Рекомендации для воспитателей по успешной адаптации детей к условиям детского сада.
консультация (младшая группа)

Клеба Мария Мироновна

Воспитатель в группе – главное действующее лицо. Он контролирует поведение подопечных, проводит обучающие занятия. От личности воспитателя во многом зависит климат в группе. Он должен активно взаимодействовать с каждым малышом и проводить работу с родителями.

РАБОТА С РЕБЕНКОМ

Воспитатель с первых дней должен обеспечить ребенку максимальный комфорт, физический и психологический.

  • Обращаться к детям надо по имени, но с другой стороны надо подчеркивать принадлежность к группе, например: «Ребята, давайте поиграем, Настя, а ты садись сюда».
  • Непривычные действия надо объяснять, повторять многократно.
  • Стараться обратить внимание детей друг на друга, чтобы они запомнили имена, начали общаться, играть вместе.
  • Большое внимание уделяется детской игре – воспитатель руководит процессом, старается сделать так, чтобы каждый дошкольник проявлял активность. Но если малыш пока не хочет играть, не стоит его заставлять.
  • В первое время посещение сада организуется не на полный день, а на несколько часов. Обычно через 7-10 дней большинство детей уже переходит на полный день.
  • Дошкольник должен понимать, что он остается в саду не навсегда, а его родные скоро за ним придут.
  • Если малыш плохо ест, кормить его насильно нельзя.

Особые трудности могут возникнуть с детьми 5-6 лет, которых отдали в сад сразу в подготовительную группу, чтобы они привыкли быть в коллективе перед школой. У них есть навыки самообслуживания, они умеют проситься в туалет.

Однако такие дети привыкли быть дома под присмотром родственников. Они могут стесняться о чем-то попросить, устают от шума, плохо запоминают имена сверстников. Такие дети могут не воспринимать себя как часть группы, не отличаются наблюдательностью по отношению к окружающим.

Задача воспитателя – все показать, объяснить, помочь войти в коллектив.

Если дошкольник плачет:

  • Разговаривать с ним спокойным, ровным голосом.
  • Постараться отвлечь, заинтересовать игрушкой, которая находится в помещении группы.
  • Сказать, что он может немного поиграть, после чего мама заберет его домой.

Дошкольник должен чувствовать, что воспитатель – друг, которому можно доверять и рядом с ним безопасно.

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Помимо работы с детьми педагогу приходится планировать работу и проводить беседы и с родителями.

Важно, чтобы взрослые понимали, насколько непросто приходится дошкольнику в первые дни нахождения в детском учреждении.

Воспитатель должен объяснить, как проходит период адаптации детей к новым условиям, что делать родителям, чтобы малыш быстрее привык, как вести себя дома, собирая ребенка в садик.

Психологический настрой очень важен. Родителям надо рассказывать малышу, как интересно в детском саду, что здесь можно играть, общаться с другими ребятами. Формирование положительного имиджа садика – сложная, но необходимая задача. В этом случае дошкольник привыкнет быстрее.

Если в группе создана благоприятная атмосфера, дети посещают ее с удовольствием. Современный воспитатель – это профессионал, владеющий различными методиками. Но надо заниматься не только развитием детей, но и способствовать быстрой и как можно менее болезненной адаптации.

При возникновении сложностей педагог может порекомендовать консультацию психолога. Во многих детских учреждениях есть штатные специалисты, которые работают непосредственно с дошкольниками и их родителями.

 

ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Неопытный воспитатель может совершить ряд ошибок, что усложнит адаптацию дошкольника к детскому учреждению.

  1. Исчезновение мамы. Когда малыш только приходит в сад, любопытство может подтолкнуть его, чтобы пойти познакомиться с другими детьми или исследовать помещение. В этом момент некоторые воспитатели настаивают на том, чтобы мама незаметно ушла.

Такой подход может привести к тому, что не обнаружив близкого человека, ребенок сильно испугается. Он еще не понимает, что происходит, куда делась мама. В итоге в следующий раз малыш будет бояться идти в группу.

  1. Другая крайность – слишком долгие проводы. Мама не отпускает малыша от себя, показывает волнение. Результат тот же – страх и слезы.
  2. Разрешать родителям долго присутствовать в детском саду. Дошкольник начнет привыкать, что мама всегда рядом.
  3. Оставлять сразу на весь день. Это грозит сильным эмоциональным потрясением.
  4. Сразу заставлять соблюдать распорядок детского учреждения. Приучать надо постепенно, понимая, что малыш попал в совершенно незнакомую для него обстановку.
  5. Незаинтересованность в адаптации. Непрофессиональный воспитатель может решить, что ребенок привыкнет сам.
  6. Отсутствие поддержки. Малыша сразу отправляют играть с остальными детьми, взрослые не оказывают ему внимания. В этом случае дети чувствуют себя беззащитными.
  7. Ругать за промахи, ошибки. Негативная обстановка способствует тому, что ребенок будет отказываться ходить в садик.
  8. Игнорировать, если у малыша плохое настроение, он не хочет ни с кем общаться, плачет.
  9. Запугивать, что, если он будет себя плохо вести, мама за ним не вернется.

Адаптация – сложный период для детей и их родителей. Чуткое отношение, профессионализм, индивидуальный подход к каждому воспитаннику позволят создать в группе благоприятную атмосферу, а малышам привыкнуть к чужой для них обстановке.

Успешная адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация детей к условиям детского сада

ДОКЛАД на тему: «УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"...

Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития о...

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Цели и задачи адаптацииЦель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в приспособление к окружающим условиям.детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах де...

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....