Проект «Детский сад и семья - шаги навстречу»
проект

Килёва Оксана Николаевна

Проект

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kilyova_proekt_detsad_i_semya.docx60.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

«Детский сад и семья - шаги навстречу»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №61 «Лель»

Килёва О.Н.                                                              

г. Сургут, 2022 г.

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам, где большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Основные задачи, поставленные перед образованием сегодня, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовно – нравственных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку, совместное решение проблем.

Актуальность проекта

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Все чаще воспитатель сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Проанализировав проблемы, следует, что все затруднения проистекают от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Поэтому необходимо перейти к поиску новых форм работы с родителями. Внедрение инноваций – важное условие совершенствования своей работы в системе дошкольного образования.

Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главное установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и педагога.

 

Проблемы:

Проблема низкого образовательного уровня родителей. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

        Тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Родители не уделяют должного внимания своему ребенку, при этом жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к образовательной организации, педагогам возрастают.

  Решением данных проблем, может быть создание единого образовательного пространства детского сада и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог - ребенок - родитель».

Основная идея проекта:

создание и внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы с семьями воспитанников, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, творческий, открытый, коллективный.

Участники реализации проекта:

- воспитатели – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях;

- дети - взаимодействуют с воспитателями и родителями создавая партнерские отношения.

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада: установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Цель: сотрудничество детского сада и семьи для создания единого пространства развития ребенка.

Задачи проекта:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  4. Установление отношения сотрудничества, положительной эмоциональной среды общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами МБДОУ;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • изучение детских работ;
  • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи.

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. 

Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагога и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагога и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него.

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;

- доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями.

4. Научно практический принцип:

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта.

5. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников

1. Информационно - аналитические

Анкетирование;

Тестирование;

Опросы.

2. Наглядно-информационные формы

Сайт МБДОУ «Лель» и социальная сеть ВК;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Дни открытых дверей.

3. Познавательные.

Нетрадиционные родительские собрания;

Информационно-практические занятия «Школа родителей";

Маршруты выходного дня;

Совместная работа по тематическому плану проекта;

Круглый стол.

4. Досуговые.

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Участие родителей в конкурсах, выставках.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Риски:

трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях.

Предполагаемый результат.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства МБДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- повышение компетентности педагога по взаимодействию с семьями воспитанников;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом, а также участию в образовательном процессе;

- открытости и доступности деятельности МБДОУ для родителей и общественности;

- участие большого количества семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Сроки реализации проекта – 1 год

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный  (сентябрь, 2022г.)

  1. Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
  3. Анализ семейного социума. Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей по воспитанию детей.
  4. Разработка плана совместной деятельности педагога с родителями.

    II этап – организационно-практический (октябрь 2022 – апрель  2023г.)

  1. Повышение профессиональной компетентности педагога по вопросам взаимодействия с семьей.
  2. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей, педагогическая поддержка.
  3. Реализация планов взаимодействия участников проекта. Педагогическое партнёрство (выставки совместных работ; конкурсы; создание предметно-развивающей среды в группе, на территории прогулочного участка детского сада; совместные творческие проекты и различные мероприятия.

    III этап - заключительный (май, 2023г.)

  1. Анализ проделанной работы.
  2. Изучение удовлетворенности родителей.
  3. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
  4. Создание продукта проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Месяц

Название мероприятия

Цели

I этап – подготовительный  (сентябрь, 2022г.)

сентябрь

1. Родительское собрание (круглый стол) Родительское собрание: «Что должен знать и уметь ребенок 3-5 лет», «Знакомство с задачами воспитания и обучения детей на 2022– 2023 уч. год».

2. Папки - передвижки «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 3-5 лет».  

3. Анкетирование родителей. «Моя семья» Создание социального паспорта .

4.  Индивидуальные консультации «Адаптация ребенка в детском саду»; «Безопасность детей»

4. Детская творческая выставка рисунков «Мой любимый воспитатель».

  • Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год с психологическими и возрастными особенностями детей 3-5 лет.
  • Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка
  • Активизировать родителей и детей для участия в конкурсах
  • Привлекать родителей к осеннему оформлению группы

II этап – организационно-практический (октябрь 2022 – апрель  2023г.)

