Краткосрочный проект в старшей группе
проект

Гаськова Александра Сергеевна

Тема: Дошкольная академия финансов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy.docx205.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Усть-Баргузинский д/с «Ёлочка»

_______________Т.Р. Ганиева

«___»__________20___г.

Проект

 «Дошкольная академия финансов»

«Формирование предпосылок финансовой

грамотности у дошкольников»

https://raduga-45.kurg.socinfo.ru/media/2021/04/19/1248068033/1.11_1.jpg

                                                               

             Воспитатель: А.С. Гаськова

2023г.

Наименование проекта:

Проект по финансовой грамотности «Дошкольная академия финансов» (программа дополнительного образования, для детей 4-5 лет).

Руководитель: Гаськова Александра Сергеевна.

Организация исполнитель:

Муниципальное дошкольное образованное учреждение «Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида.

Продолжительность проекта: с 01.01.2023г. – по 31.05.2023г.

Пояснительная записка

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием

первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных

и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
     Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность
представляют только честно заработанные деньги.
   Исследования некоторых ученых подтверждают важность и
необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте.
    Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных
социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения
правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно,
интересно.
     Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного
возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных
экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в
магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Цель и задачи проекта.      

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта:

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
  • Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
  • Повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю (вторая половина дня). Продолжительность занятия для детей 4-5 летнего возраста составляет 20 минут.

Предполагаемые результаты проекта.

Для детей:

  • приобретение  знаний социально-экономического характера;
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • усвоение следующих вопросов: что такое деньги, как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения, изучить основные виды профессий, что такое бюджет;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Январь Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.

Задачи:

Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Развивать творческие способности.

Февраль «Знакомство». Папка передвижка «Финансовая грамотность» для родителей.

1. Беседа с детьми «Знакомство с деньгами».

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;

-расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

-развивать речевую активность детей.

Воспитательные:

-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы.

Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры.

2. Беседа с детьми  «Знакомство с профессиями».

Цель: формирование представлений детей о профессиях.

Задачи:

Формировать у детей представления о профессиях врача, медсестры, почтальона, строителя, парикмахера, повара, продавца, официанта.

Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивать инициативность, умение действовать в коллективе.

3. Просмотр мультфильма «Профессии».

Игра  «Моя профессия». Дети примеряют спец. одежду различных профессий. Необходимо найти среди игрушек необходимый инструмент, предмет, который нужен им для работы.

4. Беседа «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

5. Чтение произведения  К. Чуковского «Муха-Цокотуха».        

Цели:

продолжать развивать у  дошкольников экономические компетенции.

Задачи:

• Формировать первоначальные экономические знания у детей;

• Способствовать развитию экономического мышления;

• закрепить знания о понятиях «доход»«расход»«деньги»«прибыль»

• Воспитывать трудолюбие, старание, бережливость, хозяйственность и ответственное отношение к деньгам.

Март. «Что такое семейный бюджет?

Планируем вместе». Анкетирование для родителей по финансовой грамотности.  

1. Беседа с детьми «Что такое семейный бюджет»».

Задачи: Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

 Уточнить от чего зависят потребности человека;

 Способствовать развитию внимания, логического мышления,

связной речи.

2. Физминутка: «Будем денежки считать» 

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)    

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.       

 Третья монетка –

 одежду купить (отгибаем средний палец)      

  На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)    

  Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все  

  пальцы).

3. Беседа с детьми «Семейные доходы и расходы».

Просмотр проекта «Семейный бюджет».

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

4. Закрепление темы. Совместная работа с детьми «Семейный бюджет», сделать плакат.  

Апрель «Как правильно делать покупки». Работа с родителями выставка «Моя первая копилка».

1. Беседа «Как делать покупки с умом»

Задачи:

  • закрепить представления детей о многообразии товаров,
  • закрепить понятиями «товар», «цена», «акция», «дороже – дешевле»;
  • закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на продажу товара,
  • формировать у детей понятие «список покупок».

Мультимедийная презентация.

