Краткосрочный проект: "Путешествие в мир профессии"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».

Цель проекта : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи проекта :

-Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; -Формировать представления о сотрудниках детского сада, трудовых процессах, выполняемых сотрудниками детского сада, орудиях труда;

- Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;

- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых; -Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, - активизируется познавательная деятельность детей, интерес к профессиям взрослых, - разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

•изучение материала по теме проекта; • обоснование его актуальности, проблематики; • подбор методического материала, необходимого для реализации проекта; • оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта; • подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников; • введение детей в проблематику данного проекта. (Каждое утро ваши родители приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем); • выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий. •встречи с родителями воспитанников (Рассказ родителей о своей профессии.)

2 этап: Основной

Дата Вид деятельности или образовательная область Мероприятие

16.01 Беседа Чтение Сюжетно-ролевая игра

Дидактическая игра «Что такое профессия?», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»«Кем быть?» «Дом» «Угадай кто это?»

17.01 Беседа Чтение Дидактическая игра «Профессии в детском саду» С. Михалков «А что у вас?» «Назови профессию»

18.01 Чтение

Экскурсия

Дидактическая игра Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» «Кто работает в детском саду?» «Кому без них не обойтись?»

19.01 Чтение

Сюжетно-ролевая игра

Дидактическая игра Ю. Крутогоров «Профессии» «Врач»

«Исправь ошибку»

20.01 Беседа

Загадки

Аппликация «Что было бы, если бы пропали все доктора, повара, строители…»

«Об орудиях труда, профессиях» (с опорой на иллюстрационный материал)

Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи»

23.01 Рассказы родителей и педагогов о своей профессии Заучивание стихотворения

Дидактическая игра «Моя профессия»

К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»

«Угадай профессию»

24.01 Сюжетно-ролевая игра Чтение

Дидактическая игра «Парикмахерская»

Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»

«Подскажи словечко»

25.01 Беседа Чтение Дидактическая игра «Хорошо ли быть ленивым?»Л. Тактаева «Кем быть?»

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

26.01 НОД

Сюжетно-ролевая игра

Рисование «Волшебный мир профессий»

«Магазин»

«Я хочу быть.»

27.01 Сюжетно-ролевая игра

Викторина «Школа»

«Чья профессия нужней, интересней и важней»

Работа с родителями:

Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей».

Анкетирование«О воспитании трудолюбия в семье». Памятка «Воспитание трудолюбия».

Беседы дома о профессиях родителей. Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями». Оформление альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».

3 этап: Заключительный Оформление альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». КВН «В мире профессий». Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе

Выводы и практическая значимость проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Список литературы:

1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 20102. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 23. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 20144. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова - М. : ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный проект «Путешествие в страну здоровья»

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать  интерес к оздоровлению,  как самих себя, так и своих детей, начиная   с дошкольного возраста, поскольку именно в этот...

Краткосрочный проект " Путешествие в мир посуды"

Краткосрочный  проект.  «Путешествие в мир посуды»      Подготовила и реализовала:воспитатель муниципального казенного дошкольногообразова...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:1....

Краткосрочный проект «Путешествуй, не скучай, планету нашу изучай»

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, на формирование познавательной активности, воспитание патриотических чувств, гордость за российских космонавтов...