"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"
статья (подготовительная группа)

Коваленко Ирина Витальевна

В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков посредством игровых приёмов

Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Сформированность коммуникативных навыков влияет не только на успешность обучения детей, но и на  процесс социализации и развития личности в целом.

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать свою позицию.

Развитие у детей коммуникативных способностей это:

  • Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам;
  • Развитие умения контролировать движения и работать по инструкции;
  • Воспитание доверия к друг другу, чувство ответственности за другого;

Методы развития коммуникативных навыков:

  • Рассматривание рисунков, фотографий;
  • Свободное и тематическое рисование;
  • Психогимнастика (этюды, игры, упражнения);
  • Игры с правилами;
  • Сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразной сферы общения;
  • Словесные, подвижные, музыкальные игры;
  • Творческие игры, драматизация.

Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.

Исследования отечественных педагогов и психологов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Д.Б, Эльконина и других показали, что игра является ведущей деятельностью у  дошкольников.

К сожалению, дошкольники старшего возраста сегодня больше играют в компьютерные и дидактические игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (сюжетно – ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее развитие ребёнка и социализации его личности.

Активные средства и методы развития коммуникативных навыков:

  • Познавательные (дидактические) игры;
  • Режиссёрские игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Театрализованные игры;

Дидактические игры позволяют:

  • Проводить занятия в нетрадиционной форме;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • Организовывать образовательный процесс  в форме состязания;
  • Практически закреплять полученные знания.

В социально – коммуникативном развитии используются разные формы игр и игровых ситуаций:

  1. Коммуникативные игры (игры - знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнёру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками);
  2. Игры – имитации, пантомимические этюды, способствующие передаче различных чувств и состояний героев;
  3. Игры – этюды на передачу различных чувств и настроений героев;
  4. Сюжетные игры – этюды – игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, радости по отношению к разным персонажам.

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь ребёнку в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительное отношение друг к другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.

Игра является школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

 Развитию коммуникативных умений способствуют творческие игры:

  • Игры учебного характера;
  • Ролевые игры;
  • Игры, имитирующие телевизионные.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений.

В процессе этих игр ребёнок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребёнка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

Роль педагога в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр- это:

  1. Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме;
  2. Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения;
  3. Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать;
  4. Развивать эмоционально – ценностное восприятие окружающего мира.

Вывод:  Таким образом, коммуникативные игры , которые формируются посредством игровых технологий – это умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывать позицию собеседника.

Результаты игровых технологий:

  • Эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизация деятельности дошкольников;
  • Тренировка памяти, помогающая  выработать речевые умения и навыки;
  • Стимулирование  умственной способностей учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к образовательной деятельности;
  •  Преодоление пассивности во время занятий;
  • Улучшение  работоспособности .

Игры на развитие социально – коммуникативных навыков:

  1. «Зеркало»
  2. «Меняемся местами»
  3. «Мы отправляемся сегодня в путешествие»
  4. «Встречи в театре»
  5. «Коврик примирения»
  6. «Ладонь в ладонь»
  7. «Комплименты»
  8. «Позвони другу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста

Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогаю...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

Формирование коммуникативных навыков – практически  первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА(5 - 7 ЛЕТ)Воспитатель: Стеклярова И.А.1. «Волшебный клубок»Цель: формировать чувство близости с другими дет...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесны...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...