2. Беседа «Деньги всякие нужны».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

-закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают

бумажные и металлические;

-научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

-активизировать словарь детей.

3. Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ Пин-код «Азбука финансовой грамотности». Для чего нужна пластиковая карта и как ей пользоваться. 

4. Беседа  «Экономия тепла, света, воды»

Литература:  

1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.

2.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.

3.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.

4.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного

процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. 5.Сборник методических материалов на основе на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет "Экономическое воспитание дошкольников"

6.СБОРНИК ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.

7. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная

концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.

8. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2015.39

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф»

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:

13 "Экономическое воспитание дошкольников": формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет.

«Мульзал» из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает  и показывает  о простых экономических знаниях,  формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

О банке  (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

Безналичные деньги   (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

Я вырасту богатым   (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI

Январь Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.

Задачи:

Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Развивать творческие способности.

Февраль «Знакомство». Папка передвижка «Финансовая грамотность» для родителей.

1. Беседа с детьми «Знакомство с деньгами».

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;

-расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

-развивать речевую активность детей.

Воспитательные:

-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы.

Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры.

2. Беседа с детьми  «Знакомство с профессиями».

Цель: формирование представлений детей о профессиях.

Задачи:

Формировать у детей представления о профессиях врача, медсестры, почтальона, строителя, парикмахера, повара, продавца, официанта.

Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивать инициативность, умение действовать в коллективе.

3. Просмотр мультфильма «Профессии».

Игра  «Моя профессия». Дети примеряют спец. одежду различных профессий. Необходимо найти среди игрушек необходимый инструмент, предмет, который нужен им для работы.

4. Беседа «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

5. Чтение произведения  К. Чуковского «Муха-Цокотуха».        

Цели:

продолжать развивать у  дошкольников экономические компетенции.

Задачи:

• Формировать первоначальные экономические знания у детей;

• Способствовать развитию экономического мышления;

• закрепить знания о понятиях «доход»«расход»«деньги»«прибыль»

• Воспитывать трудолюбие, старание, бережливость, хозяйственность и ответственное отношение к деньгам.

Март. «Что такое семейный бюджет?

Планируем вместе». Анкетирование для родителей по финансовой грамотности.  

1. Беседа с детьми «Что такое семейный бюджет»».

Задачи: Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

 Уточнить от чего зависят потребности человека;

 Способствовать развитию внимания, логического мышления,

связной речи.

2. Физминутка: «Будем денежки считать» 

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)    

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.       

 Третья монетка –

 одежду купить (отгибаем средний палец)      

  На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)    

  Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все  

  пальцы).

3. Беседа с детьми «Семейные доходы и расходы».

Просмотр проекта «Семейный бюджет».

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

4. Закрепление темы. Совместная работа с детьми «Семейный бюджет», сделать плакат.  

Апрель «Как правильно делать покупки». Работа с родителями выставка «Моя первая копилка».

1. Беседа «Как делать покупки с умом»

Задачи:

  • закрепить представления детей о многообразии товаров,
  • закрепить понятиями «товар», «цена», «акция», «дороже – дешевле»;
  • закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на продажу товара,
  • формировать у детей понятие «список покупок».

Мультимедийная презентация.

2. Беседа «Деньги всякие нужны».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

-закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают

бумажные и металлические;

-научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

-активизировать словарь детей.

3. Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ Пин-код «Азбука финансовой грамотности». Для чего нужна пластиковая карта и как ей пользоваться. 

4. Беседа  «Экономия тепла, света, воды»

Задачи:

Образовательные:

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;

Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Май «Путешествия по профессиям».

Цель: Расширить кругозор и представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях..

Программные задачи:

        Образовательные: продолжать знакомить с разными видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессий.

        Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

      Воспитательные:  создать условия для воспитания  уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 

1. Знакомство с профессией мед.сестра, врач, ветеринар.

Сюжетно-ролевые игры.

2. Знакомство с профессией строитель, пожарный, шофер.

Сюжетно-ролевые игры.

