Авторская программа Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к естественнонаучным представлениям о Солнечной системе «Космические дали»
рабочая программа (подготовительная группа)

Ермолова Елена Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_kosmos.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к естественнонаучным представлениям о Солнечной системе

«Космические дали»

Автор :

Ермолова Елена Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ:

Авторские сведения

3

Пояснительная записка

4 – 7

Тематическое планирование

Результаты апробации программы

Материалы для проведения диагностики

Методическое обеспечение программы

Сведения о материально техническом оснащении, необходимом для реализации программы

АВТОРСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Ф.И.О.

Ермолова Елена Евгеньевна

Должность

Воспитатель

Название авторской программы

«Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

« Когда мы до конца исследуем космос, окажется, что, будучи здесь, на земле, мы уже были в небе. »

            Станислав Ежи Лец

Одна из 9 планет, обращающихся вокруг Солнца – наша Земля. Солнце – одна из миллиона звезд нашей галактики. Галактик во вселенной в свою очередь тоже миллионы. Что же может быть примечательного в нашем мире?

Для человечества, вечно стремящегося ввысь и вдаль, великие приключения в Космос только начинаются. На Земле существуют удивительные явления, и есть места исключительной прелести, величественности и живописности, а формы жизни, развивающиеся на ней, могут оказаться просто невообразимыми. Чудеса природного  мира этой планеты буквально неиссякаемы; окружающих нас чудес еще так много – великих и крохотных, принадлежащих к животному и растительному миру и миру неживой природы, и каждый день совершаются все новые открытия.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информацию в различных источниках, развивает у ребенка память и умение мыслить абстрактно.
       Знакомство с окружающим миром, с 
устройством Вселенной расширяет границы мышления ребенка, усиливает тягу к новым учебным дисциплинам и новым открытиям.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Государственный стандарт психолого–педагогических условий обучения и воспитания детей включает в себя создание педагогами условий для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, земном шаре. Практики испытывают затруднения по реализации данных стандартов. Одна из трудностей состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышают тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснить их. Они задают вопросы, пытаются понять суть многообразных явлений в окружающем мире. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения. Дети любят что–нибудь придумывать, фантазировать. О непонятных явлениях дети пытаются узнать из контактов со взрослыми. У педагогов нет достаточно знаний, пособий; возникают трудности в диагностировании. Не готовые к этому взрослые вынуждены или отвечать слишком сложно, или отсылаться к школе. Возможным следствием является угасание любознательности детей. Поэтому необходим такой подход, при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями, который бы позволял развивать любознательность, интерес детей.

В данной программе нам удалось решить следующие проблемы:

  1. Разработать перспективный план, тематику занятий;
  2. Разработать наглядные и раздаточные пособия;
  3. Разработать игры, лабиринты, кроссворды и тд.

Цель программы: развитие естественнонаучных представлений  об окружающем мире, космосе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики.
  • Сформировать и закрепить  первые представления о Вселенной,  о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
  • Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.
  • Воспитывать  уважение к профессии космонавта.
  • Воспитывать социально-активную творческую личность.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

 Ожидаемые результаты:

Дети

- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве;  эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

-  Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

-  Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности

Родители

- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

-   Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

-   Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики      

 -   Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

-  Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности

- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

-  Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ.

Месяц

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Тема

Выход

Октябрь

НОД по развитию ФЭМП

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

«Полет в космос»

закрепить умение  измерять расстояние с помощью условной мерки; активизировать словарь: космос, созвездия, планеты, робот.

Ноябрь

НОД по природному миру

Познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

«Наша голубая планета»

подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь; - воспитывать стремление беречь Землю.

Декабрь

НОД по развитию речи

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

«Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Ознакомление детей с первым космонавтом,

знакомство с историей первой космической ракеты, воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою  Родину.

Январь

НОД по рисованию

Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

«Загадочный космос»

учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д;

Февраль

НОД по экологическому воспитанию

Познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

«Многоликая Луна»

дать представление о том, что Луна с земли выглядит не всегда одинаково; обогатить словарь детей: Луна, месяц, полнолуние.

Март

НОД по физическому развитию

Физическое развитие, познавательное развитие.

«Космические дали»

Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла.

Апрель

НОД по природному миру

Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие.

