Консультация для воспитателей на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"
консультация

Шамсутдинова Инна Геннадьевна

Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_d._vos_po_ped.tehnol-yam_16.08.22.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 61 "СОЛОВУШКА"

Консультация для воспитателей на тему:

 «Педагогические технологии

в познавательном развитии дошкольников»

                                                                                   Подготовила: Шамсутдинова И.Г.

Нижневартовск, 2022

Педагогические технологии

в познавательном развитии дошкольников

1 слайд. Добрый день. Я представляю вашему вниманию доклад на тему: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»

2 слайд. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.                                                                          Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

3 слайд. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

        Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

4 слайд.  К числу основных современных педагогических технологий можно отнести:

      -Здоровьесберегающие технологии

-Технологии проектной деятельности

-Технология исследовательской деятельности

-Информационно-коммуникационные технологии

-Личностно-ориентированные технологии

-Технология портфолио дошкольника и воспитателя

-Игровая технология

-Технология «ТРИЗ»

-Технология интегрированного занятия и др.

     - Мнемотехнология

5 слайд. Перейдем к первой технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии

6 слайд. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

Ознакомиться с каждой технологией подробно можно на слайде.

7 слайд. Следующая технология - технология «Проектная деятельность»

8 слайд.  

  • Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.
  • Цель: работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
  • Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

9 слайд. Проекты различаются:

  • По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
  • По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
  • По приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • По тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое. 

10 слайд.   Переходим к технологии «исследовательская деятельность»

11 слайд. Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования, например:

  • Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.  
  • Коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений.
  • Путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
  • Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

12 слайд.  Итак, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

13 слайд.  Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, ноутбук и др.).

14 слайд. Рассмотрим преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

               ИКТ в работе современного педагога:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
  • Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов.
  • Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

15 слайд. Следующая технология - личностно-ориентированная 

16 слайд. Личностно - ориентированная технология - это организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности детей.

17 слайд.  

  • Цель личностно-ориентированной технологии - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.
  • Особое место в личностно-ориентированном обучении отводится интерактивным технологиям. Они предполагают сообучение (коллективное обучение), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой.  Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы детей.

18 слайд.  Рассмотрим технологию портфолио дошкольника

19 слайд.  Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития.

           Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

20 слайд.  Перейдем к игровым технологиям

21 слайд.   Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Следует разделить игры по виду деятельности:

- на физические (двигательные),

- интеллектуальные (умственные),

- трудовые,

-социальные

- психологические.

22 слайд. Технология ТРИЗ

23 слайд.

  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
  • Цель технологии ТРИЗ - развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
  • Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

24 слайд. Рассмотрим технологию интегрированного занятия

25 слайд. Интегрированное занятие отличается от традиционного, использованием межпредметных связей.

Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

26 слайд.   Перейдем к последней технологии. Мнемотехнология

27 слайд. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий. Рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас.  В работе можно использовать мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация).  На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для   пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов.

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

28 слайд. Вывод

29 слайд. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. И закончить своё выступления хотелось бы словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

30 слайд. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников»

Консультация для воспитателей«Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников» 23.11.2018г....

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основныхположений, понятий и принципов ФГОС ДО.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.Развивать умени...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержаниядошкольного уровня образования...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"...

Консультация для воспитателей «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Цель: р...

Консультация для воспитателей: Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного оп...

Консультация для воспитателей на тему: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»

laquo;Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»...