Самообразование «Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

 Киселева Олеся Викторовна

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Актуальность:

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность." В.А Сухомлинский.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.

 

Формы  работы:

  1. Подбор литературы по теме
  2. изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения

 математических способностей у детей дошкольного возраста»

  1. изучение и внедрение новых технологий;
  2. разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

Практический этап:

  1. Изучение опыта педагогов ДОУ.
  2. Создание предметно – развевающей среды.
  3. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  4. Консультации для родителей.
  5. Участие во всероссийских интернет – конкурсах

 

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

План работы.  (примерный)

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

 

сентябрь

 

 Дидактическая игра

 «Найди пару»,

«Разложи по коробочкам».

 Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

 

посещение семинаров,

вебинаров.

 

Создание уголка «Занимательная математика».

 

октябрь

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

 Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

 

 

Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в  домашних условиях.

 

ноябрь

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

 

 

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

 

декабрь

 

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

- посещение семинаров,

вебинаров

 

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

 

январь

Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

 

«Фото выставка"

Изучаем математику

Изготовление  самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры"

 

февраль

 

Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

 

 

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

 

март

 

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

 

обмен опытом с коллегами;

 

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 

апрель

Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

 

 

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

 

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

 

май

 

 Повторяем пройденный материал:

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

 

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».


Список информации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/...

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didaktich...

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/26/kartoteka-igr-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_didakticheskie_igry.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» Дюймовочка» общеразвивающего вида с. Екатериновка

Партизанского муниципального округа

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Дидактические игры и упражнения как средство развития математических способностей дошкольников»



Воспитатель высшей категории: Киселева Олеся Викторовна

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

 

Задачи:

  • Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  • Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Актуальность:

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."

  • В.А Сухомлинский.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, в какой мере эти игры будут содержательными и полезными.

Формы  работы:

  • Подбор литературы по теме
  • изучить материал на тему: «Дидактические игры, упражнения

 математических способностей у детей дошкольного возраста»

  • изучение и внедрение новых технологий;
  • разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

Практический этап:

  • Изучение опыта педагогов ДОУ.
  • Создание предметно – развевающей среды.
  • Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  • Консультации для родителей.
  • Участие во всероссийских интернет – конкурсах

Предполагаемый результат: 

Активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

План работы.  (примерный)

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

 Дидактическая игра

 «Найди пару»,

«Разложи по коробочкам».

 Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

посещение семинаров,

вебинаров.

Создание уголка «Занимательная математика».

октябрь

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

 Цель: Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в  домашних условиях.

ноябрь

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

декабрь

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

- посещение семинаров,

вебинаров

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

январь

Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

«Фото выставка"

Изучаем математику

Изготовление  самодельной книжки-малышки "Стихи-загадки про цифры"

февраль

Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

март

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

обмен опытом с коллегами;

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

апрель

Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

май

 

 Повторяем пройденный материал:

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Список информации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/18/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-matematicheskih-sposobnostei-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/26/kartoteka-igr-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей дошкольников»

Данный проект раскрывает суть о развитии математических способностей у дошкольников черед интеллектуальные игры...

«Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют у...

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.

Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.- БЛОКИ ДЬЕНЕША- ПАЛОЧКИ Кюизенра- Развивающие игры никитиных- Танграм- Логико-малыш...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...