3. Знакомство с профессией продавец, повар, парикмахер.

Сюжетно-ролевые игры.

4. Знакомство с профессией банкир, почтальон, кассир.

Сюжетно-ролевые игры.

Тема: «Деньги всякие нужны»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

-закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают

бумажные и металлические;

-научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

-активизировать словарь детей.

Материалы: мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!!!

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.

(Воспитатель с детьми благодарит почтальона)

Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка? Ответы детей

Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Ответы детей

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений

нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?

Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»

Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Воспитатель показывает детям, какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их,

подержать в руках.

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».                                           Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).

Физминутка

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?  Какой она формы? Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

        

Вопросы для анкетирования родителей:

  1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да

              Б) нет

В) иногда

  1. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

                 А) да

Б) нет

В) иногда

  1. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

  1. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А)  Да

Б) нет

В) не знаю

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое

«зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

  1. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.

Беседа «Семейный бюджет»

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и водить в заблуждение детей. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответыдетей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.

Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают

они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольника»

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

  • школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь. Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. В первую очередь удовлетворять жизненно – важные потребности (питание, коммунальные услуги).

3. Невозможно иметь, все что хочешь.

4. Бережно относиться к деньгам.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Беседа «Как правильно совершать покупки»»


Ход занятия

I Организационная часть

 Воспитатель: Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Воспитатель: Дети из подготовительной группы детского «Родничок» сделали нам подарок. Давайте скорее посмотрим, что же это такое?

Воспитатель  разворачивает подарок и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Для чего же нужна копилка?

II Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, зачем людям нужны деньги?

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

(воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: деньги нам нужны, а ребенок продолжает)

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты развлечений;

- для оплаты услуг (уточнить каких именно)

- для оплаты проезда на транспорте;

- для покупки подарков;

-для путешествий и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, вам приходилось ходить в магазин с родителями?

Воспитатель: Зачем люди вообще ходят в магазин?

Воспитатель: Ребята, скажите, если я хочу купить хлеб, я должна идти в мебельный магазин?

Воспитатель: А платье я пойду покупать в обувной магазин?

Воспитатель: А что нужно, чтобы совершать покупки?

Воспитатель: Давайте мы посмотрим слайды, а вы скажите какие это магазины.

Воспитатель: В магазине есть определенные правила поведения или в нем можно вести себя как на детской площадке: бегать, лазить, кричать?

Воспитатель: И их вы знаете?

Воспитатель: Хорошо, тогда сегодня мы с вами отправимся в магазин совершать покупки, но для начала я хочу проверить, а точно ли вы умеете вести себя в магазине.

В магазине детишки шалили.

Их родители заняты были.

Вот девчонка конфеты взяла,

Их открыла и есть начала.

Вот мальчишка полез с нетерпеньем

На витрину за банкой варенья.

Банку он рукавом зацепил

И с витрины ее уронил.

Воспитатель: Как вы считаете, стоит ли так себя вести и почему?

Воспитатель: Правильно, в магазине не нужно брать ничего без разрешения родителей.

Физминутка

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять  (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка- одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: С этим мы  разобрались, а теперь рассмотрим другую ситуацию.

В одном магазине

Стоит на витрине,

Совсем как живой,

Котенок из плюша-

Пушистые уши

И хвостик трубой.

Раз мимо шла мама

С дочуркой упрямой;

Увидев его,

Заныла девчонка:

«Сейчас же котенка

Купи мне его!»

Воспитатель: Подскажите, ребята, а обязательно нужно маме делать эту покупку?

Воспитатель: Правильно, мама знает, на что у нее сегодня есть деньги и если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.

III Заключительная часть

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

«Как делать покупки с умом»
Ход занятия:

Оргмомент.

Здравствуйте, дети! Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки!  Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

Воспитатель. Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшнее занятие? (интересным, хотим узнать что-то новое)

Основная часть.

Воспитатель. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, слушаем меня очень внимательно.

В нем вы сможете купить

Разные продукты:

Макароны, хлеб и рис,

Овощи и фрукты.

