ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники
рабочая программа (старшая группа) по теме

Краснопеева Елена Александровна

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx68.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                     ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА                                                      КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРОГРАММА

развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

                                                

                                              «Необыкновенные

                                    истории

                                     обычных вещей!»

Программу составила: педагог – психолог

ГБДОУ д/с № 44

Краснопеева Елена Александровна

                                                                                 

  1. Пояснительная записка

«Если мы хотим научить думать,

 то прежде мы должны научить

придумывать»

Джани Родари.

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности.

Во все времена государству были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Но по данным психологов, творческие способности, как следует развиты лишь у 2-3% современников. Поэтому-то сегодняшний человек в большей мере-исполнитель.

Как же способствовать разностороннему развитию человека? И действительно ли это так важно и актуально на современном этапе?

Давайте подумаем, что является основной отличительной чертой разносторонне развитой личности. Такой человек может на одну и ту же ситуацию взглянуть с нескольких сторон, с разных точек зрения. Любую задачу он может решить несколькими способами. Он быстро создаёт в своей голове связи между различными объектами, мыслит легко, «играючи». Мощный компьютер может замечательно работать с введёнными в него изображениями- трансформировать их, крутить в пространстве, изменять почти до неузнаваемости. Такими же способностями обладает и мозг творческого человека. Именно это мы называем живостью ума, именно это является отражением внутренней свободы и пластичности мышления. Возрастание же разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Однако, в настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач. Мы, педагоги, специалисты, работающие с детьми, часто забываем о важности формирования способности ребёнка к творчеству, упускаем кроющиеся в психике ребёнка огромные возможности для его развития, нередко строя программу своей работы, в основном, только на усвоении готовых знаний. Возникает вопрос: «А не воспитываем ли мы тем самым, в ребёнке, человека-потребителя?»

Считается, что именно в дошкольном детстве наиболее ярко обнаруживаются предпосылки творчества. В этот период на

много легче происходит становление первых творческих способностей, которые в дальнейшем,  позволят ребёнку включаться в проигрывание социальных ролей, помогут превращать обыкновенную жизнь в игру, привнося в неё всю свою фантазию.

Вместе с тем именно эта креативная способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 12 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.  

Таким образом, развитие неординарного подхода к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально. Но для этого, детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы, которыми без помощи взрослых они овладеть не могут, т. е. необходимо целенаправленное обучение детей. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных ярких, насыщенных занятий.

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, самовыражаться.

Работа по развитию воображения – это один из путей ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.

         

Основная форма реализации данной программы – цикл  занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), состоящий из 2 блоков:

1 блок – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ, включает в себя цикл из 10 занятий коррекционно-развивающего характера.

2 блок  - РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ, включающий в себя 7 тематических историй:

Тематика занятий может изменяться. Выбор предложенной игры, упражнения, задания используются по усмотрению психолога в зависимости от ситуации. В выборе истории (вещи) психолог может идти от инициативы ребёнка, поэтому в запасе должны быть запасные истории.

ВАЖНО! Ребёнок должен себя чувствовать соавтором истории.

Продолжительность занятий: 30-40 минут. (Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес).

Эффективный режим проведения: 1 раз в неделю.

Наполняемость группы: 5-7 человек.

Методы:

игротерапия,

психологические упражнения, этюды

импровизации,

беседы,

сочинение историй,

театрализация,

творческая продуктивная деятельность.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением.

Импровизации  дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.

При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

2. Принцип открытости.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

3. Принцип деятельности.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

5. Принцип интеграции.

Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.

6. Принцип личностной ориентации.

Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

7. Принцип минимизации.

В основе применения оборудования на занятиях лежит принцип минимизации, позволяющий активировать фантазию детей и направить на самостоятельное додумывание образов. Оборудование выступает как фоновое и носит вспомогательный характер.

Позиция педагога-психолога – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения

Структура занятия:

Этап

Назначение

Содержание

Ритуал «входа» в занятие/историю

Создать настрой на совместную работу

Коллективное упражнение/сплачивающее действие. Н-р: «Утреннее приветствие»

Расширение

Расширить представление ребёнка о чём-либо

Рассказ новой истории

Закрепление

Приобрести новый опыт в креативности, закрепить новые творческие качества личности ребёнка

Игры, упражнения, техники, позволяющие приобрести новый опыт, многогранный  взгляд на вещи, вариативный подход к ситуации, развивающие неординарность мышления, фантазию, творческую активность.

