Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Дурасова Алла Александровна

 

Содержание

 

Наименование

 

Стр.

1

Введение

 

3

2

Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике

 

5

3

Организация музейной педагогики в ДОУ

 

6

4

Этапы организации работы по созданию мини – музеев в ДОУ

 

7

5

Тематическое планирование работы по музейной педагогике

 

10

6

Заключение

 

10

7

Литература

 

11

8

Приложения

 

13

Приложение 1    Алгоритм атрибуции музейного экспоната

13

Приложение 2    Паспорт этнографического мини-музея «Русская изба»

14

Приложение 3    Паспорт этнографического мини-музея «Красны девицы»

17

Приложение 4    Паспорт этнографического мини-арт-музея «Золотая изба»

20

Приложение 5    Паспорт этнографического мини-музея «История хлеба»

23

Приложение 6    Паспорт познавательно-исторического  мини-музея Книги

26

Приложение 7    Паспорт познавательно-исторического мини-музея Боевого снаряжения

30

Приложение 8    Паспорт исторического мини-музея «Блок-ада»

33

Приложение 9    Паспорт исторического мини-музея «Окна войны»

36

Приложение 10  Паспорт исторического мини-музея «Этих дней не смолкнет Слава!»

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

«Музей – это смесь искусства и истории,

документа и романа,

которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные

по ценности опыт и знания»

Ф. Дзери

 

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одарённость», «Природа и художник» и др. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования, указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьёй с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.

Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным её использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

Адекватным дошкольному возрасту видом среды для формирования музейной культуры является мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении». Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребёнка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская изба»), но тематика мини-музеев широка –  книги, природа, военная история. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнёрства взрослых и детей.

Вариантами организации мини-музеев в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы.

Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребёнком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности.

Формирование у детей музейной культуры – приобретённого развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для её выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».

Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за столом, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.

Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:

1.Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребёнку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация). Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.

2.Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого, дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации).

3.Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвёртый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.

4.Выездные занятия историко-краеведческого музея на территории ДОУ («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).


         Модель единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации и музея.

Одним из условий реализации музейно-педагогических программ является сотрудничество с семьями воспитанников. Как пример такой работы может служить образовательный проект, целью которого является изменение установок родителей на организацию досуга, включение семей с детьми дошкольного возраста в культурную жизнь города, взаимодействие педагогов и родителей в организации экскурсий для детей. Для информирования родителей в фойе детского сада размещён стенд «Культурная карта Мегиона». На нём изображены знаковые архитектурные объекты и учреждения культуры города – храмы, музей, выставочные зал, Дворец искусств, историко-мемориальные объекты города. Информация о каждом объекте включает: адрес, график работы, контакты и «кармашек» для меняющейся информации о предстоящих событиях (выставках, спектаклях). На сайте детского сада эта информация также представлена в отдельной рубрике.

В рамках нашего исследования разработана теоретическая модель единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

Таким образом, можно констатировать, что включение музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации возможно только при организации тесного сотрудничества музейных работников и педагогического коллектива детского сада. Условием эффективной работы в указанном направлении является создание единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации, разработка совместных музейно-педагогических программ, учитывающих возрастные особенности детей и возможности комплексного использования как музейных, так и педагогических средств в воспитании дошкольников.

       Поэтому ПАСПОРТИЗАЦИЮ мини-музеев решили пройти в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр».

 Музей является механизмом сбережения и трансляции достижений культуры. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные.

Во-первых, наш детский сад находится в небольшом городе, где имеется только один музей.

Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети ещё «малы», по мнению родителей. В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Конечно, многие могут сказать, что данную технологию можно попытаться реализовать в группе, например с помощью музейной полочки, но опыт показывает, что наибольший эффект будет достигнут, если мини – музей будет иметь своё отдельное место. Ведь фундаментом данной технологии, по мнению кандидата педагогических наук О. Г. Тихоновой, является погружение ребёнка в специально организованную среду.

2.Цели и задачи:

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

-Изучить теоретические основы музейной педагогики;

-Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;

-Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини – музеев в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

3.Организация музейной педагогики в ДОУ

Теоретические основы музейной педагогики.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге  «Музей - образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:

-каждое посещение музея должно иметь определённую цель;

-необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

-при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;

-итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Назначение музея – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его семья.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

-Выявление творческих способностей детей;

-Расширение представлений о содержании музейной культуры;

-Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

-Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

-проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий,

-организация выставок, викторин, дидактических игр, творческих заданий. 

Методические принципы экскурсионной работы чётко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. 

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребёнку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

-Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

-Кратковременность экскурсий.

-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

-Доступность.

-Наглядность.

-Содержательность.

-Гуманизм.

-Подвижность структуры занятий-экскурсий (чёткий сценарий, но возможность импровизации).

Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств - приобщение детей и родителей к музейному искусству. Повышение героико - патриотического потенциала детей посредством музейной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_tehnologiya_-_muzeynaya_pedagogika.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Публичное представление инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...

презентация на тему : "Современные педагогические технологии нравственно - патриотического воспитания в ДОУ "

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках кон...

Доклад на методическое обьединение на тему: "Музейная педагогика в детском саду. Цели, задачи, создание музея"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную сре...

Конспект на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к ...