Проект - сценарий ( мастер-класс) " Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей с ОВЗ"
методическая разработка (старшая группа)

Тверитина Александра Матвеевна

Очень  важно, чтобы ребенок прибрел навыки общения с детьми и взорслыми! Умел принчть самостоятельное решение той или иной проблемы, с которой он столкнется в жизни. Игровые премы помогут ему приобрести нужный опыт!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stsenariy_master_-_klassa.docx26.69 КБ
Файл proekt_stsenariy_master_-_klassa.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (сценарий) мастер – класса

Тема: «Игровые подходы в развитии социальных навыков

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

   

 I. Теоретическая часть мастер – класса.

    Я работаю воспитателем в группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием. Наблюдая за детьми в период адаптации к условиям детского сада, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее:

  • умение слушать собеседника;
  • умение эмоционально сопереживать;
  • умение планировать содержание акта общения;
  • умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

     Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем - в категорию «предпочитаемых», «принятых».

    Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

    Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.  

    Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

   Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме.

  Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребёнку возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием

    Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у дошкольников и учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Моя задача – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь я подчеркну ценность выводов, сделанных самими детьми.

      Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

      В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога, которое благоприятствует гармоничному проявлению природы каждого игрока

     Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.).

     Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения и отказываются от неё, если находится более  подходящая, условиям (тоже по правилам). Поэтому, традиционные физкультминутки на таких занятиях не нужны

Цели и задачи игр: Вести детей от подражания действиям взрослого к самостоятельному, творческому решению конструктивных задач возрастающей трудности. Переносить свои умения в самостоятельные игры. Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов. Упражнять в применении ценных этических норм взаимоотношений. Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

     Система игр условно разделена на блоки: 1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество. 2. Блок игр на обучение эффективным способам общения. 3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности. 4.Блок игр, направленных на развитие эмоций. 5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».

II. Практическая часть мастер – класса.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары  берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д.  Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.  

Игра «Стиральная машина».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты?   Играющие  встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок  проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

-Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-Дружные ли дети в группе?

-Почему каждый ребенок достоин любви?

-Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков - по одной салфетке.

- Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру" Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Всем СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Проект (сценарий) мастер – класса

Тема: «Игровые подходы в развитии социальных навыков

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

   

 I. Теоретическая часть мастер – класса.

    Я работаю воспитателем в группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием. Наблюдая за детьми в период адаптации к условиям детского сада, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее:

  • умение слушать собеседника;
  • умение эмоционально сопереживать;
  • умение планировать содержание акта общения;
  • умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

     Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем - в категорию «предпочитаемых», «принятых».

    Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

    Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.  

    Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

   Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме.

  Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребёнку возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием

    Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у дошкольников и учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Моя задача – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь я подчеркну ценность выводов, сделанных самими детьми.

      Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

      В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога, которое благоприятствует гармоничному проявлению природы каждого игрока

     Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.).

     Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения и отказываются от неё, если находится более  подходящая, условиям (тоже по правилам). Поэтому, традиционные физкультминутки на таких занятиях не нужны

Цели и задачи игр: Вести детей от подражания действиям взрослого к самостоятельному, творческому решению конструктивных задач возрастающей трудности. Переносить свои умения в самостоятельные игры. Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов. Упражнять в применении ценных этических норм взаимоотношений. Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

     Система игр условно разделена на блоки: 1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество. 2. Блок игр на обучение эффективным способам общения. 3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности. 4.Блок игр, направленных на развитие эмоций. 5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».

II. Практическая часть мастер – класса.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары  берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д.  Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.  

Игра «Стиральная машина».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты?   Играющие  встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок  проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

-Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-Дружные ли дети в группе?

-Почему каждый ребенок достоин любви?

-Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков - по одной салфетке.

- Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру" Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Всем СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста».

План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста»....

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....

Мастер — класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей»

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.Задачи:...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Проект «Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта      В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда ...

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников....