Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "В гостях у Феи заповедника".
методическая разработка (старшая группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедник Столбы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx569.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»

  (МБДОУ № 27)

ул. 60 лет Октября, 47 «б», г. Красноярск, 660078, тел.8 (391) 261-76-55,

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника «Столбы»

СЕЗОННЫЙ ПРАЗДНИК  ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«В гостях у Феи заповедника»

                                                           Составитель:        воспитатель                                                                       Атаманова Светлана Алексеевна        

                                                

                                

г. Красноярск, 2020г.

1. Аннотация

Праздники в детском саду играют важную роль в жизни ребенка.

Впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся.Дети долго помнят свой лучший маскарадный костюм, любимое стихотворение и песню, свое участие в празднике.

Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время, а непосредственное участие детей на природе, приносит неоценимый вклад для формирования экологической культуры.Использование элементов игры и привлечение сказочных персонажей, поможет добиться удивительных результатов.Семена добра прорастают не сразу, но они обязательно дадут свои всходы.

Наш сценарийпраздника с экологическим уклоном поможет педагогам прививать детям уважительное отношение к родной природе, даст возможность ребятам увидеть всю красоту нашей природы, поможет понять, что природа нуждается в помощи, что каждый человек является активным помощником природы.

    Для успешного проведения данного мероприятия целесообразно проводить его с детьми, которые  приобрели соответствующие знания на занятиях, экскурсии.   Чтобы лучше понять тему мероприятия, дети должны посмотреть заранее презентации: « Восточный вход заповедника Столбы», «Дикие животные и птицы заповедника Столбы», «Бережное отношение к природе», «Какие опасности нас подстерегают на территории заповедника», которые помогут ребятам сделать правильные выводы.

    Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования. Материалы, изложенные в ней, можно использовать не только на праздниках, но и занятиях, экскурсиях, квестах.

    В реализации данного мероприятия принимали участие:воспитатели, родители и детистаршей группы «Капитошки».

Авторы: Атаманова Светлана Алексеевна, воспитатель высшей

               квалификационной категории МБДОУ № 27 т. 8923-297-99-24

             

        

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. Экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план. Экологическая обстановка ухудшается, люди засоряют реки, озёра, леса. Встал вопрос о  решении проблемы природного наследия. И вот решение этой проблемы – совершенствование технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников, бережное отношение к природе, формирование экологической культуры.

Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

Формирование у детей новых экологических стандартов позволяет педагогам ДОУ рассмотреть возможность внедрения экологии в процесс воспитания и обучения через интеграцию ОО, различные виды творческой деятельности, тематические воспитательные мероприятия, экологически - направленные занятия, обеспечивающие получение воспитанниками основ экологических знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды.

Основной педагогической идеей методической разработки является внедрение в процесс воспитания и развития дошкольников технологий формирований экологически правильного отношения к природе, а именно:

- метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;

- диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности;

- чтение стихов, слушание музыки, пение;

     Данные методы легли в основу экологического праздника «В гостях у феи леса». В этом мероприятии использовались различные виды экологически ориентированной деятельности детей:

Практическая - направленная на формирование практических умений (труд в природе, охрана природы);

Игровая деятельность -  является ведущей в дошкольном возрасте;

Коммуникативная деятельность - общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме;

Художественно-эстетическая деятельность -  заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы.

Ценностно-ориентационная - направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений: сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей;

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду.

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой развития чувств, гуманности, доброты, отзывчивости и понимание целостности мира природы.

Цель методической разработки:  формирование экологической культуры у  детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «заповедник Столбы».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «заповедник» в условиях непосредственного нахождения на территории заповедника Столбы.
  • Сформировать представления детей о заповеднике Столбы, какие столбы можно увидеть на Восточном входе заповедника, что такое «Гранитный карьер», какие животный и птицы обитают в заповеднике, какие деревья растут в заповеднике.
  • Привлечь внимание детей к охране окружающей среды и к экологическим проблемам.
  • Привить детям бережное отношение к природе (куда девать мусор, можно ли подкармливать животных и как, как вести себя на природе, как избежать опасностей, находясь на территории заповедника, почему нельзя собирать грибы и ягоды, громко кричать и слушать музыку).
  • Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Ожидаемый результат:

  1.  Сформированы элементарные экологические знания.
  2.  Владеют элементарными правилам поведения в лесу.
  3. Умеют анализировать вопросы и загадки.
  4. Обогатили словарный запас.

