Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
консультация

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_konflikty.doc655.5 КБ

Предварительный просмотр:

частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г.

на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД»

по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, — желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

Детские конфликты в соответствии с типологией по составу конфликтующих сторон можно отнести к внутриличностным, межличностным, внутригрупповым.

Детские конфликты также можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности. Каждый конфликт — опасен он или нет — протекает по-своему, если налицо грубые проявления агрессии.

Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:

  • как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;
  • реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры. Такие взаимоотношения характеризуются переходом реальных отношений в игровые и наоборот.

Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой — игра распадается. В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, — это ловкие, умелые, смышленые и опрятные, к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает»), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду»), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и пропоить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.

Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но мни могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.

Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре — это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве. Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.

Позитивные:

  • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами.
  • Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребенке, сверстнике).
  • Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия.
  • Снятие агрессивности, осознание норм поведения.
  • Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы.
  • Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

Негативные:

  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте.
  • Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе.
  • Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу.
  • Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность.
  • Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности.

Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить культуросообразные, социально одобряемые пути взаимоуступок при очередности в исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того, они приобретают опыт доброжелательности при разделении на команды, группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения конфликтов у дошкольников

Консультация для родителей детей от 3-х до 7-ми лет....

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"

       Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...

«Причины возникновения конфликтов «Родитель-воспитатель»»

выявить причины возникновения конфликтных ситуации общения воспитатель-родитель. Также представить методы решения конфликтов....

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»

Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»

Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

Причины возникновения конфликтов у детей в детском саду.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. В данной статье предоставлена информация о причинах возникновения конфликтов...