Картотека сюжетно - ролевых игр с куклой.
картотека

Куракова Ольга Петровна

Кукла – совсем не обычный предмет, по своей сути  - отражение образа человека. Куклы для детей дошкольного возраста занимают важное место. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи,  обогащается словарный запас, развивается воображение. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности.

Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Взрослым (мамам, папам, воспитателям) следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой для малыша. Мы на своих занятиях знакомим детей с разными персонажами и их особенностями поведения. Кукла, приходя к детям на занятие, здоровается со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами и хочет вместе играть.

В игре происходят одновременно два взаимно направленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным "рупором". С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Игры с куклой влияют на развитие и воспитание дошкольника: способствуют развитию речевого аппарата, воспитанию заботы о себе, умению дружить, развитию культурно-гигиенических навыков, построению взаимоотношений, развитию мелкой моторики и так далее. Итак, игра с куклой – это мир, в котором живет ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_kukloy.docx716.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 235»

(МБДОУ № 235)

«235-ТӤ НОМЕРО НЫЛПИ САД»

ШКОЛАОЗЬ ДЫШЕТОНЪЯ МУНИЦИПАЛ КОНЬДЭТЭН ВОЗИСЬКИСЬ УЖЪЮРТ

ул. Родниковая д 68А г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426000

тел. 8(34120 76 38 46, e-mail: DS235@izh-ds.udmr.ru 

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С КУКЛОЙ

Кукла – совсем не обычный предмет, по своей сути  - отражение образа человека. Куклы для детей дошкольного возраста занимают важное место. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи,  обогащается словарный запас, развивается воображение. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности.

Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Взрослым (мамам, папам, воспитателям) следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой для малыша. Мы на своих занятиях знакомим детей с разными персонажами и их особенностями поведения. Кукла, приходя к детям на занятие, здоровается со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами и хочет вместе играть.

В игре происходят одновременно два взаимно направленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным "рупором". С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Игры с куклой влияют на развитие и воспитание дошкольника: способствуют развитию речевого аппарата, воспитанию заботы о себе, умению дружить, развитию культурно-гигиенических навыков, построению взаимоотношений, развитию мелкой моторики и так далее. Итак, игра с куклой – это мир, в котором живет ребенок.

https://lessonplans-teachers.com/_ld/0/27126465.jpg

Возраст 3-4 года

«Познакомимся с куклой Фросей»


Цель: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.
Материал и оборудование: кукла.
Ход игры: Ребенок сидит на стуле за столом. Взрослый говорит: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Фрося, давай с ней познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Фрося, а тебя как зовут?» Взрослый предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: «Фрося, хочешь сесть на стул? Садись, Фрося!» Обращается к ребенку: «Попроси Фросю сесть» - стимулирует к общению с куклой с помощью речи и жестов. «Фрося, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Фроси руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?» Ребенок показывает, легко дотрагиваясь руками, взрослый поощряет высказывания, действия ребенка. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносить нужные слова самому взрослому, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания. Взрослый делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Фрося хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» - и т.д.

«Покатай куколку в коляске»

Цель: Продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Вызвать желание покатать куколку в коляске. Учить заботиться о близких.
Материал и оборудование: кукла, коляска.
Ход игры: Воспитатель зовёт детей к куколке. Говорит, что куколка хочет гулять. Предлагает взять куклу Фросю за ручку и погулять с ней. «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» После взрослый говорит: «Кукла устала, давай покатаем ее на коляске! Садись, Фрося! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся!» - взрослый говорит короткими фразами, стимулируя ребенка к повторению в зависимости от речевых возможностей своего малыша.
Покатаю Фросеньку, Куколку свою.
Покатаю Фросеньку, песенку спою.
Я в коляске Фросеньку, Фросеньку везу.
Я коляску с Фросенькой деткам подвезу.

«Кукла Фрося собирается в детский сад»

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Фрося ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

«Кукла Фрося пляшет и поет»


Цель: Показать детям новые игровые действия с куклой. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к кукле. Воспитывать положительное отношение к игрушке.
Материал и оборудование: куклы, ширма, музыкальное сопровождение.
Ход игры: Дети подходят к ширме. За ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Фрося. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем». «Фрося! Фрося! - не идет… Еще раз позовем…» Кукла появляется из-за ширмы, радуется детям, замечает какую-то деталь во внешности у детей (прическа, платье, рубашка и т.п.), все это делает куклу близкой ребенку, облегчают контакт с ней. «Фрося умеет петь песенку, послушай!» - взрослый берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла «шепчет» ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с ребятами, приглашает попеть с ней. Кукла благодарит детей. «Фрося умеет танцевать», - продолжает взрослый, берет за ручки куклу, она топает по столу (ковру) ножками в такт веселой мелодии. «Поможем Фросе, похлопаем в ладоши!» Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. «Фрося, ты устала? Ой, устала Фрося!» - стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. «Пусть посидит, а мы потанцуем!» Дети танцуют, а кукла (взрослый) хлопает в ладоши. Кукла говорит о том, что позовет свою подружку, чтобы попеть с ней песенки и потанцевать. Из-за ширмы «выходит» куклы, и дети танцуют с куколками.

C:\Users\DOM\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\lovely-little-girl-with-a-doll-in-the-stroller-vector-1132068.jpg

Возраст 4-5 лет

«Уложим кукол спать»

Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Материал и оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».

«Кормление куклы Фроси»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Кукла Фрося, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

«Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Материал и оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу, комментируя свои действия. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку.

«Научим куклу Фросю раздеваться после прогулки»

ЦельУчить раздевать куклу в правильной последовательности, аккуратно раскладывать вещи в шкаф. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.
Материал и оборудованиекукла, кукольная одежда, шкаф для одежды.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Фрося вернулась с прогулки. Давайте поможем  ей раздеться». Дети раздевают куклу, соблюдая правильную последовательность, комментируют свои действия и раскладывают одежду в шкафу. Воспитатель наблюдает за игрой, при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

https://sun9-21.userapi.com/impg/LB-p4lwGC6z2gwhqbd4Wgvg0y8l2e4sOHTdMdA/d5jOBRjXmbY.jpg?size=720x993&quality=95&sign=ae2a2a8397c133f26a8255ba0e6f1a36&c_uniq_tag=j0FtGK_JdytSr0LS_ZM-YO16BIUDKMzzS-uqeMqD-ns&type=album

Возраст 5-6 лет

«День рождения куклы Фроси»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».

Материал и оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Фросе, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Фроси сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к Фросе и поздравляют её. Фрося предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

«Куклы у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Материал и оборудование: куклы, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у пупса болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Фрося прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками.  Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«Покатаем кукол на машине»

 Цели: Знакомить детей с профессией шофёра и правилами безопасного проезда на транспорте; продолжать развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир) и вести ролевой диалог.

Материал и оборудование: набор строительного материала и (кубики, пластины, кирпичик, рули 2-3 шт.) куклы. В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Ход игры: Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Фросю. Говорит о том, что кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром? Воспитатель выбирает ребёнка на должность шофёра, он проигрывает поездку.  Воспитатель благодарит  ребёнка шофёра за прекрасную поездку. После приглашает других ребят со своими куклами тоже прокатиться на машине. А чтобы им не пришлось долго ждать своей очереди, просит ребят помочь построить ещё несколько машин. Дети строят машины, выбирают шофёров и продолжают игру самостоятельно. Воспитатель наблюдает за ходом игры, подсказывает и направляет при необходимости.

«Печем блиночки»

Цель: знакомить детей с процессом приготовления блинов и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Материал и оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители.

Ход игры: Воспитатель: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду блинчики печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом).

-Я буду тесто месить для блинов. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

 -С чем вы любите блины? С повидлом? Со сметаной? Вот этот блинок для тебя.

-Ой, а куда же мне положить блины? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе сковородку) Действительно, сюда можно блины класть! Пусть это будет сковородка, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сонин блинок с повидлом. А с чем Илюша любит блинок? Хочешь со сметаной? Вот он, блинок с вареньем.

-У нас осталось еще место, давайте еще блинов напечем, Кто мне поможет?

-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь наливай тесто на сковороду, как я. (Предлагает другим детям.) Много блинов получилось.

-Алиса, где будем печь блины? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.) Это плита? Включай побыстрей!

- А как там наш блин?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Алиса, посмотри, блинок уже зарумянился ?

-Конечно, он готов. Осторожно горячо.

-Угощайтесь.  Вкусно?

(Раздаю блинчики всем. Если дети будут брать «блинок» в рот, остановить их.)

Вот какие блинчики  получились вкусные.

Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят блинчиков.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно напечь блинов и угостить кукол.

«Банный день»

Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим.

Материал и оборудование: Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Ход игры: Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов. После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картин и Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». А также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям. Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол. С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки-мыльницы. Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного строительного материал или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками. При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках. Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть.  Педагог предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материал скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, Мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды  для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по  именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату.

D:\Desktop\кукла.png

Возраст 6-7 лет

«Детский сад»

Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Материал и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.

Подготовка к игре: Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».

Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

   После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

«Семья»

 

 Цель: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

  Материал и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

  Подготовка к игре: Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

  Игровые роли: Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

  Ход игры: С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный Материал и оборудование. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

  Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

  Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

  В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

   В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещётки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить, кто и что будет делать на празднике.

«Магазин»

Цель: Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: игра с понятиями «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Материал и оборудование: Все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, куклы, деньги.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими куклами-детьми, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. А так же на правила поведения в магазине для детей. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

«В кафе»

Цель: Учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Материал и оборудование: Необходимое материал и оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Ход игры: В гости к детям приходит кукла Фрося. Она хочет пригласить детей и других кукол в кафе. Воспитатель предлагает детям организовать кафе. Дети организовывают зону кафе, распределяют роли (посетители с детьми-куклами, администратор кафе, официанты, повара). Кафе открывается. Воспитатель помогает и подсказывает.  Дети узнают подробнее о новых профессиях, учатся правильно делать заказ, благодарить за обслуживание.

D:\Desktop\6nSOIPVGcTY.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры "Уложим куклу Катю спать".

Игра - одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Игр - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей раннего возраста....

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Элемент сюжетно – ролевой игры «У куклы Кати день рождения».

сюжетно – ролевая игра «У куклы Кати день рождения»....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Купание куклы Кати»

Конспект сюжетно-ролевой игры    «Купание куклы Кати» ...

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Маши болит горло» 1 младшая группа

Цель: учить детей принимать на себя роль(доктор, больной), закрепить знания о профессии доктор.Ход игры:Воспитатель вносит в группу куклу и обращает внимание, что у куклы болит горло.Воспитатель: Дети...

Сценарий сюжетно - ролевой игры «К кукле в гости» во второй младшей группе

Цель:Формировать у детей представление о том кто мальчик и кто девочка, которые  заботятся друг о друге.Задачи:1.Учить детей быть внимательными друг к  другу;2.Закреплять навыки связной речи...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...