«Солнце – большая звезда»

Дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени, закреплению знаний детей о роли света в жизни растений

Май

Итоговое мероприятие.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

«Большое космическое путешествие»

способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли.

(Приложение № 1 )

РЕЗУЛЬТАТЫ  АПРОБАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

Работа по апробации нашей программы велась в соответствии с перспективным планом и интересами детей. Сколько времени требуется на освоение темы? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Во многом это зависит от уровня обучаемости ребенка, его заинтересованности.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в наших почемучках. Мы  разработали цикл занятий о космосе, куда вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну и т. д.

В начале нашей работы мы использовали мультимедийные презентации «Космические дали», «Путешествие в космос», «Далекие и близкие планеты», что позволило сделать нашу деятельность привлекательной и по-настоящему современной, и усилило мотивацию детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 

Знакомство с планетами и Солнечной системой происходит в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций, энциклопедий и книг о космосе. А также рассказываем детям об интересных фактах из истории космоса. Для обогащения словарного запаса детей мы разработали картотеки: «Стихи о космосе» (Приложение № 2), «Космические загадки» (Приложение № 3 ).

Вся наша деятельность происходит в процессе игр, без обучающего давления. Все эти игры и игровые приемы способствуют развитию интереса при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями о Солнечной системе, земном шаре.

В индивидуальной работе используем такие игры и упражнения: «Покажи красную планету – Марс.», «Какая планета тебе нравится? Назови и покажи.», «Что лишнее?», «Найди свою звезду.» и т.д.

Нашу тему можно успешно интегрировать с непосредственно образовательной деятельностью по художественному творчеству, физической культуре. На конструировании, например, можно предложить детям строительство космического корабля; а на лепке – вылепить космонавтов. На рисовании можно запланировать такие темы: «Планета Земля.», «Звездное небо.»… На занятиях по физической культуре используем подвижные игры, такие как «Невесомость», «По планетам» и т.д. «Путешествовать по космическому пространству» можно и  с музыкальным сопровождением. Большое значение имеют коллективные работы детей. Они учат их объединяться для общего дела, высказывать свое мнение и в тоже время прислушиваться к другим, находить приемлемое решение. Работа получается более яркой, интересной.

Дети познакомились с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системой и с ее жительницами - планетами, с наиболее яркими звездами и созвездиями; узнали о посланцах дальних миров - метеорах и метеоритах, о кометах которые можно увидеть на ночном небосводе. Детей познакомили с нашей голубой планетой, как Земля вращается вокруг своей оси, с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи. Мы познакомили детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека. На занятиях о космосе большое внимание уделяем занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.

 Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».

У детей появилось осознано – правильное (гуманистическое) отношение к объектам и явлениям живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ведь от их отношения зависит жизнь и состояние живых существ. И в конечном итоге состояние нашей планеты.

МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  ДИАГНОСТИКИ.  

Представления.

Представление о Солнце и планетах его системы. Представление об отличии планет от звезд.

Представление о земном шаре, об атмосфере; её значении для человека и всего живого на земле.

Представление о мировом океане ( реки, моря, озера, океаны).

Представление о материках, «географичности мира вокруг (макароны из Италии, кофе из Бразилии, кенгуру из Австралии и т.д).

Представление детей о первом космодроме - Байконуре; о конструкторе космических кораблей Королеве и пионерах космоса(космонавтах Гагарине, Леонове).

Обобщенное представление об условиях жизни на планете.

Значение основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих её целостности.

Конкретные представления о приспособленности человека для жизни  в  наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для недлительного пребывания в космосе; о технике, созданной для этого.

Отношения.

Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы.

Гуманно относиться ко всему живому.

Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

Уровни.

Низкий.

Ребенок называет более 4 планет Солнечной системы.

Различает некоторые по внешнему виду/ цвет, очередность удаления от звезды/.

Ребенок называет материки, океаны; затрудняется показать их месторасположения.

Знает своё созвездие, но не может объяснить что это.

Ребенок имеет некоторые представления о профессиях космонавтов, затрудняется назвать первого космонавта.

Проявление гуманного отношения ситуативно.

Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание, событиями.

Средний.

Ребенок называет все планеты, различает по внешнему виду под руководством педагога.