Мебель, обувь, хозтовары,

Утюги и самовары.

Воспитатель. – Что это такое?

Дети. - Это магазин.

Воспитатель. – Правильно.

Воспитатель: А зачем мы ходим в магазин?

Дети: за покупками.

Воспитатель: Верно. А знаете ли вы, что при приобретении товаров в магизинах, на рынке, следует соблюдать определенные правила, для того, чтобы избежать лишней траты денег?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А какие это правила, я предлагаю сегодня вам узнать.

Во-первых, прежде чем идти в магазин, нужно составить список необходимых товаров. Это поможет вам не делать лишние покупки, а, значит, сэкономит ваши деньги.

Давайте представим, что вы запланировали что-то приготовить на ужин. А нужных продуктов дома не оказалось, поэтому их следует купить. Для этого сначала дома следует составить список необходимых покупок, затем пойти в магазин и купить лишь то, что находится в вашем списке. А затем приготовите ужин, какой и планировали.

Воспитатель: Скажите дети, а нужно ли брать в магазин все деньги?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно, нет!  Когда у вас при себе находится денег больше, чем нужно, то возникает соблазн сделать покупок больше, чем предполагалось изначально. И эти покупки могут быть лишними, т.е без них можно было бы и обойтись.

Поэтому, следует брать с собой примерно столько денег, сколько вам понадобиться для покупки товаров по вашему плану. Рассчитать примерную стоимость всех товаров, которые обозначены в вашем плане, и взять немного с запасом. Это правило поможет огородить себя от ненужных покупок, сберечь денежные средства и  сохранить прекрасное настроение.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Супермаркет»

(Проводится дидактическая настольная игра «Супермаркет». Воспитатель вызывает 4 детей. Каждому ребенку дается карточка с покупательской тележкой и список покупок, которые необходимо сделать. Перед детьми витрины магазинов с соответствующими товарами. Дети «отправляются в супермаркет и набирают в тележку товары согласно их спискам.)

Воспитатель: В магазинах есть товары, которые делаем очень часто, почти каждый день или через день-два. Как правило, это продуктовые товары. А есть товары, которые мы покупаем редко. Это промышленные товары, к ним относятся хозяйственные, строительные, спортивные, канцелярские и многие другие товары. Предлагаю вам поиграть в игру с мячом. Встаем все в круг и будем передавать друг другу мяч. При этом, когда мяч передаем по ходу часовой стрелки, в правую сторону, каждый должен назвать товар, который мы покупаем часто. Затем, передавая мяч в противоположную сторону, влево, каждый называет товар, который мы покуем редко.

(проводится малоподвижная игра с мячом)

Воспитатель: Дети, как вы думаете? Сезонные продукты, помидоры, огурцы, картофель и т.п.,  лучше покупать на рынке или в магазинах? И почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно дети, на рынке.

Это второе правило покупок с умом! Сезонные продукты покупать на рынке!

На рынках и в супермаркетах можно найти овощи в любое время года, однако наиболее полезными для организма считаются сезонные плоды, т.е. овощи и фрукты, которые выросли только сейчас и сразу же продаются, без длительного хранения на складе. Их выращивают в естественных условиях, в них сохраняются витамины и минералы. Сезонные продукты, выращенные на земле под солнцем, не только дешевле, но и полезнее тех, которые выращиваются в теплицах под лампами в питательном растворе.

Преимущество сезонных овощей — относительно низкая стоимость, потому что такого товара очень много на рынке и  много продавцов с одним и тем же товаром. И каждый продавец хочет, чтобы товар купили у него, поэтому продавцы понижают цены.

 Осенью лучше покупать – свеклу, морковь, капусту, картофель и др. так как в это время самый урожай таких продуктов. А летом – огурцы, помидоры, кабачки и т.д.  

Зимние вещи лучше покупать в конце сезона, ближе к весне, когда спрос на этот товар снижается, в это время начинаются распродажи, так как вещи, которые не купили покупатели, нужно, во-первых, где-то хранить, на следующий сезон, а это будет уже через год, эти вещи могут выйти из моды, и поэтому продавцы снижают цену на товар.