Практические рекомендации по проведению праздника:

  • Праздник  состоит из семи конкурсов и  игр, танцев;
  • Для проведения соревнования подготавливаются  жетоны  и эмблемы;
  • За каждое верно выполненное задание ребята получают жетоны (задание, выполненное идеально оценивается в пять жетонов);
  • После каждого конкурса выполняется промежуточное оценивание ответа, выдаются жетоны;
  • В роли жюри выступают воспитатели, работники заповедника. Все участники праздника награждаются небольшими призами;
  • Итоги соревнования будут подводиться по количеству жетонов.

Предварительная работа

1. Беседа о предстоящей поездке в заповедник «Столбы», о правилах поведения, деление детей на две команды, выбор капитанов, название команде и девиз;

1. Рассматривание иллюстраций «Заповедник Столбы»;

2. Просмотр презентаций: «Восточный вход заповедника Столбы», «Дикие животные и птицы, обитающие в заповеднике «Столбы», «Заповедный мир растений», Круглый стол «Помоги природе».

3. Участникам  предлагается подготовить экологический  плакат, который будут защищать капитаны команд.

4. Выучить с двумя детьми слова Буратино и Мальвины.

5. Чтение книги «Заповедники России».

6. Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес».

7. Домашние задание: приготовить каждой команде «Экологический плакат».

Материал:

  1. Фонограммы: «Пение птиц», песня «Если весело живется, делай так».
  2. Жетоны для оценивания конкурсов.
  3. Разрезные картинки с изображением Столбов (по 5 картинок на каждую команду).
  4. Сюжетные картины «Правила поведения в заповеднике» - 2 шт.
  5. Набор диких животных – 2 комплекта.

Ход праздника:

(Звучит музыка, пение птиц в аудио записи)

Ведущий 1: Ребята, кто знает, где мы сейчас с вами находимся? – дети…

Ведущий 2: Действительно ребята, мы находимся в заповеднике «Столбы» Заповедник является уникальным уголком природы Красноярского края. Эта территория находится под охраной государства.

Ведущий 1:  А что такое заповедник? – дети…

Ведущий 2:  Это правда, просто лес, но только защищенный специальным законом. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. Заповедники – территории с самой строгой охраной, любая хозяйственная деятельность человека  здесь запрещена. Природа живёт здесь по–своему, а сотрудники, живущие и работающие в заповедниках, наблюдают и изучают природу. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.


           (Выходит фея заповедника)

Фея: Здравствуйте, ребята! Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости! Я так вас ждала и мечтала с вами познакомиться.

Заповедные зоны России –
Так естественна их чистота!
Это праздник родимой природы,
И забота о ней на века.
Пусть ветра продувают равнины,
И под камни струится вода,
И тянутся в небо деревья,
И колышется ветром трава.

Ведущий 1:Дорогая Фея, сегодня мы собрались, чтобы всё узнать о твоём заповеднике.

Фея: Тогда, нам с вами предстоит преодолеть несколько испытаний, которые продемонстрируют нам ваши знания и умения. Наша встреча будет посвящена охране окружающей среды, а кто из вас может сказать, что же такое охрана окружающей среды? – дети….

Ведущий 2:Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов.

Ведущий 1: Ну что ж ребята, мы будем заботиться с вами о нашем заповеднике? – Дети…

Ведущий 2: Мы начинаем наш конкурс, приветствие команд.

Фея:  Я очень хочу с вами познакомиться.

1 конкурс:«Приветствие команд»

Ведущий 1: Каждая команда получает по 1 жетону.

Ведущий 2. Мы переходим ко второму конкурсу.

      2 конкурс:  «Разминка – экологическая викторина»

Ребята, а сейчас вам предлагается ответить на вопросы экологической викторины. Каждый из вас пройдет это испытание и у каждого будет возможность заработать жетоны в копилку вашей команды

Экологическая викторина:

1. Через какой вход мы вошли в заповедник «Столбы»

2. Какие столбы можно увидеть на Восточном входе заповедника?

3. Как и почему появился заповедник?

4. Что такое «Гранитный карьер» в заповеднике «Столбы»

5. Какие деревья растут в заповеднике?

6. Можно ли подкармливать животных, если можно, то как?

7. Какие животные обитают в заповеднике?

8. Кто работает в заповеднике?

9. Куда девать мусор, если ты находишься в заповеднике?

10. Почему в заповеднике нельзя собирать ягоды и грибы?