Называет материки, океаны; показывает их месторасположение под руководством взрослого.

Называет некоторые страны, но затрудняется их показать.

Ребенок имеет представления о профессиях космонавтов, знает о Ю.А.Гагарине; космодроме Байконур.

Недостаточно овладел общими понятиями.

Использует известные способы наблюдения для познания закономерности природы.

К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми, чаще пассивен.

Высокий.

Ребенок называет и различает все планеты Солнечной системы.

Называет и показывает все материки и океаны.

Показывает более 3 стран, имеет некоторые сведения об этих странах.

Ребенок имеет представления о космической технике, профессиях космонавтов.

Ребенок умеет применять полученные знания при анализе новых ситуаций.

Познавательное отношение устойчиво.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к  другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.

Эмоционально воспринимает природу ,видит её красоту.

Результаты  диагностики.

№ п/п

        Фамилия , Имя  ребенка.

Старшая группа

Начало года

Конец года

1

Батченко Вера

н-с

С

2

Буриева Мадина.

н

Н

3

Великородная Ева.

н

Н

4

Воронченко Стас.

н-с

С

5

Гуляева Саша.

н-с

С

6

Данилов Вадим.

н

Н

7

Дудка Анастасия.

н-с

С

8

Емельянова Полина.

с

с-в

9

Зверев Данила.

н

н-с

10

Зубарева Софья.

н

н-с

11

Ивашко Вероника.

н-с

С

12

Карманов Дима.

н

Н

13

Кужба Саша.

н

н-с

14

Мамедов Рустам.

н

Н

15

Марулин Максим.

н

Н

16

Мухоммадова Зулайхо.

н

Н

17

Нагин Кирилл.

н

Н

18

Перфилов Слава.

н

н-с

19

Попов Степан.

н-с

С

20

Родионова Полина.

н-с

С

21

Тарасов Влад.

с

с-в

22

Толочек Лера.

н

Н

23

Федорова Полина.

н-с

С

24

Фомиченко Сережа.

н

Н

25

Шипилова Алёна.

н-с

С

26

Якубов Рамиль.

н

н-с

Результаты  диагностики.

МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Анализируя полученные результаты исследования, мы составили перспективный план работы с октября по май, который был утвержден на педсовете.

На основе разработанного плана стали подбирать наиболее приемлемые формы работы. Знакомство с новым материалом происходит в процессе НОД, которые проводятся 1 раз в месяц. Для поддержания интереса детей включали в НОД сюрпризные моменты, игровые приемы, обыгрывание некоторых ситуаций. Чтобы дети имели более четкие визуальные представления, разработали и изготовили наглядный и дидактический материал, который необходим на занятиях.

Закрепление материала идет в совместной деятельности педагога с детьми (на прогулке, во время приема детей, в раздевалке и тд.), индивидуальной работе с применением игр, лабиринтов, опытно-экспериментальной деятельности (Приложение № 4  ).

Подготовили рекомендации для родителей (Приложение № 5 ), чтобы привлечь их к единому образовательному пространству по данной проблеме.

СВЕДЕНИЯ  О МАТЕРИАЛЬНО  ТЕХНИЧЕСКОМ  ОСНОЩЕНИИ, НЕОБХОДИМОМ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

Вначале работы по материально техническому оснащению поставили для себя цель – создание развивающей среды, создание поисковых ситуаций для развития интереса у детей.

В группе выделили место для создания мини-музея «Космические дали» (Приложение № 6 ). Свою работу по его созданию мы начали с ознакомления методической литературы, познание истории создания музея, следующим этапом стало подборка оборудования.

Все оборудование музея подобрано в соответствии с ФГОС; санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществлялся исходя из того, что при реализации программы «Детство» основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра. 

Для поддержания детского интереса разработали дидактические игры, такие как «Созвездие», «В космосе», «Пусть тебе улыбнется задача», «Собери планету» и др. А также нами были разработаны  лабиринты и кроссворды. Создали у детей интерес для совместного создания альбома «Земля  - наш общий дом». Поделки, выполненные совместно с воспитанниками и их родителями, послужили атрибутами для сюжетно-ролевых и подвижных  игр на космическую тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные  рисунки»Муниципального  БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1  п. Переволоцкий»...

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...