                           

Воспитатель: Третье правило покупок с умом – следить за акциями в магазинах!

Очень часто магазины проводят акции для того, чтобы заинтересовать и привлечь к себе покупателей. Во время этих акций можно купить хороший и качественный товар по низкой цене. Например, магазин снижает цену на определенный товар и предлагает приобрести три таких товара по цене двух.

Воспитатель: Нужно ли сравнивать цены на один и тот же товар в разных магазинах?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно, нужно сравнивать товар с аналогичным товаром в другом магазине и выбирать более выгодный по цене. Таким образом, мы сэкономим в деньгах.

Воспитатель: И четвертое правило покупок с умом – не ходить в магазин на голодный желудок! Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Потому что, когда человек голоден, то ему кажется, что он сейчас может скушать всё, на что падает его взгляд в магазине. И в этом порыве накладывает в продуктовую корзину много лишних товаров, которые потом не доедаются, продукты портятся и выбрасываются в мусорное ведро.

Поэтому лишние покупки можно сравнить с деньгами, выброшенными на ветер.

 

Подведение итогов.

Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались и что нового узнали.

 

Тема: «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Материал и оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата»; лист раскраска с заданием; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»; цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Вот и собрался наш круг.

Руку дал другу друг.

Ксюша дала руку Леше,

А Леша дал руку Тане.....

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Воспитатель: На прошлых занятиях мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.

- Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)

- А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях мам и пап.

- Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться.

Воспитатель демонстрирует фрагмент мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата» (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели мультфильм, как вы поняли, о чем он? (Ответы детей)

- Что получают люди за работу?

Воспитатель: Разная ли работа оплачивается?

Дети: Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.

Воспитатель: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Ответы детей)

Физминутка

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

Воспитатель размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доску что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, здесь изображены люди разной профессии. Художник перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.).

Затем они меняются местами.

Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию

значимости труда.

Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести? (ответы детей)

В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

Воспитатель: По вашему мнению, людям, каких профессий нужны эти вещи? (ответы детей)

После выполнения каждого упражнения воспитатель организует беседу с обсуждением того, что выполнено детьми.

Заключительная часть.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает самой разной…

А какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей.

Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

Тема: «Экономия тепла, света, воды»

Задачи:

Образовательные:

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;

Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к дарам природы;

Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Ожидаемые результаты:

Объяснять понятие «энергосбережение», «экономия», «бережливость», их функции, понятие семейного бюджета, расходов и доходов, понятия «экономия».

-Усвоить, как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.

- Ответственно относиться к финансовым обязательствам.

Предварительная работа:

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Техника в вашем доме», чтение художественных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко, «Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина, выставка творческих детских работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности».

Словарная работа: электричество, энергосбережение, природные ресурсы, электростанция, экономия, электрический ток.

Материал и оборудование: игрушки Буратино и Маша, демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, наклейки- энергосберегалочки, листы с изображёнными лабиринтами, конверт.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем, друг друга, вставайте в круг.

Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

Стук в дверь, входит кукла Маша (или любой персонаж)

Кукла Маша:

Здравствуйте, мои друзья,

Меня зовут Маша.

Я очень бережлива,

И ко всем советам, я.

Прошу прислушаться, друзья!

Я пришла сегодня к вам

С таким предложением,

Давайте все обучимся энергосбережению.

Воспитатель: Здравствуй Машенька, мы рады с тобой подружиться, а кто-то к нам еще стучится?

Входит Чебурашка

Чебурашка: Это я, Чебурашка. Я ходил по улицам и очень, замерз, вот зашел к вам погреться, а у вас в группе тепло, уютно, и, наверное, вода горячая есть, я люблю поплескаться в воде.

Воспитатель: А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?

Чебурашка: А мне воды не жалко у нас в доме водопровод есть. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда даже кран не закрываю.

