Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у до-школьников с помощью дидактического пособия «Мирилка».
консультация (старшая группа)

Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не является чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.

Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.

Нам, взрослым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_druzhbe_1.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка».

«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.» Букай Х.

Актуальность проблемы взаимоотношений детей в дружеском аспекте объясняется тем, что не все дети осознают, насколько важна и ценна дружба, и какое значимое влияние она оказывает на их личностное развитие. Взрослым имеет смысл разработать концепцию и установить определенные представления у детей о понятиях «друг» и «дружба». Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, а также мотивировать и объяснять, как формировать свои суждения.

Дружеские отношения являются особенными для каждого ребенка, так как они отличаются от всех остальных форм взаимодействия. Как только эти отношения возникают, дети расширяют свои возможности и обогащают свои чувства и переживания. Без действий и поступков, связанных с самоограничением, взаимопомощью, заботой и внимательностью, дружба становится невозможной. Следовательно, в ходе дружбы происходит постоянное моральное совершенствование. Дружеские отношения развиваются в процессе общения, и именно общение является главным фактором развития ребенка. Но все мы знаем, что в процессе взаимоотношений все без исключения дети ссорятся. Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками  со сверстниками или взрослыми. Эти ситуации неизбежны.

Более того, конфликтные ситуации вполне можно считать желательным событием в жизни ребёнка. Потому что определённый опыт жёстких ссор позволяет ребёнку освоить умение разрешать конфликты уважительно. И это умение многократно пригодится любому взрослому человеку – и в семье, и в дружбе, и на работе.

Если ребёнок не освоил навыки уважительного разрешения конфликтных ситуаций в дошкольном детстве, ему намного сложнее научиться этому в школе или в старшем возрасте.На каждой стадии развития, ребёнок постепенно расширяет своё понимание, как балансировать между собственными нуждами, желаниями и правами, и взаимодействовать с окружающими по тем же принципам. По мере этого дети развивают и свою способность к конструктивному общению, которая становится частью личности.

Первый залог успеха в процессе обучения навыкам уважительного разрешения конфликтов – это научить ребёнка осознавать свои эмоции. То есть те ощущения и чувства, которые он испытывает «здесь и сейчас».

Второй ключевой фактор успеха – научить ребёнка контролировать то, как он выражает свои эмоции. И это поистине самая трудная часть!

Чтобы дети росли социально ответственными, они должны уметь делать выбор из набора эмоций и принимать его последствия – какими бы они ни были.

Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не является чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.

Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.

Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недолго, а иногда — с дракой и последующим объявлением длительных боевых действий. Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совершенно иначе: «давай помиримся» — говорит малыш. Но не все дети умеют мириться. Давайте научим их этому. Взрослые, как могут и как умеют, стараются примирить поссорившихся малышей, однако не всегда это удаётся. Но не стоит думать, что конфликт — это плохо. Именно ссора помогает ребёнку научиться правильно строить взаимоотношения во взрослой жизни, находить компромисс, а иногда и отстаивать свои убеждения. Дети, которые предпочитают вообще не ссориться, как правило, ведут себя так, потому что родители слишком жёстко регламентируют их поведение. Это может быть также вызвано заниженной самооценкой, что в будущем будет серьёзно мешать ребёнку адаптироваться в детском коллективе, уметь урегулировать неизбежные конфликты, дружить и занимать лидерские позиции. Нам, взрослым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.

Примеры мирилок.

          Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

***

Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем,

И дружить, как прежде будем!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

***

Это - ты, а это - я.

Ты - хороший у меня.

Мой подарок дорогой,

И не нужен мне другой.

***

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

***

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем,

Раньше дрались,

теперь ни по чем.

Мирилки не только могут помирить детей, словесные тексты дают детям:

 - образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации;  

- имеют необычную форму некой клятвы, где мальчики и девочки обещают друг другу найти взаимопонимание и навеки остаться друзьями;

- в строках заключен важный смысл верности и добра. Они воспитывают никогда не предавать своих товарищей;

- показывают равенство – это цель мирилок. Все равны: если один за всех, то все за одного. Не бывает тех, кто хуже, и тех, кто лучше. В споре вовсе не выделяют проигравшего и победившего.

В процессе работы мы создали коллекцию мирилок, с помощью которых   решались многие задачи:

Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества.

Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения со сверстниками и взрослыми.

Учить детей справедливо оценивать поступки сверстников и свои собственные. Закреплять правила поведения в группе.

Подбирая детские мирилки, учитывали определенные требования к ним:

1. Мирилки выбирали вместе с детьми, те, которые больше всего нравились детям, короткие по содержанию, для лучшего их запоминали.

2. Нежелательно использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, больше не дерись. А то бабушка придет, тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает»).

3. Которые содержат   негативную информацию, например, «если ты не будешь…, то мы (не будем играть, водиться и т.д.). Суть мирилки для детей — не посеять страх и научить избегать наказания любой ценой. Ее основная задача — установление мира.  

  Разучив мирилки, в дальнейшем дети могли использовать их самостоятельно.  Некоторым детям был сложно сделать первый шаг, они не знали, что и как сказать, какие подобрать слова. А тут, им в помощь готовый текст. Все что требуется — желание восстановить мир.

Обязательно необходимо, что бы дети высказались о своих обидах, а затем мирились. Во время установления мира, мы соблюдали определенные ритуалы примирения, которые дети выбирали сами: сцепиться мизинчиками, похлопать в ладоши, послать воздушный поцелуй, помириться носиками, признаться в любви другу сказав мирилку «Не сердись, улыбнись. Я тебя люблю!», «нарисовать» обиду и спрятать в карман мирилки, и особенно детям полюбились игрушки – мирилки, которые мы изготовили совместно с родителями.

  1. Коврик мира.
  2. Варежка согласия.
  3. Коробка рукопожатий.
  4. Стаканчики злости.
  5. Футболка примирения.

Мирилки мы разместили в уголке дружбы.  

Поссорившиеся дети в любой момент могли посетить уголок для выяснения своих отношений: выбрать мирилку и рассказать как, из - за чего у них произошла ссора.

У некоторых детей появились любимые мирилки – стихи, игрушки – мирилки. Научив малышей находить выход из конфликтных ситуаций, используя мирилки, дети учились договариваться, прощать и легко мириться. Играя, дети получали первые уроки мира, а мирилки стали отличными помощниками!

Давайте жить дружно и всегда мириться - это так важно в нашем мире!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе...

Дидактическое пособие "Мирилка"

данное пособие позволяет формировать у детей умения, устанавливать и поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием...

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактического пособия «Коврограф Ларчик»

В данном практикуме приведены различные формы использования дидактического пособия "Каврограф Ларчик" на занятиях по ФЭМП с детьми дошкольного возраста....

Методическое пособие: «Сборник по формированию представлений о дружбе, дружеских отношений у дошкольников с помощью «Мирилок»

Данный сборник «миролок» адресован педагогом ДОУ, родителям и  предназначен для проведения в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может б...