Конспект родительского собрания "Педагогическая лаборатория"- Развитие и обогащение словаря детей в процессе заучивания стихотворений.
материал

Трескина Ольга Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБАРАТОРИЯ»

Развитие и обогащение словаря детей в процессе заучивания стихотворений.

1 слайд.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.
2 слайд
Одной из основных особенностей детей с речевым недоразвитием – бедность активного и пассивного словаря. Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов.
У детей отсутствует или недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа). Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети, при помощи наводящих вопросов, расскажут о рубашке примерно так:

3 слайд
-Это что? (Рубашка)

- Рубашка, какая? (Синяя)

- Что можно делать с рубашкой? (Носить)

Вместо: «Это синяя рубашка, ее можно носить».

Ответ ребенка  бывает однословный. А если задать вопрос: «Из каких частей состоит рубашка?», то ответа можно совсем не получить.

4 слайд 
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

5слайд. Но так же для развития и обогащения словаря, воображения, мышления, и развития памяти мы используем заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений для  ребёнка-дошкольника является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, такие дети демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.

К сожалению, среди современных детей, редко встретишь ребенка, знающего много произведений наизусть. Не все дети любят учить стихи, у некоторых из них заучивание стихотворений вызывает трудности при запоминании, быстрое утомление и отрицательные эмоции.        

 Слайд 6
Почему же дети плохо запоминают стихи?

- Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации  нет результативной деятельности.

 -Во вторых, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

 При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

Слайд 7 При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха - осязаемым, видимым, представляемым.

 При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для родителя очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - ИГРУ.

Слайд 8 Существуют разные методы  разучивания стихов.(перечисляю) Сегодня мы с вами остановимся на одном  них, более доступным детям дошкольного возраста.

Слайд 9 «Учим стихи в картинка»

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Варианты заучивания стихотворения представлены на слайде но не все детские стихотворения имеют сопроводительные картинки. Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое  схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки- маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок  несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать  готовые картинки.

Пример для родителей

 

Слайды со стихами в картинках.

 И теперь мы предлагаем вам поучаствовать в нашей лаборатории. В течении месяца мы с вами совместно с детьми будем разучивать стихотворения. Мы для вас подготовили картотеку стихов. Каждый вторник мы вам будем давать  карточку со стихотворением в иллюстрации  или вы можете выучить стихотворение по своему желанию  и в  следующий вторник  будем устраивать литературную гостиную, где дети будут рассказывать стихотворения выученные за эти дни если ребенок плохо запомнил стих то ему поможет карточка с изображением. И через месяц мы снова с вами встретимся и посмотрим повлияло ли изучение стихов на развитие речи ваших детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБоРАТОРИЯ » Развитие и обогащение словаря детей в процессе заучивания стихотворений. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска "Детский сад №1 "Рябинка"

Слайд 4

РОДИТЕЛИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Слайд 6

Почему же дети плохо запоминают стихи? 1. Стихотворение выбрано не по возрасту 2. Отсутствие мотивации 3. Многократное повторение .

Слайд 7

Память Зрительная Эмоциональная Двигательная Осязательная

Слайд 8

Методы заучивания стихотворений Учим стихи в движении; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; Слуховой Метод Метод Иллюстрации

Слайд 9

МеТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений

Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...

Опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания

В статье описан опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания....

"Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки"

Материал может быть полезен педагогам ДОУ в работе по развитию и обогащению речи у дошкольников....