октябрь

1. Тренинг для детей и родителей «Мы вместе».

2. Беседы с родителями: «Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения»; «Правила хорошего тона»; «Как одевать ребенка осенью. Одежда детей в группе.»

3. Консультация «Воспитываем ребёнка» 

4. Анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи»

5. Выставка рисунков и поделок «Осенние чудеса»

6. Осенний праздник для детей на тему: «Осень в гости к нам пришла».

 

  • Помочь родителям и детям взаимодействовать друг с другом
  • Соблюдать правила поведения в группе, поощрять теплые взаимоотношения
  • Привлечь и  заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой
  • Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций

ноябрь

1. Праздник «День матери»

2. Фестиваль  «Россия – Родина  моя».

3. Консультация “Учитесь говорить со своими детьми”.

4. Памятка для родителей «Правила вежливости, правила доброты, правила дружбы».

5. Акции «Спаси дерево»; «День книгодарения»; «Зимняя кладовая»

6. Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» (совместная деятельность родителей с детьми)

7. Клуб выходного дня

(Совместное посещение библиотеки)

  • Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг
  • Привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств в детях                      
  • Создавать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи
  • Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочению детского и взрослого коллектива

декабрь

1. Участие в акциях «Зеленое золото Югры» и «Укрась елочку».

2. Выставка рисунков и поделок «Мастерская Деда Мороза».

3. Родительское собрание:

«Развитие речи у детей дошкольного возраста 3-5 лет»

4. Беседа для родителей «Мой ребенок»

5. Консультации «Игрушки в семье»; «Воспитываем грамотного пешехода

  • Вовлекать родителей и детей в совместную деятельность
  • Создавать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи
  • Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми
  • Вовлекать родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность. Повышать компетентность родителей. Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми

январь

1.Совместный субботник по благоустройству зимнего участка.

2. Экскурсия в Сургутский музей  Мастер-класс «Люди большой воды» («Клуб выходного дня»)

3. Конкурс фестиваль «Пасхальное яйцо 2023»

4. Консультации «Труд ребенка в семье»; «Необыкновенная зимняя прогулка и игры зимой».

5. Памятка для родителей по воспитанию поведения у детей дошкольного возраста

  • Побуждать желание у родителей воспитывать в ребёнке интерес к культуре своей страны.
  • Создавать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи
  • Предложить список литературных произведений для домашнего чтения (русские народные сказки и сказки народов Югры»).

февраль

1. Посещение ИКЦ «Старый Сургут» Народные гуляния на Масленицу. («Клуб выходного дня»)

2. Домашние поделки из солёного теста на тему «Масленица».

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

4. Стенгазета к 23 февраля «Папа и я - лучшие друзья»

5. Конкурс семейного творчества «Подарок папе”

6. Папка передвижка «День защитника отечества»

7. Консультация «Игры на развитие памяти и внимания для детей 3-5 лет»

8. Родительское  собрание  «Здоровье сберегающие технологии для детей 3-5 лет и роль родителей в этом процессе»

9. Анкета для родителей «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

  • Укреплять сотрудничество между родителями, педагогами и детьми. Способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности
  • Формировать положительные отношения между работниками МБОУ и родителями
  • Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизировать творческий процесс родителей и детей.
  • Выявлять и  анализировать информацию о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке).
  • Повышать компетентности родителей в вопросах воспитания и здоровье сбережения.

март

1. Творческая выставка поделок и рисунков «Все цветы для вас мамы и бабушки».

2. Акция «Белая ромашка», международное движение против туберкулеза.

3. «День открытых дверей»

Музыкальный праздник  «8 марта»

4. Конкурс семейного творчества

«Цветы для мамы»

5.Стенгазета “ Любимые мамы”

6. Консультации «Учитесь говорить со своими детьми»; «Как воспитывать доброту и отзывчивость»

7.Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

  • Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
  • Вызывать положительные эмоции от мероприятия.
  • Создавать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.
  • Привлекать к оформлению на весеннюю тему «Наши мамы лучше всех»
  • Демонстрировать творческие способности детей, умения и навыки.

апрель

1. Акция по ПДД «Засветись, стань заметнее на дороге!»

2. Консультация «О необходимости использования детских удерживающих устройств в автомобилях»

3. Памятка «Что должен знать ребенок 4-5 лет»

4. Консультация «Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности дошкольника»

5. «Анкета для родителей «Семейные традиции»

  • Расширять знания детей о ПДД и понимание родителями важности проведения совместной работы по формированию безопасного поведения на дороге и ношения светоотражающих элементов в любое время года. Обратить внимание на безопасность ребенка в автомобиле
  • Развивать воспитательный потенциал семьи
  • Реализовывать единый воспитательный подход при формировании духовно-нравственных качеств личности ребёнка
  • Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формировать положительные отношения между работниками МБОУ и родителями. Укреплять семейные узы между детьми и родителями

III этап - заключительный (май, 2023г.)

май

1.Итоговое родительское собрание:

«Итоги 2022-2023 учебного года»

2. Организация акции «Я помню я горжусь» «Окна победы»

3. Папка - передвижка  «Организация летнего отдыха детей»

4. Мастер – класс для родителей «Летние игры»

5. Консультация «От каких четырех плохих привычек в питании детей стоит отказаться»

6. Памятка  «Родители – лучший пример для детей или как приучить ребенка к зарядке»

7. Анкетирование «Где планируете провести лето»

  • Активизировать родительское  сообщество  в  процессе  воспитания  детей. Демонстрировать сформированные умения и навыки, знания детей, развивать взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
  • Привлекать родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей
  • Вовлекать родителей в подготовку к летнему периоду. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.
  • Распространять педагогические знания среди родителей, осуществлять теоретическую помощь родителям в вопросах воспитания детей.

III этап — заключительный

Цель: Подведение итогов проекта, определение перспектив, обобщение опыта совместной работы с родителями.

Формы работы с родителями

  • презентация проекта;
  • награждение родителей, принявших участие в различных мероприятиях.

Каждый человек, сделав какую ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Результаты проекта:

• установление позитивных отношений с родителями;

• расширение психолого-педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;

• построение партнерских отношений между детьми - педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

• гармонизация детско – родительских отношений;

• использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Приняли участие в конкурсах, выставках и акциях:

1-е полугодие - 12 семей 35%  

2-е полугодие - 29 семей 85%

Вывод:

На сегодняшний день у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных, инновационных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 

Наблюдается положительная динамика активности и вовлеченности родителей. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Мы не останавливаемся на достигнутом и  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями для создания единого пространства развития ребенка.

 Человек создает такой мир, какой он содержит внутри себя! Начни с себя и мир изменится вокруг! И сегодня взрослые, которые окружают ребенка должны это помнить и на мой взгляд создавать мир для роста и развития ребенка соблюдая эти правила…

Литература:

  1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.   2007.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009 
  9. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.
  10. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  11. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  13. Комарова, Л. В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского / Л. В. Комарова, О. А. Зайцева, А. О. Чубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31047/ .
  14. Гамова Е.Н. Детский сад и семья – единое образовательное пространство//Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010-2011 уч.год [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/authors/229-809-957. (Дата обращения: 20.09.2011.)
  15. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
  16. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  17. Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
  18. Фромм А. Азбука для родителей. - М., Знание. 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи»

Уважаемые родители! Нам важно знать ваше мнение о нашей работе. Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?

А) в любой.

Б) ни в какой.

В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях,

Г) материальная помощь.

Д) выполнять советы педагогов.

2. Как вам удобно получать информацию от воспитателя о ребенке?

А) в личной беседе

Б) звонком по телефону или по сети интернет

В) я сама о своем ребенке все знаю

Г) затрудняюсь ответить

3. Чему персонал может научиться у родителей?

А) узнать об индивидуальных особенностях ребенка.

Б) о положительном семейном опыте

В) воспитатели должны сами все знать.

Г) затрудняюсь ответить

4. Чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

А) общению с детьми.

Б) терпению, выдержке.

В) пониманию детей.

Г) затрудняюсь ответить

5. Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями?

А) проводится хорошая работа.

