Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психического развития: «Разные эмоции»
материал (средняя группа)

Калашникова Ольга Николаевна

Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка.

Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры у детей ЗПР среднего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_dlya_detey_s_zpr_raznye_emotsii.docx813.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Методическая разработка дидактической игры для детей

с задержкой психического развития:

«Разные эмоции»

 

Авторы:

Калашникова Ольга Николаевна

Сарызина Оксана Юрьевна

г. Самара, 2021 г.

Введение

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток  представлений

и понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

Актуальность: Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка.

Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры у детей ЗПР среднего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления.

Основная идея: формирование представлений о эмоциях человека у детей ЗПР 4-5 лет будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических игр направленных на развитие представлений эмоций.

  1. Дидактическая игра и её значение

Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

  1. Значение дидактической игры «Разные эмоции»

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, обеспечивающей регуляцию высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональное развитие способствует процессу социализации, становлению межличностных отношений (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).

На сегодняшний день культура воспитания детей качественно видоизменилась. Взрослые стали меньше общаться с детьми, дети чаще замыкаются на телевизорах и компьютерах. Отмечается явная тенденция ориентации родителей на формирование преимущественно интеллектуальной сферы у детей. Обращает на себя внимание тот факт, что современные дети стали менее отзывчивы и чувствительны, не умеют общаться и находить взаимовыгодные решения проблемных ситуаций, зачастую прибегают к неконструктивным способам разрешения конфликтов.

Данная игра «Разные эмоции» (Приложение 1) познакомит ребенка ЗПР с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.

Цель игры: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

        В ходе игры решаются следующие задачи:

1) Формировать чувство социального доверия: содействовать созданию благоприятного климата в группе, формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, позитивное отношения к себе и окружающим;

2) Формировать предпосылки эмоционального самосознания, эмоциональной отзывчивости и элементарной эмоциональной регуляции: формировать умение распознавать и называть эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление»; расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета; обучать свободному выражению эмоций, обучать графическому изображению эмоций; формировать эмоциональную отзывчивость, потребность делиться своими переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций;

3) Знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.

Заключение

Особенности развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью во многом нарушают их эмоциональный комфорт и психическое равновесие и прежде всего отражаются на уровне социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой (О. В. Защиринская, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский и др.). Именно это определяет значимость коррекционно-развивающей и воспитательной работы по обогащению позитивного эмоционального опыта, формированию предпосылок эмоционального самосознания, элементарных механизмов эмоциональной регуляции и эмоциональной отзывчивости в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения образования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и их семей.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Князева О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис. 2002.

4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Цветик-Семицветик. Психологические занятия с дошкольниками.- СПб: Речь, 2005.

5. Мамйчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2010.

6. Семенака С. И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2010.

7. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М.Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 7-е изд. - М.: Генезис, 2014.

Приложение 1

Методическая разработка дидактической игры для детей ЗПР:

«Разные эмоции»

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

        Задачи:

1) Формировать чувство социального доверия: содействовать созданию благоприятного климата в группе, формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, позитивное отношения к себе и окружающим;

2) Формировать предпосылки эмоционального самосознания, эмоциональной отзывчивости и элементарной эмоциональной регуляции: формировать умение распознавать и называть эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление»; расширять средства выражения эмоций с помощью мимики, движений, цвета; обучать свободному выражению эмоций, обучать графическому изображению эмоций; формировать эмоциональную отзывчивость, потребность делиться своими переживаниями, использовать речь для выражения своих эмоций;

3) Знакомить с элементарными способами регуляции эмоций.

Материал: шаблоны лиц человека, шаблоны разных частей лица для разных эмоций (Приложение 2).

Варианты игры:

1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между мамой и сыном.

Приложение 2

            C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6130.JPG                C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6128.JPG       

            C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6131.JPG                   C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6129.JPG

            C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6133.JPG                     C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6132.JPG

            C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6134.JPG                     C:\Users\Raduga\Desktop\47\КРИТЕРИИ И ПРЕМИЯ\ПРЕМИЯ\Премия\сентябрь\Новая папка (2)\IMG_6135.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Адресат: дети 6-го года жизни.  Диагноз «Задержка психического развития»....

Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психологического развития: "Разные эмоции"

Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Конструктор эмоций"

Дидактическая игра для детей раннего возраста, направленная на обогащение эмоциональной сферы детей, формирование сенсорного опыта в процессе игровой деятельности, а также - на развитие экологического...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Методическая разработка: «Здоровьесберегающие технологии детей с задержкой психического развития »

Здоровье – состояние полного физического, психического исоциального благополучия. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В это...