Консультация для воспитателей на тему: Педагогические технологии в развитии познавательной деятельности детей
консультация

Москвичева Светлана Михайловна

Консультация для воспитателей на тему:  Педагогические технологии   в развитии познавательной деятельности  детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_ped.sov_.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад п. Новопушкинское»

Консультация для воспитателей на тему:

 Педагогические технологии  

в развитии познавательной деятельности

детей

                                                             Подготовила: воспитатель Москвичева С.М.

Энгельсский район 2024

1 слайд. Добрый день. Тема моего выступления: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.                                                                          2 слайд. Разберемся что такое технология. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

3 слайд. К числу основных педагогических технологии  в развитии  познавательной деятельности детей можно отнести:

  • -технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология  «ТРИЗ» ;
  • технология интегрированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология  «ЛЭПБУК»;

4 слайд. Начнем с технологии, в которую можно включить остальные технологии познавательного развития, это технология «Проектной деятельности»

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.

Цель: работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Метод проектной деятельности лучше начать  использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Обратите внимание на основные этапы работы над проектом.

5 слайд. Проекты различаются:

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

По приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

По тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое. 

Проектная деятельность дошкольников может быть

Познавательно-исследовательского характера

Игрового характера

Творческого характера

По продолжительности:

  -краткосрочные проекты  (1-2 недели) -сренесрочные (1-2 месяца)  -долгосрочные  (полгода - несколько лет)

6 слайд.   Переходим к технологии «исследовательская деятельность»

 Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям  дошкольного возраста типы исследования, например:

Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.  

Коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений.

Путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

7 слайд.  Итак, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, ноутбук и др.).

Рассмотрим преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 8 слайд.   ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к занятиям.

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов.

Создание презентаций в программе для повышения эффективности образовательных занятий и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

9 слайд. Технология ТРИЗ

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Цель технологии ТРИЗ - развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

10 слайд. Рассмотрим технологию интегрированного занятия

 Интегрированное занятие отличается от традиционного, использованием межпредметных связей.

Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

11 слайд.   Перейдем к технологии проблемного обучения. Это такая организация занятий, при которой предполагается создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активная деятельность детей по их разрешению, в результате чего ими приобретаются новые знания.  

12 слайд.   Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

14 слайд. Перейдем к технологии «Лепбук» 

Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен (информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку);

- прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким);

- эстетичен (лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки);

- вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части);

- доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста; взяв лэпбук в руки, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться; минимум подписей; никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);

- пригоден к использованию одновременно группой детей (так же с участием взрослого как играющего партнера)

15 слайд. Вывод:  новые педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Педагогическая система формирования творческого конструирования».

Консультация для воспитателей по теме: «Педагогическая система формирования творческого конструирования». Содержание: 1.       Конструирование – один из видов п...

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Сущность, типы, виды педагогического регулирования"

Материал подобран для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данная консультация раскрывает сущность, типы и виды педагогического регулирования....

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"

Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения....

Консультация для воспитателей на тему: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»

laquo;Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей по теме: «Педагогическая система формирования творческого конструирования».

Способность к творчеству проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее сре...