«Формирование социальной грамотности в ДОО: начальный этап»
статья (младшая группа)

ДУДИНА Е.Г.

Обоснование актуальности. К стратегическим национальным приоритетам государства, обозначенным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», отнесены сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. Одним из путей достижения целей данной программы является оптимизация поддержки системой образования процессов социализации подрастающих поколений, использование потенциала дошкольного образования как периода «первоначального склада личности» (А.Н. Леонтьев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

КОНЦЕПЦИЯ

деятельности сетевой инновационной площадки

«Формирование социальной грамотности в ДОО: начальный этап»

Подготовила: Дудина Е. Г.

Обоснование актуальности. К стратегическим национальным приоритетам государства, обозначенным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», отнесены сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. Одним из путей достижения целей данной программы является оптимизация поддержки системой образования процессов социализации подрастающих поколений, использование потенциала дошкольного образования как периода «первоначального склада личности» (А.Н. Леонтьев).

Средством и одновременно показателем успешной социализации является формирование у индивида социальной грамотности. Для младших школьников социальная грамотность рассматривается как готовность успешно социализироваться в меняющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям; как совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; как способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; как наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. В дошкольном детстве закладываются предпосылки социальной грамотности, развиваются необходимые для ее становления способности.

Социальная грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности индивида, которая на уровне начального общего образования определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Среди планируемых результатов на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (к концу дошкольного возраста) также выделяется способность решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу. В современном динамично развивающемся мире ориентация системы образования на формирование функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность успешной социализации, индивидуализации и самореализации.

Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования актуальным является поиск путей формирования основ функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, ее важного компонента – социальной грамотности.

Проблемное поле деятельности сетевой инновационной площадки связано с комплексом проблемных вопросов:

- Какие базовые элементы социальной грамотности закладываются в дошкольном детстве?

- Какие личностные качества, мотивы, психические процессы, представления и компоненты жизненного опыта могут быть отнесены к предпосылкам формирования социальной грамотности у детей дошкольного возраста?

- Каков потенциал теоретических подходов, лежащих в основе дошкольного образования в Российской Федерации (деятельностного, системного, аксиологического, культурологического), традиционных методик обучения и воспитания, образовательных программ дошкольного образования в решении задач формирования социальной грамотности у детей дошкольного возраста?

- Какова специфика формирования социальной грамотности в период дошкольного детства?

- Какие организационно-педагогические условия необходимо создать в ДОО для успешного осуществления образовательной деятельности, нацеленной на формирование социальной грамотности?

- Какие диагностические процедуры могут быть использованы для оценки эффективности работы по формированию социальной грамотности?

Цель создания сетевой инновационной площадки состоит в разработке системы организации образовательной деятельности в ДОО, нацеленной на формирование основ социальной грамотности в разные периоды дошкольного детства.

Задачи деятельности сетевой площадки:

  1. Моделирование системы организации образовательной деятельности в ДОО, нацеленной на формирование основ социальной грамотности у детей дошкольного возраста, на основе прогрессивных научных подходов и обобщения опыта ДОО по теме проекта.
  2. Оптимизация имеющихся в ДОО условий (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, информационно-методических) формирование основ социальной грамотности у детей дошкольного возраста.
  3. Разработка методических, дидактических и диагностических материалов, ориентированных на формирование основ социальной грамотности у детей дошкольного возраста, учитывающих специфику регионов Российской Федерации, и оценку эффективности проводимой работы.
  4. Апробация разработанных моделей и диссеминация полученных результатов.

Новизна в деятельности сетевой площадки. Проблема формирования социальной грамотности на разных уровнях общего образования относится к малоизученным. Для дошкольного образования представлены образовательные программы и методические материалы по отдельным составляющим социальной грамотности – правила здоровой жизни, финансовая грамотность, экологическое воспитание. Анализ данных программ показывает, что в них представлена преимущественно знаниевая составляющая функциональной грамотности (академическая грамотность), не ставятся задачи развития ценностной и мотивационной сфер детей, их способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности (как это требуется, согласно методическим рекомендациям к ФОП ДО), накопления ими витального опыта. На поиск подходов к решению специфических задач формирования социальной грамотности на уровне дошкольного образования будет направлена деятельность инновационной площадки.

