Кружковая работа "Ловкие пальчики"
материал

Гаськова Александра Сергеевна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_srednyaya_gruppa.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Усть–Баргузинский детский сад «Ёлочка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Усть-Баргузинский д/с  «Ёлочка»

_____________ Т.Р.Ганиева

«____»____________20_____г

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук

в средней группе

«Ловкие  пальчики».

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель:

Гаськова Александра Сергеевна

2022

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта:

Кружковая программа по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (программа дополнительного образования, кружок  по развитию мелкой моторики рук  для детей 4-5 лет).

Руководитель проекта:

Воспитатель: Гаськова Александра Сергеевна.

Организация-исполнитель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Усть – Баргузинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида.

Продолжительность проекта: с 01.09.2022г. – по 31.05.2023г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий. Проводится один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут). Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Актуальность.  Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленный на развитие мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности.

Что же происходит, когда ребенок занимается мелкой моторикой рук?

  • Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
  •  "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
  • Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  • В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  • У малыша развивается воображение и фантазия.

Объектом являются дети средней группы.

Предметом проекта выступает влияние развития мелкой моторики рук на

развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель проекта:

  • Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи проекта:

  • Развитие тонкой моторики пальцев;
  • Развитие движений кистей рук;
  • Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  • Развитие чувства уверенности в себе.

Предполагаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в

различных группах,  проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажами для рук;
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Средства достижения поставленных задач:

  • Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • Проведение различных игр по развитию мелкой моторики;
  • Информационные листы для родителей;
  • Использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу –  предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • шишки, шарики для массажа;
  • крупы разных сортов и нитки для выкладывания рисунков;
  • сетки для раковины и разноцветные ленточки;
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
  •  макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

 

Перспективный план по проекту развития мелкой моторики рук «Ловкие ручки».

Месяц

Сроки проведения

Занятие

Цель

Наглядный материал

Сентябрь

1 неделя

Пальчиковая игра «Будем считать»

Игрушка «Вертушка»

Вспоминаем  с детьми как считать количество пальчиков на одной руке. Закрепляем  названия пальцев.

Массаж для ладоней.

Игра на палочках «Ветушка»

2 неделя

Потешки – разминка для пальчиков.

Развитие мелкой моторики рук, развитие речи,  вспоминаем и закрепляем разученные потеки.

3 неделя

«Мой дом»

Учимся выкладывать фигуру по образцу, развитие мелкой моторики.

Счетные палочки.

4 неделя

Игра «Посыпаем дорожку»

Учимся по нарисованным линиям сыпать крупу.

Листы с линиями, крупа.

Октябрь

1 неделя

«Осенние дары»

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

Листы бумаги с рисунками.

2 неделя

«Поиграем с водой»

Учимся работать с водой. Упражнять правильно, держать ложку, перекладывать предмет из воды

Ведерко с водой, пустое ведерко,  цветные крышки.

3 неделя

Массаж ладошек

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Щетки (маленькие)

4 неделя

Находим в горохе игрушечные фигурки.

Развиваем зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Контейнер с горохом.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Сортировка»

Развитие мелкой моторики рук, координация движений рук.

Игра «сортировка», крышки с крупой.

2 неделя

Игра «Лабиринт»

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация.

Игра «Лабиринт с шариком»

3 неделя

«Аккуратные ножницы»

Упражнять детей в умении правильно резать, отрезать по линии.

Заготовки из бумаги, ножницы.

4 неделя

Упражнение «Собери»

Учимся  выкладывать узор счетными палочками по образцу.

Счетные палочки.

Декабрь

1 неделя

Штриховка

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Тетрадь для штриховки.

2 неделя

Игра с крышками.

Закрепление знаний цветов, развитие мелкой моторики.

Шаблоны цветных гусениц, пробки.

3 неделя

Массаж ладошек

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Кисти помазки.

4 неделя

Пальчиковая игра «Снегири»

Развитие моторики рук.

Январь

1 неделя

Игра «Моталочка».

Развитие ловкости кисти рук, умение накручивать.

Ёжики (моталочки).

2 неделя

Массаж

Упражнять детей крутить полочку между ладоней, не отпускать.

«Палочки вертушки»

3 неделя

Штриховка

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Тетрадь для штриховки

4 неделя

«Дорисуй коровам травку»

Упражнять детей рисовать линии  строго по точкам

Листы с рисунком коровы.

Февраль

1 неделя

Массаж ладошек

«Этот шарик не простой». Развитие ловкости, умение выполнять движения и не уронить мячик.

Мячики теннисные

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Совершенствуем координацию движений, гибкость кистей рук.

3 неделя

Игра «Повтори фигуру»

Совершенствуем координацию движений, гибкость кистей рук.

Игра с цепочкой.

4 неделя

Игра «Окошки»

Мелкой моторики и ловкости. Уметь аккуратно открывать окошки.

Игра

«Кто за окном»

Март

1 неделя

«Занимательные пуговки»

Развивать мелкую моторику и ловкость. Развивать общую координацию движений.

Пуговицы, контейнер с горохом.

2 неделя

«Потекли ручейки»

Развивать мелкую моторику и ловкость. Учимся рисовать на крупе.

Короб с мукой.

3 неделя

Игра «Пуговички»

Упражнять в умении застегивать и растегивать пуговицы.

Фетровые полоски с пуговицами.

4 неделя

Игра «Помоги маме»

Учимся закреплять прищепки за предмет, распределять предметы на определенном участке.

Игра с бельевыми прищепками и вещами.

     Апрель

1 неделя

«Шапки пальцам раздадим»

Развитие мелкой моторики пальчиков. Учимся выполнять движения в соответствии с текстом

Вязанные шапочки

2 неделя

Игра «Моталочки».

Развивать мелкую моторику и ловкость. Развивать общую координацию движений. Учимся наматывать ленту в рулон.

Атласные ленты.

3 неделя

Нейрокартинки

Развиваем ловкость рук, развитие межполушарного взаимодействия.  

Нейро-

картинки

4 неделя

«Застежки»

Учимся застегивать и расстегивать замки на молнии.

Игра с молниями (замками).

Май

1 неделя

«Аккуратные ножницы»

Упражнять детей в умении правильно резать, отрезать по линии.

Заготовки из бумаги, ножницы.

2 неделя

Конструируем из палочек по схемам

Развитие ручной умелости, ловкости, координацию и внимание

Счетные палочки.

3 неделя

Зашумленные картинки.

Развивать мелкую моторику рук.

Учимся пальчиком обводить нужную фигуру.

Картинки

4 неделя

Нейроигра «Радужный круг»

Игра «Радужный круг»

В заключение можно сказать, что для развития мелкой моторики у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Список используемой литературы:

 1. Н.В. Володина «Развиваю графические навыки у детей 4-5 лет» Москва: Эксмо, 2017 – 56 с.

2. Шмелева Е.Б.  «Пальчиковые игры». Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008г.

3. Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие». – М.: ИД «Цветной мир», 2012г.

4. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С.  «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка». – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010г.

5.Белая А.Е.   «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов». – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007г.

6. Узорова О.В. «Пальчикововая гимнастика». - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010г.

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной  деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Кружковая работа «Пальчики - ладошки».

Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...

Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....

"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях.                  ...

Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....