Народная игра как основа начального этапа формирования нравственно-патриотического воспитания у дошкольников.
статья на тему

 Для воспитателей детских садов  о решении задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohlachyova_statya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игра как основа начального этапа формирования нравственно-патриотического воспитания у дошкольников.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом: физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирования физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связанно с воспитанием нравственно волевых черт личностей. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.  Одной  из ведущих форм является проведение народных подвижных игр. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других - физического, в третьих - художественного. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечения и отдыха. Большой вклад в развитие теории и практики использования игр в образовании и воспитании внесли Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, А.И.Герцен. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство не только физического, но и нравственного воспитания. К.Д.Ушинский считал, что народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом должны составлять основу физического воспитания. Особенно им ценились игры, имеющие общественную направленность, отражающие трудовую, бытовую жизнь народа.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времён, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.  Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности. Перед проведением народной игры педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

 

Во что и как играли наши далёкие предки? Находки археологических экспедиций свидетельствуют, например, что новгородцы охотно играли в игры, подобные футболу и хоккею. У наших предков были широко распространены костяные коньки. Поэтому вероятно, что им была известна игра в мяч на льду, а футбол на снегу мог быть тоже привычным состязанием, так как зимний сезон длился шесть месяцев. У славян была целая система различных упражнений и игр для подготовки юношей к труду, семейной жизни, воинскому искусству. Русские общественные деятели, известные врачи, педагоги постоянно прилагали усилия для внедрения подвижных игр в народное воспитание.

Физический развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен придти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Воспитывать потребность, любовь к подвижным играм лучше всего в семье с раннего возраста. В семье наиболее эффективно воспитываются жизненно необходимые качества, так как семейные отношения отличаются большой доверительностью, родственной привязанностью, любовью, постоянством, возможностью в любое время переключать детей на бытовую, хозяйственную работу.

Библиографический список:

1.А.В.Кенеман, Т.С.Осокина Детские народные подвижные игры М.: Просвещение; Владос, 1995

2.С.А.Шмаков Её величество-игра М.: NB Магистр, 1992

3. О.М.Грицан Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников, журнал «Инструктор по физкультуре»  №2-2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

В данной консультации для педагогов описываются основная цель и задачи работы по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используемые методы. Приводятся примеры занятий определенных...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Консультация для педагогов:"Формирование нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация о работе педагога в данном направлении, постановка целей, задач, выбор методов, занятия......

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...