Направления деятельности сетевой инновационной площадки:

  1. Формирование основ природной и социальной экологической грамотности.
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
  3. Формирование основ финансовой культуры.
  4. Формирование идентичности.

Сроки работы сетевой инновационной площадки. Сентябрь 2023 года май 2026 года.

Алгоритм реализации целей и задач работы сетевой площадки (см. приложение «Дорожная карта»).

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка моделей организации образовательной деятельности в ДОО, нацеленной на формирование основ социальной грамотности у детей дошкольного возраста.
  2. Улучшение имеющихся в ДОО условий формирование основ социальной грамотности у детей дошкольного возраста.
  3. Представление (публикация) методических, дидактических и диагностических материалов.

Научный руководитель: 

Тимофеева Лилия Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и специальной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», академик МАНЭБ, федеральный эксперт ОО «Национальная родительская ассоциация», ВОО «Воспитатели России», Всероссийского экспертного совета «Безопасная информационная среда детства»

  1. Направление 1. Формирование основ природной и социальной экологической грамотности.

Актуальность направления. Логика развития научного знания, рост числа глобальных экологических проблем обусловливает необходимость поиска новых подходов к изучению взаимосвязи общества и природной среды, воспитания у подрастающих поколений «ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей природы, жизни и здоровья человека» (ФОП ДО). Основой данного направления обучения и воспитания детей дошкольного возраста является наука социальная экология, что обеспечивает возможность использования инновационных подходов к пониманию взаимоотношений человека (общества) и природы.

Проблемное поле. Моделирование системы организации образовательной деятельности в ДОО, нацеленной на формирование элементов природной и социальной экологии в разные периоды дошкольного детства, определение содержания и методов, обеспечивающих формирование у детей системы ценностей, интересов и потребностей, связанных с бережным отношением к природе, элементарных представлений о социоэкосистеме, взаимоотношениях человека и природы (среды обитания), законах их взаимодействия, способах охраны окружающей природной среды.

Цель. Поиск эффективных путей формирования элементов природной и социальной экологии в разные периоды дошкольного детства.

Ожидаемые результаты реализации разработанных моделей (на основе ФОП ДО). Дети:

- имеют представления об объектах живой природы и среде их обитания, потребностях, существующих в окружающем мире простых закономерностях и зависимостях, причинно-следственных связях во взаимодействии человек – природа; о профессиях, связанных с природой и её защитой;

- усвоили и соблюдают базовые правила поведения в природе, знают способы охраны природы;

- понимают ценность живого, выражают желание защитить и сохранить природу, демонстрируют заботливое отношение к ней;

Направление 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Актуальность направления. Анализ современного состояния образования в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности позволяет сделать вывод о том, что действующая модель обучения не соответствует запросам современного общества, свойственным ему механизмам наследования культуры, идеям опережающего образования, современному пониманию феномена детства, принципам дошкольного образования, не решает поставленные в ФГОС и ФОП дошкольного образования задачи формирования основ компетенций, позволяющими индивиду обеспечивать собственную безопасность, заботиться о безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды. Этим определяется актуальность внедрения в практику научно обоснованных, прошедших первичную апробацию моделей, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста культуры здорового и безопасного образа жизни.

Проблемное поле. Выявить ценностные ориентиры воспитания подрастающих поколений, отраженные в актуальных нормативных и программных документах дошкольного образования. Обосновать подходы к определению содержания образовательной деятельности, выбору методов организации детских видов деятельности, базовых технологий, выделению планируемых результатов с точки зрения личностных новообразований всех участников образовательных отношений и совершенствования образовательной системы. Выделить актуальные направления психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности (ФОП ДО) и формирования у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель. Поиск наиболее эффективных механизмов реализации в практике дошкольного образования модели формирование культуры здоровья и культуры безопасности.