Кукла Маша: Но воду беречь надо.

Воспитатель: Правильно Машенька, воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломается и капает вода, когда чистишь зубы воду надо наливать в стаканчик. Так мы сохраняем природные ресурсы и экономим деньги, которые платим за воду.

Чебурашка: Я постараюсь запомнить эти правила. А у вас так тепло, и уходить не хочется!

Кукла Маша: У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Чебурашка: Да никак! Думал, придёт зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Кукла Маша: Понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло?

Дети: Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.

Кукла Маша: Пойдем Чебурашка, я тебе позже помогу утеплить твой дом.

Воспитатель: Смотрите Машенька конверт оставила, наверное, в нём для нас письмо. На конверте написано: «Детский сад № 8, старшая группа.

Ребятам. Советы от Машеньки». Как интересно, письмо то в картинках.

Давайте попробуем его прочитать.

Дидактическая игра «Береги тепло и воду»

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Машенька?

Выставляются два совета в картинках: «Береги воду. Не выпускай тепло».

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Машеньки?

А как вы думаете, какой у нее дом?

Дети: Чистый, уютный, красивый, аккуратный, тёплый.

Воспитатель: А что значит уютный дом?

Дети: Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.

Воспитатель: Ребята, а мы сейчас с вами поиграем, в игру называется, игра «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Мама может стирать бельё (в стиральной машине).

Папа может пылесосить ковёр (пылесосом).

Дочь может гладить белье (утюгом).

Бабушка достаёт продукты из (холодильника).

Можно готовить на (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:

Посмотреть (телевизор),

Послушать (радио),

Поговорить по (телефону),

Почитать книгу, сидя около (настольной лампы).

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать, одним словом все эти предметы?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Что служит питанием для электроприборов?

Дети: Электричество, электроток, электроэнергия.

Воспитатель: А откуда поступает электроэнергия в дом? (С электростанции).

Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).

Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).

Воспитатель: Ребята давайте разомнемся, а то засиделись.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)

Чтоб работали приборы, («Моторчик»)

Холодильник, мониторы. ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос, прибор)

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

Воспитатель: Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы?

Дети: Сгорит всё, будет болеть голова от шума, будем много денег платить, не успеет вырабатываться электроэнергия, будет загрязняться окружающая среда.

Воспитатель: А что делать, если электричество отключиться? Как жить без электроприборов?

Дети: Свечу зажечь, сохраняются природные ресурсы.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «Загадалки-объяснялки»

Для этого одни ребята загадают предмет по картинке, а другие отгадают и расскажут, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получите монетки. (Варианты: этим предметом можно сделать бельё гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).

Названия предметов из предыдущей игры согласовать со словом «электрический».

Например, электрический утюг и т.д.

Воспитатель: При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества. Учёные тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое её количество можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдёт по

проводам и сможет гореть лампочка.

Проводится опыт с батарейкой.

Воспитатель: Почему загорелась лампочка? (Ответы детей: в батарейке есть запас электроэнергии).

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).

Подведение итогов занятия.

Ребята рассказывают, что они сегодня узнали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе на тему "Овес"

Продукт деятельности- совместный (дети, педагоги, родители) Как правильно сажать и ухаживать за растениями? Организация коллективного труда детей старшего дошкольного возраста в природе, совместные...

Краткосрочный проект в старшей группе «Лучшее на свете впечатление о лете!»

Цель проекта: развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений....

Краткосрочный проект в старшей группе по теме "Зима".

Краткосрочный проект по теме "Зима" в старшей группе.Эффективность использования в виде модели....

Краткосрочный проект в старшей группе "Непоседы" на тему :" Занимательная математика в детском саду".

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике у детей старшего дошкольного возраста....

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

Краткосрочный проект, в старшей группе Ромашка на тему: «Нетрадиционные техники рисования в нашей группе»

Цель проекта:ведения занимательных занятий рисования красками.Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.Познакомить ...

Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022гг(ноябрь)

Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе  «Маленькие эколята»  2021-2022гг(ноябрь)...