Самообразование «Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
Цель:
Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Актуальность:
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность." В.А Сухомлинский.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.
Формы работы:
- Подбор литературы по теме
- изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения
математических способностей у детей дошкольного возраста»
- изучение и внедрение новых технологий;
- разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП
Практический этап:
- Изучение опыта педагогов ДОУ.
- Создание предметно – развевающей среды.
- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
- Консультации для родителей.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах
Предполагаемый результат:
Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.
План работы. (примерный)
месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
сентябрь |
Дидактическая игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. |
посещение семинаров, вебинаров. |
Создание уголка «Занимательная математика». |
октябрь | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы». Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). |
Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в домашних условиях. | |
ноябрь | Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. |
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | |
декабрь |
- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя» - Словесная дидактическая игра «Дни недели». - Отмечаем разноцветными кружками дни недели. - Дидактическая игра «Времена года» | - посещение семинаров, вебинаров |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед |
январь | Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница". |
| «Фото выставка" Изучаем математику Изготовление самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры" |
февраль |
Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента". |
Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. | |
март |
Геометрические фигуры: "Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости) |
обмен опытом с коллегами; |
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». |
апрель | Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку" |
Игра - конкурс «Умные и находчивые».
Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | |
май |
Повторяем пройденный материал: 1. Дидактические игры на выбор 2. Заучиваем стихи-запоминалки 3. Прорешиваем "Сказочные задачки» | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». |
Список информации.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» Дюймовочка» общеразвивающего вида с. Екатериновка
Партизанского муниципального округа
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»
Воспитатель высшей категории: Киселева Олеся Викторовна
Цель:
Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Актуальность:
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."
- В.А Сухомлинский.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.
Формы работы:
- Подбор литературы по теме
- изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения
математических способностей у детей дошкольного возраста»
- изучение и внедрение новых технологий;
- разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП
Практический этап:
- Изучение опыта педагогов ДОУ.
- Создание предметно – развевающей среды.
- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
- Консультации для родителей.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах
Предполагаемый результат:
Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.
План работы. (примерный)
месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
сентябрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | посещение семинаров, вебинаров. | Создание уголка «Занимательная математика». |
октябрь | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы». Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). | Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в домашних условиях. | |
ноябрь | Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. | Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | |
декабрь | - Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя» - Словесная дидактическая игра «Дни недели». - Отмечаем разноцветными кружками дни недели. - Дидактическая игра «Времена года» | - посещение семинаров, вебинаров | Проведение индивидуальных консультаций и бесед |
январь | Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница". | «Фото выставка" Изучаем математику Изготовление самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры" | |
февраль | Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента". | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. | |
март | Геометрические фигуры: "Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости) | обмен опытом с коллегами; | Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». |
апрель | Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку" | Игра - конкурс «Умные и находчивые». Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | |
май |
Повторяем пройденный материал: 1. Дидактические игры на выбор 2. Заучиваем стихи-запоминалки 3. Прорешиваем "Сказочные задачки» | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». |
Список информации.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-matematicheskih-sposobnostei-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников".
Опыт работы с палочками Кюизенера....

Проект Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей дошкольников»
Данный проект раскрывает суть о развитии математических способностей у дошкольников черед интеллектуальные игры...

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год. Тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста».
Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - в...

Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.
Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.- БЛОКИ ДЬЕНЕША- ПАЛОЧКИ Кюизенра- Развивающие игры никитиных- Танграм- Логико-малыш...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...