Ожидаемые результаты реализации теоретической модели (на основе ФОП ДО). Дети:

- имеют осознанное отношение к жизни как основоположной ценности, здоровью и безопасности как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;

- имеют представления в области здоровья и безопасного образа жизни;

- имеют сформированные (сообразно возрасту) ценностные и мотивационные основы здорового образа жизни, безопасного поведения, обладают необходимым опытом и навыками для их осуществления;

- соблюдают элементарные правила здорового образа жизни, безопасности, понимают элементарные причинно-следственные связи между действиями человека и их последствиями для него самого, окружающих людей и природы.

Направление 3. Формирование основ финансовой культуры.

Актуальность направления. Расширение спектра финансовых услуг, усложнение существующих и появление новых финансовых инструментов, которыми пользуется каждый человек, необходимость обеспечения личной финансовой безопасности людей, стабильности и процветания экономики и общества в целом делают актуальной задачу формирования финансовой грамотности населения. Приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в нашей стране отражены в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы. Финансовая грамотность в данном документе рассматривается как результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Актуальной является задача поиска путей формирования основ финансовой культуры в дошкольном детстве, как системы знаний, практических навыков, норм, накопленного опыта финансовых практик, ценностей и побуждений, определяющих сознание и поведение человека в финансовой среде.

Проблемное поле. Определение компонентов содержания образовательных областей, обеспечивающих формирование всех компонентов финансовой культуры (представлений, связанных с экономической сферой, трудом человека, ценностного отношения, элементарного опыта), продуктивных форм и методов организации образовательной деятельности.

Цель. Разработка методических и дидактических материалов, ориентированных на формирование основ финансовой культуры в дошкольном детстве.

Ожидаемые результаты. У детей сформированы:

- основы финансово-экономического мышления и финансово грамотного поведения, понимаемого как сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков в сфере экономики;

- представления о труде человека и его социальной значимости, структуре трудовой деятельности, интеллектуальном труде, различных производствах, мире предметов и материалов, способах осуществления подсчетов, измерений, о личных и семейных финансах, продуктах, товарах, ценах, рекламе, заработной плате, местах и учреждениях торговли, денежных знаках России, доходах, расходах, бюджете семьи;

- ценностное отношение к труду людей и его результатам, способности своим трудом зарабатывать деньги, к трудолюбию, щедрости, благородству, честности, отзывчивости; основы мировоззрение, построенного на данных ценностях;

- представления о нормах (законах, правилах) в сфере экономики;

- первичный жизненный опыт в сфере экономики.

Направление 4. Формирование идентичности.

Актуальность направления. ФОП ДО призвана обеспечить реализацию основополагающих функций дошкольного уровня образования, среди которых особой строкой выделены обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, страны и малой родины, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Проблемное поле. Определение путей поддержки овладения ребенком культурой своего народа на основе механизмов культурной идентификации, обеспечивающему освоение человеком ценностей, норм и традиций определенной культуры, осознание чувства принадлежности к данной культуре, утверждение своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих взглядов, интересов, способностей (по Л.В. Коломийченко).

Цель. Разработка моделей, обеспечивающих поддержку и амплификацию процессов возрастной, гендерной, семейной, этнической и гражданской идентификации с учетом региональных особенностей ДОО.

Ожидаемые результаты реализации разработанных моделей (на основе ФОП ДО). Дети:

- имеют элементарные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, возрастной группе; составе семьи, семейных ролях, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; о малой родине; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; о жизни людей в России, о некоторых важных исторических событиях Отечества государственных праздниках;

- обладают позитивным отношением и чувством принадлежности к семье, своему народу, стране, проявляют уважение к родителям, малой родине, родной стране, ее символам; гордятся ее достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;

- проявляют интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Народная игра как основа начального этапа формирования нравственно-патриотического воспитания у дошкольников.

Для воспитателей детских садов  о решении задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения ....

Дошкольный возраст как начальный этап развития социального интеллекта у детей.

В статье расскрыты особенности развития социального интелекта в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками....

Опытно-экспериментальная работа по организации наблюдений в младшем дошкольном возрасте как начального этапа формирования системы знаний

Задачи работы:1) выявить уровень сформированности экологических знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста, используя диагностические задания.2) спроектировать и опробовать комплекс наблюд...

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Раскрывается важность взаимодействия специалистов и семьи при работе с детьми с моторной алалией....