КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Зотова Любовь Николаевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\Любовь\Desktop\Без названия (1).jpg

В современном мире активной творческой личности, умеющей легко входить в коллектив, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, жить, работать и учиться гораздо проще, чем замкнутому, закомплексованному человеку. Это актуализируется в ФГОС ДО, в структуре общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальных навыков дошкольников.

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста рассматривались:
- навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
- умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
- умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников;
- умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Формирование у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.

Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.

Формированию социальных навыков у детей способствуют: 1. Игры на сплоченность и сотрудничество. 2. Игры на обучение эффективным способам общения. 3. Игры, направленные на снятие конфликтности. 4.Игры направленные на развитие эмоций. 5. Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я».

Наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности показывает, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать;  умение планировать содержание акта общения;  умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Игровые отношения — суровые отношения по правилам. Процесс социализации начинается с момента, когда ребенок начинает договариваться по поводу игры. Ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

 Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем - в категорию «предпочитаемых», «принятых». Поэтому коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

С помощью таких игр дети овладеют речью, учатся входить в контакт с людьми, общаться в различных ситуациях, успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Это поможет им легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми  уважительно  и  деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  можно предлагать детям,  в  совместной  деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать  определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драмматизаций  различного  содержания,  такие  как: 
         
 «Отнял  игрушку»,

 «Толкнул»,

 «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»,

 «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,

 «В  группу  пришел  новенький»…

Можно проводить  игровые  занятия в  познавательной  и  совместной  деятельности  по  темам:
«Я  считаю  тебя  хорошим».  Цель:  развивать представления  о  том,  что  такое  «дружба».
«С  кем  я  дружу».  Цель:  формировать  представления  о  том,  что  важно в  дружеских  отношениях. 
«Портрет  друга».  Цель:  помочь  выявить  и  обобщить внешние  и внутренние качества  друга. 
«Ссора».  Цель:  способствовать  осознанию  причин,  приведших  к  конфликту,  и  возможных  путей  его  разрешения.

«Дразнить,  обижать».  Цель:  развивать  теплые,  добрые  отношения  между  детьми.
«Как  можно  все  объяснить  взрослым».  Цель:  способствовать  хорошим отношениям  детей со взрослыми, путем  формирования  умения  объясняться.

«Вместе  с  друзьями». Цель:  способствовать  формированию  хороших отношений  между детьми. 
«Совместная  деятельность».  Цель:  помочь  понять,  что  вместе  играть  интереснее.

Совместно  с  детьми можно изготовить маски,  изображающие  эмоции  человека  во  время  ссоры,  обиды,  радости,  доброты и т.д.,  которые   в  дальнейшем    использовать  для  инсценировок,  кукольных  театров. Особенно  детям нравятся  игры, развивающие общение  и  социальные навыки.

Игра определяет характер половой идентификации ребенка. Игра позволяет ребенку ознакомиться с предстоящей ролью мужчины или женщины, реализовать свои природные задатки, учит осознавать себя как мальчика или девочку и проецировать себя в будущее.

В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в притязании на роль в зависимости от половой принадлежности ребенка. Шестилетние дети группируются в игры по признаку пола. Мальчики играют в строительство, в охоту, в солдатиков. Они любят совместные игры, в которых каждый стремится утвердить себя в смелости, ловкости, силе. Девочки играют в дочки-матери, в больницу, в детский сад. Они проигрывают эмоциональные отношения, которые возникают между людьми, они сопереживают слабому, больному, нуждающемуся в любви и поддержке. При всей дифференциации, конечно, все они — и мальчики и девочки — могут выяснить отношения с помощью слез и драки. При этом мальчик может проявить чувствительность, а девочка — драчливость и стремление к преодолению трудностей. Но главное, что возникает в игре,— тенденция к выбору игры в зависимости от пола ребенка.

Игра заставляет ребенка переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение и др.     Задача  – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Можно использовать игры на развитие коммуникативных навыков, игры-драматизации, игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, режиссёрские (игра – фантазия, игра - драматизация), игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

В старшем дошкольном возрасте возможно использование игр интеллектуальных: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай»«Что? Где? Когда?» и т. д.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

В игре ребенок учится договариваться, соблюдать правила игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей, совместно планировать, принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Итак, можно с уверенностью сказать, что социальные навыки у детей легче формируются в игровой деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  систематизировать  работу по формированию социальных норм и правил поведения  у детей старшего возраста....

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Игровая деятельность на развитие коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивного отношения к друг другу....

Проект «Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта      В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда ...

Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»

Авторская разработка конспекта  открытого интегрированного музыкального  занятия с использованием инновационных игровых  технологий для развития певческих навыков у детей  старшего...