Виды домашней театрализованной деятельности в развитии ребёнка
консультация (младшая группа)

Ефанова Венера Низаметдиновна

В наше время широкое распространение имеют разнообразные виды театров. Актёрами в них могут быть и куклы, и взрослые, и дети. Когда речь идёт о театрах, целевой аудиторией которых являются дети, то невозможно не обратить внимание на тот факт, что их количество и многогранность может заинтересовать и самого взыскательного маленького зрителя. Репертуар этих театров по большей части складывается из сказок, основной задачей которых является научить детей быть добрыми и справедливыми. Помимо того, театр, реализуя свою интересоформирующую функцию, дарит детям множество положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды домашней театрализованной деятельности в развитии ребёнка

Виды домашней театрализованной деятельности в развитии ребёнка

В наше время широкое распространение имеют разнообразные виды театров. Актёрами в них могут быть и куклы, и взрослые, и дети. Когда речь идёт о театрах, целевой аудиторией которых являются дети, то невозможно не обратить внимание на тот факт, что их количество и многогранность может заинтересовать и самого взыскательного маленького зрителя. Репертуар этих театров по большей части складывается из сказок, основной задачей которых является научить детей быть добрыми и справедливыми. Помимо того, театр, реализуя свою интересоформирующую функцию, дарит детям множество положительных эмоций.

Совсем маленькие дети, если учитывать при реализации театрализованной деятельности их возрастные особенности, являются благодарными зрителями. Поэтому особенно важно, когда родители понимают, когда, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, к примеру, детей в возрасте двух-трё х лет вести нецелесообразно: как правило, предлагаемые там постановки рассчитаны на более взрослых зрителей. Тем не менее, можно устроить домашний спектакль, в котором ребёнок может принимать участие как в качестве зрителя, так и в качестве непосредственного участника – артиста.

Театрализованная деятельность способствует развитию у детей эмпатии и сочувствия, учат сопереживать, мотивируют переживать разнообразный спектр эмоций, будь то радость или печаль, гнев или тревогу и многое другое. Благодаря игре ребёнок не только воспринимает в наиболее полной мере эмоциональное состояние действующих лиц с помощью их жестов и мимики, но и испытывает различные эмоции благодаря тем средствам художественной выразительности, что использованы в постановке. Исполнение разных ролей также приводит к развитию аналитического мышления ребёнка и формирует духовные и моральные ценности.

Какие же театрализованные игры можно использовать в домашнем театре? Это могут быть действия, сопровождаемые пением, прослушивание аудиосказок с последующим разыгрыванием их фрагментов и многое другое. Они могут сопровождаться пением. Такая совместная активность, несомненно, играет огромную роль в создании дружной, надёжной и творческой атмосферы в семье. Безусловно, это важно для укрепления доброжелательных отношений в семье.

Также немаловажным является вопрос, какую пользу участие в домашней театрализованной деятельности приносит именно ребёнку. В театрализованной игре ребёнок может как использовать знакомые сюжеты, адаптируя их под собственные нужды, так и создавать новые, тем самым повышая свою креативность. В такой игре важно, чтобы ребёнок создавал свой маленький мир и чувствовал себя хозяином, творцом происходящих событий. Он направляет действия персонажей и выстраивает их отношения. В игре ребёнок превращается в актёра, режиссёра и сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в реальной жизни бывает невозможным. Во время таких игр интенсивно развивается речь, качественно и количественно обогащается словарный запас, воображение ребёнка, творческие способности, умение управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, развивать логику и самостоятельное мышление. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Именно поэтому пользу и необходимость игр-драматизаций для детей невозможно переоценить. Но для этих игр необходимы куклы-артисты.

Простейшим вариантом домашнего спектакля является постановка с использованием двух игрушек, которая также называется театром двух кукол. “Артисты” могут танцевать, прыгать, играть в прятки и в догонялки. Такой вид театрализованной деятельности нуждается в наиболее ограниченном ресурсе – всего лишь в двух игрушках.

