоциативность, активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия казачьей народной песни.

Игровой материал. Предметы казачьего быта:  горшки, врубель, чугунки разных размеров, утюги, посуда и др.

Ход игры. 1. Исполнить знакомую песню с помощью домашней утвари.

                   2.Сочинить сказку.

                   3.Озвучить иллюстрацию.

Стимулируя ребёнка к активному взаимодействию со средой, наблюдая за внешними проявлениями детей, мне приходиться быстро реагировать: менять, корректировать зоны музыкальной предметно-развивающейся среды в зависимости от тематики, интересов и возможностей детей.

При разработке модели я опиралась на специфику казачьих семейных традиций воспитания мальчиков и девочек. Юный казачонок должен быть физически сильным, смелым, выносливым, умеющим преодолевать трудности, достигать поставленных целей, желающим брать на себя роль защитника, а юные казачки – женственны, заботятся о близких, об уюте в доме. Всё это я учитываю при развитии музыкальных способностей у девочек и мальчиков. Учитывая народные традиции казачества, мною разработана модель ценностно-смысловых качеств, которыми должен обладать юный казачонок и  юная казачка.

 

МОДЕЛЬ ЮНОЙ КАЗАЧКИ

Любит родной край                                         Хранительница  домашнего  очага                 Женственность, смиренность                         Продолжательница традиций

Забота о нуждающихся людях                                    Щедрость души                                                                 Умеет трудиться                                                  Весёлая, жизнерадостная

Умеет играть на музыкальных  инструментах, поёт, танцует.                                                                                    

МОДЕЛЬ ЮНОГО КАЗАЧОНКА

 

Продолжает обычаи, традиции.                                                    Умеет трудиться.                                                  

    Весёлый, жизнерадостный.                                                      Смелый, отважный,

                                                                                                                  Мужественный.

Щедрость души.                                                                       Будущий защитник Родины.

  Любит родной край.                                                                          Почитает старших,      

 Уважение к женщине.                                                                           опора родителям.

                      Умеет играть на музыкальных  инструментах, поёт, танцует.

                                                                                                                                                                                                                          

            В последние годы со всей остротой встаёт задача возвращения личности в контекст культуры, которая с одной стороны, создается человеком, а с другой культура выступает средством формирования личности. В современной социокультурной  ситуации большую значимость приобретают национальные ценности на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Я уверена в том, что содержание образования обеспечивает развивающий результат в том случае, если в нём отражён региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство, и выступает средством ежеминутного прикосновения к тому, что определяется понятием «Малая Родина».

        Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину -  задача, особенно актуальная сегодня. Разработанный мною модуль помогает решать эту важную задачу приобщения детей к истории и культуре родного края, ценностного отношения к миру, достойного сына и дочери своей семьи.

           Мой опыт по «Освоению историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие ребёнка» был представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей, который я возглавляю на протяжении 16 лет. На заседаниях методического объединения  мною был проведён мастер-класс, где  рассматривались вопросы патриотического воспитания через культурно-исторические традиции донского казачества: годовые народные праздники, песни и танцы казаков.

            Музыкальные руководители детских садов города и района испытывают трудности в подборе детского казачьего  репертуара. Много лет я работаю над этой проблемой, пополняя  «копилку» песен, танцев, музыкальных игр и хороводов донских казаков. Частые гости на заседаниях методического объединения города бабушки наших воспитанников. Передавая характерные песенные традиции местных казаков, они являются носителями специфики исполнения казачьего фольклора. Педагоги переносят полученные знания и умения от старшего поколения в работу с детьми. Так происходит преемственность поколений.

           Свой опыт  работы я  опубликовала в научно-практическом журнале «Воспитатель ДОУ» №4 2009г. (ООО «Творческий Центр Сфера», г. Москва), в научно-методическом пособии «Предшкольное образование в Ростовской области»/Автор-составитель Л.Б. Бех (Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009г.).

           Работая    в   инновационном    режиме,   я нахожусь в постоянном поиске  эффективных  форм  организации  образовательного процесса. В целях повышения познавательного уровня развития детей, активно использую в работе ИКТ. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

            С моим  опытом  работы вы можете познакомиться в сети Интернет на сайтах http://mp3sort.biz/index.php,   http://forum.in-ku.com/ и персональном сайте 

                     http://nsportal.ru/sharikova-tatyana-mihaylovna.

         

          Окончив в 1980 году Азовское педагогическое училище по специальности «музыкальный воспитатель», продолжаю повышать свою квалификацию:

в 2008 году была аттестована на высшую квалификационную категорию;

в 2009 году окончила краткосрочные курсы в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

в 2010 году прошла мастер-классы С. Французьян и Е. Черныш по вокальному пению;

 в 2011 году - авторские школы композиторов А.Кудряшова и И.Русских. Продолжаю вести  поиск новых методов воспитания и образования детей дошкольного возраста, отвечающих запросам времени, соответствующих потребностям и социальному заказу родителей, индивидуальности каждого ребёнка.

Мои достижения:

2009 год -  за высокий профессионализм, добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей, внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых форм и методов обучения и воспитания я была награждена Благодарственным письмом министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

2010 год -  стала победителем  в муниципальном этапе конкурса «Учитель года – 2010» в номинации «Лучший музыкальный руководитель дошкольных образовательных учреждений  Белокалитвинского района».

2011год - участие во  Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям» в номинации: «Лучший воспитатель детского сада».

2011 году -         за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений культуры и искусства, большой  личный вклад в формирование нравственных основ детей  я награждена  Почётной грамотой  Министерства образования и науки Российской Федерации.

Музыкальный руководитель                                          Шарикова Т.М.

ребёнок

ребёнок

РЕБЁН

«Коммуникация»

Заклички, скороговорки

устное народное тво-во

«Чтение худ. литературы»

Мифы, легенды донского края

«Художественное творчество»

Картины донских художников

Психолог

«Познание»

обычаи казаков

«Социализация»

Уважение к  традициям казаков

«Физкультура»    «Здоровье»

Казачьи праздники, развлечения, игры

Образовательная        область

«Музыка»

«Труд»

труд казаков и казачек

    Хореограф

Педагоги ДОУ

Родители

Музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"

Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....

Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной»

Разработанная система деятельности по воспитанию патриотических ценностей о культурно-исторических традициях реализуется в проекте «Мой край родной»....

Таблицы и задания для диагностики музыкального развития дошкольников (на основе методики О.Радыновой)

Адаптированные задания для дошкольников по проверке уровня освоения  умений и навыков в обр.области "Художественно-эстетическое развитие"...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»

Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ  РОДНОГО КРАЯ&r...

Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания

В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников....

Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"

https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...