Совершаются символические путешествия и превращения

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Обсуждение и анализ вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который они приобрели сегодня

Резюмирование

Обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся

Подведение итогов занятия. Проговаривание последовательности происходившего на занятии. Подчёркивание значимости приобретённого опыта. Проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Ритуал «выхода» в занятие/историю

Подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде

Коллективное упражнение

               

                   2. Цель и задачи программы,

                 её место в образовательном процессе

        2.1. Цель освоения программы: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии

          2.2.  Задачи: 

  1. Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
  2. Развитие воображения и фантазии.
  3. Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

        

Занятия, согласно годовому плану психолога, могут носить характер групповой формы работы (вся группа детей) и подгрупповой формы, когда происходит набор сборной группы по результатам диагностических исследований, выявивший низкий уровень воображения. Элементы занятий возможно использовать в индивидуальной работе

3. Требования  к   уровню освоения содержания программы

Развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.


4. Объём программы и виды  образовательной работы

        Объём  программы составляет  27 часов  

Таблица 1

№ п/п

Наименование  и № разделов

 

В том числе объём

всего

1

Раздел 1

Диагностический

(дети)

6 ч.

2

Раздел 2

Коррекционно-развивающий

(дети)

15 часов

3

Раздел 3

Консультационно-просветительский

(педагоги, родители)

6 ч.

Всего:

27 ч.

5. Содержание программы

5.1. Объём программы по темам

Таблица 2

№  раздела

№ темы

Объём программы

(час., мин.)

ВСЕГО

Раздел 1

Диагности-ческий

         Первичная диагностика:

6 ч.

(12 чел. по 30 мин.)

    Контрольная диагностика

6 ч.

Раздел 2

Коррекционно-развиваю-щий

БЛОК 1

(20 занятий по 30 минут)

10 ч.

БЛОК 2

(10 занятий по 30 - 40 минут)

5 ч.

Раздел 3 Консультационно-просветите

Консультационно-профилактический

 Разработка страничек психолога

1 ч.

 Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов

2 ч.

 Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей

2 ч.

 Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы

1 ч.

Итого:

27 часов

*Тематический и перспективный план в приложении

5.3. Диагностика  освоения   содержания  программы

        Диагностические исследования проводятся 2 раза: перед коррекционно-развивающими занятиями и после окончания цикла. Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведённой работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.

        Методы  диагностических исследований:

Изучаемая сфера

Изучаемый параметр

Метод

Методика

Воображение

Уровень воображения

Тестирование

  • Методика-игра «Где чьё место?»
  • Тест «Свободный рисунок» (автор Ю.А.Афонькин, Л.Ю. Субботин, Г.А.Урунтасов)
  • Тест «Дорисуй фигуру» (автор О.М.Дьяченко)
  • Методика «Придумай игру» (автор Р.С.Немов)

      Выявленные в ходе диагностики количественные показатели определяют уровень развития воображения.

6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Таблица 3

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Боровик О. В.

Развитие воображения.

М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112с.

Методические рекомендации

1

2.

Выготский Л.С.

Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк

М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

Кн. для учителя.

1

3.

Дьяченко О.М.

 Развитие воображения дошкольника.

М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

Пособие

1

4.

Субботина Л. Ю.

Развитие воображения детей.

Ярославль: "Академия развития", 1997. – 240с.

Популярное пособие для родителей и педагогов

1

6.1.2. Дополнительная литература

Таблица 4

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Е.Е. Кравцова

Разбуди в ребёнке волшебника

М.: Просвещение, 1996

Пособие

1

2.

Л.Н. Прохорова

Путешествие по Фанталии

СПб.: Детство-Пресс, 2003

Пособие

1

3.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко

Практикум по креативной терапии

С-Пб.6 Речь, 2003

Пособие

1

4.

С.Гин

Мир фантазии

М.: Вита Пресс, 2001

Пособие

1

5.

А.Яковис

Развиваем воображение

С-Пб.: Литера, 2002

Пособие

1

6.

Х.Кэдьюсон, Ч. Шефер

Практикум по игровой терапии

С-Пб.: Питер, 2002

Пособие

1

7.

Л.Б. Фесюкова

От трёх до семи

Харьков.: Фолио, 1997

Пособие

1

8.

Дж.Родари

Волшебные сказки

С-Пб.: Паллада ПЭК, 1991

Книга

9.

Х.К.Андерсен

Сказки и истории

М.:, Художественная литература, 1973

Книга

1

6.2. Средства обеспечения для освоения программы

6.2.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 5

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

Видео-фильм

Кино-фильм

Слайды

Аудио-

пособие

-

-

-

Аудио СD-диск

«Сказки для малышей»

«Маленькие шедевры великих композиторов»

6.2.2. Наглядный материал

Таблица 6

Картины, предметные картинки,  

 

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

-

-

Дж.Родари «Волшебные сказки»

 Х.К.Андерсен»Сказки и истории»

Наглядность в виде предметов/вещей, согласно теме занятия

       

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

  • тематический и перспективный план

  • диагностические материалы

  • конспект занятия

  • консультация для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.

Перспективное планированиепо развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании....

План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование техники пэчворк.

Простое рукоделие наших бабушек из оставшихся лоскутков тканей, в настоящее время, превратилось в целый раздел народно-прикладного искусства именуемое пэчворк....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...