Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста
статья

Полещук Анастасия Анатольевна

Одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда

К которой  необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rpps_v_adaptatsii_poleshchuk_a.a._shelgacheva_m.g.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста

Полещук А.А.,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Малыш»

РОССИЯ

Период жизни ребёнка от года до 3 лет один из самых важных. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объём информации ,который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. В этот период большинство родителей отдают своего ребёнка в детский сад.

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и их родителями

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка. Поэтому основная задача воспитателя в адаптационный период сформировать доверие детей к себе и окружающей обстановке .

В адаптационный период ребёнок сам выбирает чем ему заниматься .Педагог использует ситуации которые возникают естественным путём, и направляет внимание ребёнка к областям , которые актуальны для развития в данный период .Ведущая деятельность детей раннего возраста это игра. Поэтому одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Елизавета Ивановна Тихеева

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.

Опыт работы с детьми младшего возраста приводит к выводу: к организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Развивающая среда — это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребёнка, (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребёнок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметно -пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики.

Итак, при планировании и организации пространства для детей раннего возраста в группах детского сада необходимо:

1)Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки;

2)Предметы и игрушки должны быть такими, чтобы ребенок мог их не только видеть и трогать, но и послушать, понюхать, то есть развивать все свои чувства;

3)Они должны легко мыться;

4)Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать;

5)Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек;

6)Важно, чтобы, стоя по середине группы, ребенок мог охватить взглядом представленное ему обилие возможностей.

Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности..

Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, то основная задача адаптационного периода будет выполнена.

Список используемой литературы литературы

#1041;елкина А.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ТЦ»Учитель» Воронеж 2006

#1057;иняпкина Е.И.»Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновлённой развивающей предметно – пространственной среды ДОУ» - ( г)

#1041;ажанова Т.Г «Адаптационные группы кратковременного пребывания» //Дошкольник № 5 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация развивающей предметно-пространственной среды в 1 группе раннего возраста

Презентация развивающей предметно-пространственной среды 1 группы раннего возраста (дети от 1,5 до 3 лет) предназначена для воспитателей  и родителей воспитанников...

Презентация Развивающая предметно- пространственная среда во второй группе раннего возраста.

Презентация Развивающая предметно- пространственная среда во второй группе раннего возраста....

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 группе раннего возраста

В статье представлено содержание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  обеспечивающей реализацию образовательной  программы ДОО; и с уч...

Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста

 В нашей  группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам  позво...

Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. Одним из определяющих факторов вопитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда....

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....