Ещё одной разновидностью театра, подходящей для реализации в домашних условиях, является пальчиковый театр, который очень нравится и детям, и взрослым. Он способствует развитию мелкой моторики рук, поэтому особенно важно использовать его в период подготовки к школе, ведь пальчиковый театр как нельзя лучше готовит руку к письму. Тем не менее, этот вид театрализованной деятельности находит широкое применение и в том случае, когда ребёнок ещё не достиг возраста 5-6 лет, поскольку развивает творческие способности. Эта разновидность театра предполагает как использование имеющихся в продаже готовых пальчиковых кукол из ткани и дерева, так и самостоятельно сделанные игрушки (к примеру, вязаный напальчник с пришитой к нему маленькой мягкой игрушкой). Эти простые и недорогие игрушки позволяют родителям и детям создать настоящий театр. Сначала можно разыграть простой сюжет, надев на палец одну куклу, а затем усовершенствовать его, регулируя количество героев и определяя составляющие сюжета. Пальчиковая фигурка двигается, танцует, подпрыгивает и общается с родителями и детьми, создавая впечатление, будто она является живым артистом.

Следующим типом театра, доступным для реализации в домашних условиях, является театр ложек, в рамках которого куклы создаются на основе деревянных или пластмассовых ложек. Выпуклая сторона ложки в данном случае представляет собой лицо героя или морду, если героем постановки является какое-либо животное. Другие части внешности героя, будь то причёска или головной убор, руки или лапы, уши или хвост, создаются с помощью лент и ткани, ниток и бисера, пуговиц и фетра. Одежда персонажа, чаще всего представляющая собой конусоподобное платье, закрывает ручку ложки и прикрывает таким образом руку кукловода.

Помимо перечисленного, у детей пользуется успехом объёмный театр, также известный как настольный или 3D-театр. В настоящее время в продаже представлен широчайший ассортимент разновидностей такого театра. Он представляет собой картонные или фанерные силуэты, закреплённые на крепких и устойчивых подставках. В данном случае ребёнок, играя, задействует все свои творческие навыки, так как ему предстоит продумать характер и внешние проявления каждого героя, причём последний может быть не только человеком или животным, но ещё и природным явлением (например, ветром или дождём). Такая игра развивает коммуникативные и речевые навыки, воображение и даже голосовой диапазон ребёнка, ведь в процессе ему доводится говорить разными голосами, подражать голосам животных и звукам природы.

Театр кукол, созданный при помощи кукол би-ба-бо тоже может дать наиболее богатые возможности. Би-ба-бо представляет собой куклу с твёрдой головой и мягким туловищем (тканевая перчатка). Большой и средний палец кукловода управляют руками игрушки, а указательный – головой. Диапазон движений, жестов и эмоций, присущий би-ба-бо, крайне широк. Такие куклы могут быть представлены как в виде людей разных возрастов (от младенцев до стариков, так и в виде разнообразных животных.

Для того, чтобы развитие было полноценным и разносторонним, ребёнку необходимо фантазировать, придумывая разные сюжеты и воплощая в игре различные образы, которые далеко не всегда отвечают механическим жестам и заготовленным фразам, а требуют творческого подхода. Таким образом, в игре ребёнок развивается, и зачастую игрушки, которые мы покупаем ему, могут дополнять игру, улучшать её, а то и стимулировать самого ребёнка к тому, чтобы привнести в неё что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность.  Музыкаль...

Театрализованная деятельность в развитии ребёнка - дошкольника

Театрализованная деятельность в развитии ребёнка - дошкольника как средство арт-терапии...

Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Консультация для родителей «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка»

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.На первых порах главную роль в театрализованной де...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравс...

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка-дошкольника"

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности....

Консультация для родителей «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка».

laquo;Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэтА. С. Пушкин....