Б) неплохая работа.

В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно.

Г) плохая работа.

6. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка?

А) Много об этом читал, знаю многое.

Б) Мало что знаю об этом.

В) Не знаю ничего.

7. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что является причиной перегрузки для нервной системы ребенка?

А) Да, знаю.

Б) Знаю, но хотелось бы знать больше.

В) Не знаю ничего.

8. Нужен ли вам совет или информация как оказать ребенку разумную помощь в его развитии?

А) Да, он необходим

Б) Нет.

9. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А) Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б) Да, но не только они.

В) Нет, это неверно.

10. Как вам удобнее получать информацию и советы о воспитании детей?( можно несколько ответов)

А) в личной беседе с воспитателем и специалистами

Б) в сети интернет

В) информационные стенды в детском саду

Г) буклеты или информационные листовки

Д) через книги, журналы

Е) на родительских собрания

Анкета для родителей «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

Каков Ваш ребенок? (Уверенный, решительный, не очень уверенный, нерешительный)_________________________________________________________

Общительный он или нет? Как это проявляется?______________________________

__________________________________________________________________________

Какое у него любимое занятие?____________________________________________

Есть ли у ребенка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?____________________

__________________________________________________________________________

Каково обычное состояние ребенка или его настроение?_______________________

__________________________________________________________________________

Часто ли плачет Ваш ребенок?_____________________________________________

Как засыпает? Как спит?__________________________________________________

Часто ли устает? Если «да», то почему?_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Как он реагирует на неудачи?______________________________________________

Как реагирует на замечания, наказания?_____________________________________

Как у ребенка проявляется самостоятельность? (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы за него все делали другие)_________________________________________________

Каковы отношения со сверстниками? (Умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли, успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли, подчиняется другим детям)________________________________________________

О каких еще особенностях Вашего ребенка Вы хотите рассказать?_______________

________________________________________________________________________

                   Благодарим за участие!

«Анкета для родителей «Семейные традиции»

Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей   помощь родителям в  осознание значимости семьи в жизни человека.    Воспитателям и родителям помогает  понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е.  на наших детей

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

1. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов;

Другое ___

2. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт, рыбалка, домашние животные

Шитье, шахматы, чтение

Рукоделие, пение, музицирование

Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ___

3. К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры

Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое ___

4. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате

Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты

Библиотека, компьютер

Музыкальный центр, кинокамера

Фотоаппарат, живой уголок (аквариум)

Швейная машина, вязальная машина

Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры

Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое ___

5. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка

Папа, дедушка, другие родственники

6. Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие, эстетическое развитие

Культуру общения, самостоятельность

Интерес к знаниям, желание идти в школу

Внимание к близким, страх перед воспитателем

Страх перед взрослыми, сквернословие

Непослушание, нервозность

Грубость, усталость

Возбуждение, нежелание ходить в дет.сад

Другое ___

7. Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям

Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

Другое ___

8. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

Беседа для родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный вариант О.И. Бочкаревой)

Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

  1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
  2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
  3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
  4. Насколько общителен с окружающими?
  5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
  6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
  10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Да

 Нет

 не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) врача.

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) занятия;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д) литературу;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.


Беседа  «Семья глазами ребенка»

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?
  2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?
  3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?
  4. Во что ты больше всего любишь играть дома?
  5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?
  6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?
  7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?
  8. Ссорятся ли твои родители?
  9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?
  10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?
  11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?
  12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?
  13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?
  14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?
  15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?
  16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?
  17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?
  18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?
  19. Любишь ли ты с ним играть, как?
  20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?
  21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?
  22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?
  23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детский сад и семья- навстречу друг другу"

Проект по внедрению активных форм взаимодействия с семьями воспитанников...

Проект: «Детский сад и семья сохранении и укреплении здоровья детей »

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуале...

Проект "Детский сад и семья-настоящие друзья"

Создание в ДОУ психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей....

Проект: «Детский сад и семья»

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная   обязанность родителей. Но и детский сад играет немаловажную роль в этом. Мы, взрослые, должны принять акти...

Проект "Детский сад и семья - вместе весело шагать"

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопо...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...