новые формы работы с родителями
материал (подготовительная группа)

Павлова Марина Анатольевна

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителями21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Новые формы взаимодействия с родителями» - Павлова М.А.

Новые формы взаимодействия ДОУ с родителями

Цель: повышение педагогической компетентности родителей и их активности в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня родительской компетентности;

-гармонизация семейных и детско-родительских отношений;

-повышение ответственности родителей за судьбу ребёнка.

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повышать эффективность всех звеньев воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где ребёнок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а так же в дошкольном учреждении, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учётом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и нас – воспитателей. Вместе мы развиваем у ребёнка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог ДУ – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Думаю, что необходимо разнообразить формы работы с родителями, и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность,  интерактивность.

В работе нашего детского сада мы используем следующие формы организации общения педагогов и родителей:

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитеческие

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Анкетирование;

Опросы;

Вопросы-ответы;

Родительская почта;

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Фотовыставки;

Экологические субботники;

Дни добрых дел;

Праздники;

Творческие конкурсы;

Открытые просмотры детской деятельности;

Акции;

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Собрания и консультации в нетрадиционной форме;

Пед. библиотека для родителей;

Копилка добрых дел;

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Дни открытых дверей (открытых просмотров занятий и др.видов деятельности детей);

Выпуск газеты «ЖЗД»;

 «ОКНО» - очень короткие новости;

Теперь более подробно про некоторые из форм взаимодействия.

Информационно-аналитические – организация общения с родителями для сбора, обработки и использования данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношения семьи к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу/родителям встретиться с родителями/педагогом лично.

Досуговые формы – они призваны  устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуг позволяет создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Ежегодно совместно с детьми, родители нашего детского сада принимают активное участие в различных праздниках, экологических субботниках, Днях добрых дел -подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования. Хочется поделиться такой формой как акция: («Мастерская дедушки Мороза», «Огород на подоконнике» и др). К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.

Хотим закрепить такую традицию в группах нашего детского сада, как  «Гость группы» - встречи с родителями, когда они приходят с интересными историями, играми, увлекательными заданиями.

Познавательные формы  направлены на обогащение педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

В настоящее время особой популярностью,  как у родителей, так и у педагогов нашего сада пользуются родительские собрания нетрадиционной формы. Один из воспитателей проводит родительские собрания, под названием «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др). можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает лист бумаги, где сформирована проблема и даётся информация или рекомендации, необходимые для её решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят на листок. Затем записи передаются педагогу, суммируются и группа проводит обсуждения.

Большой интерес у родителей вызывают семинары-практикумы. На них могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им могут быть как воспитатель, так и родители, приглашённые специалисты.

Так же считаю, что одной из новых познавательных форм является создание сайтов ОУ. Где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеоматериалы с участием наших воспитанников, консультации для родителей и многое другое. Преимущества в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в группе; могут получать информацию в форме педагогических советов. За детьми не всегда приходят сами родители(в силу своей занятости), а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе.

Наглядно-информационные – направлены на обогащение знаний родителей, их просвещение.

Широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Поэтому во время «Дней открытых дверей» родители наших воспитанников не просто наблюдают со стороны, но и активно принимают участие в жизни детей при посещении группы, вовлечены в педагогический процесс. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях. Также наши родители посещают не только занятия в группе, но и другие виды деятельности детей.

Некоторые группы выпускают  газеты «ЖЗД»- жизнь замечательных детей. «ОКНО» - очень короткие новости – по мере появления новостей.

Таким образом, все формы работы с родителями, которые мы используем в своей работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и группой детского сада , тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а опыт обучения будет успешным.

Результатами нашей работы должно стать следующее:

-создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

-повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада;

- создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

ДОКЛАД На тему: «Новые формы работы с родителями».

Как взаимодействовать педагогу с семьей воспитанников...

Презентация "Новые формы работы с родителями воспитанников"

Презентация на тему - "Новые формы работы с родителями воспитанников"...

Использование новых форм работы с родителями

«От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш»./В...

Новые формы работы с родителями.

Новые формы работы с родителями. Группа в Контактах «Радуга в твоих руках».Я работаю с малышами 2-3 лет. Группа моя называется «Радуга». Поскольку в мою группу приходят в первый раз не только дети, но...