Игры для детей с задержкой психического развития, с задержкой умственного развития
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Игры для детей с задержкой психического развития, с задержкой умственного развития
Игра «Что в мешочке».
Цель: Развивать тактильные ощущения, память, внимание, усидчивость, умение определять предмет на ощупь. Обогатить словарный запас словами обозначающими предметы ближайшего окружения.
Возраст: дети от 3х лет.
Оборудование:
• мешочки из плотной ткани размером 7Х12 см с застѐжкой кнопками с одной стороны.
• поднос.
• Мелкие предметы: шишка,
шарик пластмассовый, кубик, ложечка из кукольного сервиза, ключ и т.д.
Ход игры:
1й этап: Игра начинается с одним ребѐнком. Мелкие предметы, которые используются в игре, должны быть знакомы ребѐнку. Для этого они накануне рассматриваются ребѐнком, ощупываются пальчиками, используются при манипулировании, выкладываются на поднос.
2й этап: Перед ребѐнком выкладываются мешочки со спрятанными предметами, предлагается определить что внутри. После того, как ребѐнок нащупал, назвал предмет, мешочек открывается и ребѐнок убеждается правильно ли он ответил.
3й этап: Игра с группой детей из 3 – 4 .
4й этап: Когда дети успешно справляются с узнаванием предметов, можно использовать части предметов. Например: кольцо пирамидки, деталь конструктора и т.д.
Серия игр с камешками из стекла.
Игра «Башня».
Цель: развивать тактильную чувствительность, умение выбрать камешки определѐнной формы, побуждать к повторению действий взрослого.
Возраст: дети от 3х лет.
Оборудование:
Вязаные коврики круглой формы, камешки 2х видов, кубики и круглые.
Ход игры:
1й этап: Камешки рассматриваются, ощупываются ребѐнком, прячутся в кулачке, раскладываются в ѐмкости.
2й этап: Ребѐнку предлагается построить башню. На коврике взрослый и ребѐнок поочерѐдно ставят кубики. Даѐтся возможность попробовать поставить камешек другой формы. Башенки строятся по всему коврику.
3й этап: Несколько детей одновременно строят башню на своѐм коврике. Вместе с детьми порадоваться полученному результату.
Игра «Весёлые мордочки»
Цель: Развивать восприятие форм, размеров, пропорций. Формировать умение отражать простые предметы со взрослыми, выделять необходимые детали, находить подобное.
Возраст: дети от 3х лет.
Оборудование:
Вязанные коврики круглой формы, камешки, ушки из картона, палочки (усики).
Ход игры:
Ребѐнку предлагается сделать мордочку любимого зайчика (кошечки, собачки).
Берѐтся коврик белого цвета. Наводящими вопросами ребѐнок подводится к тому, что зайчику нужны глазки, носик, ротик, усики, ушки. Педагог подбирает одну деталь – ребѐнок вторую, такую же. В конце даѐтся оценка совместной работы. После овладения ребѐнком игрой, комплект деталей увеличивается.
Игра «Аквариум»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе, умение моделировать, формировать художественный вкус, тактильную чувствительность.
Возраст: дети от 5 лет.
Оборудование:
Разноцветные листы – аквариумы, ракушки, камушки, рыбки из стекла, морские обитатели, водоросли из пластмассы.
Ход игры:
Предварительно дети наблюдают за обитателями и содержимым аквариума. Игра проводится с 1 – 2 ребѐнком. Все получают листы – аквариумы, всѐ остальное лежит на подносе. Предлагается каждому создать свой аквариум. В начале игра проходит как задание – действие: (… На дне лежат красивые камешки, рядом лежат ракушки. Из под камешков растут водоросли. На камешках любят ползать звѐзды, раки. Рыбки плавают в верхней части аквариума).
Какие красивые аквариумы у нас получились. Усложнение – дети фигурки выкладывают самостоятельно.
Игра «Сюжетная шнуровка»
Задачи:
- Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого;
-Продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки,
целенаправленность действий;
-Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания;
-Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.
Оборудование. Планшеты из ДВП с нанесенными на них отверстиями для шнуровки, шнурки разного цвета, разные плоские фигуры с отверстиями для создания сюжета, мелкие бусинки.
Словарь. Дорожка, веревка, шнур, названия чисел.
1 вариант:
Ход игры:
Педагог рассматривает с детьми фигурки: облако, воздушные шары, трава, цветы, лебедь, солнышко без лучиков и т.д.
Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив картинки недостающими изображениями, выполненными при помощи шнуров. Взрослый объясняет, как это сделать, конец веревки продевает в дырочку: «Вот и получилась речка для лебедя, к шарам привязали ниточки, цветам сделали стебельки, солнышку лучики, облаку-дождик». Взрослый обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз – и каждая веревка протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Речка течет слева-направо, стебельки растут снизу-вверх. Дети выполняют задание по образцу. При затруднении взрослый помогает им.
2 вариант:
Взрослый вместе с детьми рассматривают бусинки, определяют цвет. Сначала показывает, как нанизывать бусинки, а потом предлагает разные варианты нанизывания на количественный счет: «Сначала нанизываем одну бусинку; две бусинки; еще две бусинки. Пять бусинок. Посчитай, сколько получилось бусинок». Взрослый обращает внимание на то, что считать бусинки необходимо слева-направо. При затруднении взрослый помогает им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для детей с задержкой психического развития Автор: Чумак Елена Вячеславовна
Игры для детей с задержкой психического развитияАвтор: Чумак Елена ВячеславовнаВосприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способе...
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития
Дидактические игры направлены на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры для развиия речи у детей с ЗПР....
Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью
Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...
Методическая разработка: Программа по КРЗ: Психологический тренинг и театральные игры для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ
Актуальность и отличительные особенности программы.Задержка психического развития является полиморфным расстройством, объединяющем в себе обширный ряд проблем, которые могут сочетаться во множестве ра...
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития
Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми ЗПР....
Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психического развития: «Разные эмоции»
Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно...