Самообразование «Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

 Киселева Олеся Викторовна

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Актуальность:

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность." В.А Сухомлинский.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.

 

Формы  работы:

  1. Подбор литературы по теме
  2. изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения

 математических способностей у детей дошкольного возраста»

  1. изучение и внедрение новых технологий;
  2. разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

Практический этап:

  1. Изучение опыта педагогов ДОУ.
  2. Создание предметно – развевающей среды.
  3. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  4. Консультации для родителей.
  5. Участие во всероссийских интернет – конкурсах

 

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

План работы.  (примерный)

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

 

сентябрь

 

 Дидактическая игра

 «Найди пару»,

«Разложи по коробочкам».

 Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

 

посещение семинаров,

вебинаров.

 

Создание уголка «Занимательная математика».

 

октябрь

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

 Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

 

 

Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в  домашних условиях.

 

ноябрь

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

 

 

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

 

декабрь

 

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

- посещение семинаров,

вебинаров

 

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

 

январь

Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

 

«Фото выставка"

Изучаем математику

Изготовление  самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры"

 

февраль

 

Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

 

 

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

 

март

 

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

 

обмен опытом с коллегами;

 

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 

апрель

Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

 

 

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

 

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

 

май

 

 Повторяем пройденный материал:

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

 

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».


Список информации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/...

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didaktich...

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/26/kartoteka-igr-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_didakticheskie_igry.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» Дюймовочка» общеразвивающего вида с. Екатериновка

Партизанского муниципального округа

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»



Воспитатель высшей категории: Киселева Олеся Викторовна

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

 

Задачи:

  • Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  • Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Актуальность:

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."

  • В.А Сухомлинский.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.

Формы  работы:

  • Подбор литературы по теме
  • изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения

 математических способностей у детей дошкольного возраста»

  • изучение и внедрение новых технологий;
  • разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

Практический этап:

  • Изучение опыта педагогов ДОУ.
  • Создание предметно – развевающей среды.
  • Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  • Консультации для родителей.
  • Участие во всероссийских интернет – конкурсах

Предполагаемый результат: 

Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

План работы.  (примерный)

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

 Дидактическая игра

 «Найди пару»,

«Разложи по коробочкам».

 Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

посещение семинаров,

вебинаров.

Создание уголка «Занимательная математика».

октябрь

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

 Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в  домашних условиях.

ноябрь

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

декабрь

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

- посещение семинаров,

вебинаров

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

январь

Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

«Фото выставка"

Изучаем математику

Изготовление  самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры"

февраль

Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

март

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

обмен опытом с коллегами;

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

апрель

Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

май

 

 Повторяем пройденный материал:

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Список информации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-matematicheskih-sposobnostei-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/26/kartoteka-igr-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей дошкольников»

Данный проект раскрывает суть о развитии математических способностей у дошкольников черед интеллектуальные игры...

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.

Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.- БЛОКИ ДЬЕНЕША- ПАЛОЧКИ Кюизенра- Развивающие игры никитиных- Танграм- Логико-малыш...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...