Ведущий1: За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий 2:  А мы переходим к третьему конкурсу.

     3 конкурс: Из разрезных картиноквам необходимо собрать «Скалы», дать название. За каждый правильный ответ каждый участник получает жетон.

Ведущий1: Мир животных на территории заповедника разнообразен. Вам необходимо выбрать диких животных, которые обитают на территории заповедника «Столбы». За каждое  правильное выполненное задание команда получает жетон.

      4 конкурс: «Мир диких животных»

                      Разминка – п/и: «На берегу»

Ведущий 1: Следующий конкурс

      5 конкурс: Составить рассказ по картине: « Правила поведения в заповеднике» (каждой команде дается картинка, дети обговаривают, выбирают, кто будет отвечать)

     (Вбегает Буратино)

Буратино: Ребята, Мальвина случайно не у вас?

Мальвина: Я здесь. Здравствуйте, Буратино! Почему Вы опять не поздоровались?  

Буратино: Мальвина, Вы опять взялись меня воспитывать? Я Вас везде разыскивал, устал… Я в лес ходил, для Вас цветочки  искал, еле нашел… Целую охапку нарвал. Идемте, покажу, какие они красивые!

Мальвина: Разве можно рвать цветы, тем более охапку? Мне очень жаль эти цветочки. Теперь их уже не вернуть в лес.

Буратино: Вам, Мальвина, не угодишь! Я так старался!

Мальвина: Ребята, скажите, хорошо поступил Буратино?....

Вот видишь, Буратино, даже дети знают, что цветы рвать нельзя. Ты, Буратино, сам сказал, что устал их разыскивать. Рвут только те цветы, которые специально для этого выращивают. Подснежники занесены в Красную книгу. В эту книгу заносятся сведения об исчезающих растениях и животных. Страницы Красной книги предупреждают нас: берегите природу! Защитите нас!

Мальвина: Если я сорву цветок,
                   Если ты сорвешь цветок,
                   Если все: и я, и ты,
                   Если мы сорвем цветы,
                   Опустеют все поляны
                   И не будет красоты.

Буратино: Простите меня, я больше не буду рвать в лесу цветы.

Фея: Мы тебя прощаем, Буратино. Оставайся с ребятами и узнаешь много нового и интересного.

Ведущий 2:А следующий конкурс дорогие ребята

      6 конкурс:  «Назови деревья, которые растут в заповеднике»

Ведущий 1:Ну что ж пришло время представить нам ваши работы - ваши экологические плакаты. Просим капитанов команд подготовиться и продемонстрировать плакаты.

      7 конкурс: «Экологический плакат»

Ведущий 2: Мы подводим итоги данного конкурса. Все ребята молодцы, получились прекрасные плакаты. Жури высоко, оценила вашу работу, каждая команда получает по 5 жетонов.

    Подсчитываются жетоны, объявляется команда победителей, вручаются призы, анализируются ответы.

                (Фея вручает подарки)

Фея:  Вот и пришло время прощаться. Помните, мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

Танец «Если весело живется, делай так»

Список рекомендуемой литературы

1.Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе   по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитии

2. «Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада» С. Н. Николаева.

3. «Как приобщить ребенка к природе» «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»С. Н. Николаева.

4. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6лет).О. А. Соломенникова.

5 Интернет - ресурсы: сайты: маам.ру, infourok.ru, http://ped-kopilka.ru.

Приложение:

                                   http://lusana.ru/files/27188/653/11.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/3821868.173/0_bf788_eed07fff_XL.jpg  http://zelenogorsk-online.ru/images/photos/medium/article1809.jpghttps://westsib.ru/data/images/2013/08/19.jpg

http://культура24.рф/upload/iblock/26c/26c97c7ce72752519d164f90e0a20ef1.jpg                                   https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/02/14/6/og_og_1518597009270091040.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Методическая разработка мероприятия экологической направленности с использованием ИКТ: Тема: «Юные Экологи»

Формирование у воспитанников экологического осознания и бережного отношения к природе через включение в систему внеклассной работы по экологическому воспитанию....

Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Методическая разработка. Экологическая квест-игра для старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Природы».

Цель:Создание условий для воспитания у детей экологической культуры и позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.ЗадачиОбучающиеформировать у детей желание сохранить окр...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

«Зеленая аптека». Методическая разработка экологической направленности.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, их лечебными свойствами, с приспособленностью к постоянной среде обитания и к сезонным изменениям в процессе роста и развития. Да...

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....