«Детское наставничество в сообществе ДОУ» Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!»
проект (старшая группа)

Порываева Елена Викторовна
Практика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в реализации одной из форм социального наставничества «дети - детям» в сообществе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_mogu_pomoch.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 316»

660127, г. Красноярск, ул. Мате Залки, 6 «Ж», тел. 220–48-61

ОГРН 1022402489350   ИНН / КПП  2465046587/246501001

Электронный адрес: dou316@mailkrsk.ru

Паспорт воспитательной практики:

«Детское наставничество в сообществе ДОУ»

Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!»

Авторы проекта:

учитель-логопед Новикова Маргарита Владимировна,

воспитатель Огородникова Ирина Егоровна,

воспитатель Порываева Елена Викторовна

Красноярск, 2023

Полное название воспитательной практики

«Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи». Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!».

Аннотация

Практика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в реализации одной из форм социального наставничества «дети - детям» в сообществе ДОУ.

Ключевые слова

Социализация, личность, наставничество, коммуникация, инициатива.

Актуальность внедрения

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 

В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. Сегодня наставничество выходит на новый уровень. К классическому виду, когда «успешные помогают отстающим»,  добавляются новые направления:

- «развитие талантов»;

- «поддержка в инклюзивном образовании;

- «реализация индивидуальных образовательных маршрутов».

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном стандарте выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».      

Поиск эффективных методов, способствующих успешной коммуникации и  позитивной социализации детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  привел к решению  применения технологии наставничества в воспитательно-образовательной практике сообщества ДОУ. Сотрудничество детей обладает огромным образовательным потенциалом, где старшие дети передают свой опыт младшим.

Цель и задачи проекта

Цель: воспитание нравственных и коммуникативных  компетенций детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через получение ими опыта наставнической деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей навыки

сотрудничества и взаимопомощи.

  1. Предоставить дошкольникам с ТНР

условия для самореализации, повышения их социальной активности.

  1. Воспитывать толерантное отношение у

детей к людям вне зависимости от их особенностей и состояния здоровья.

  1. Использовать ресурсы наставничества в

воспитательно-образовательной практике сообщества ДОУ.

Целевая аудитория проекта

Дети старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги группы компенсирующей направленности ДОУ.

Краткий анализ

Представлен в приложении № 1.

Технологии и методы реализации

Технологии: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, социализации дошкольников Н.П. Гришаевой, проектной деятельности, исследовательской деятельности, здоровьесберегающая, игровая, сторителлинг, геокешинг, коммуникативные, технология мастерских. 

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические, социометрические, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, стимулирования,  методы  организации деятельности и формирования опыта поведения.

Ресурсы

Информационные: сайт образовательной организации ds316krsk.ru], социальная сеть группы [ВКонтакте].

Кадровые: учитель-логопед, воспитатели.

Социальное партнёрство: дизайнерская студия  «LENFOX» [vk.com/llenfox].

Материально-технические: помещения ДОУ, аудио- и видеоаппаратура.

Период реализации проекта

Период: 01.09.23 – 01.06.24

В приложении № 2 представлен план-график работы.

Ожидаемые результаты

  1. количественные:

- организация добровольческой команды;

- реализация запланированных мероприятий –

акции, выступления, добровольческое действие, обмен опытом;

- привлечение общественных организаций и

социальных партнёров к добровольческой деятельности.

  1. качественные:

- дети приобретут позитивный опыт

социального взросления и ответственности, осознание позиции «взрослого»;

- дошкольники повысят коммуникативное

взаимодействие как с детьми раннего возраста, так и со взрослыми;

- у детей выработаются позитивные установки

к различным видам труда и творчества;

- обозначится оптимизация детско-

родительских отношений в семье.

Итоговое мероприятие – вручение отличительного знака наставника. Результат практики – наставническое движение в сообществе ДОУ.

Описание проекта. Главный принцип наставничества – это принцип совместной деятельности наставника и наставляемого, условие социально-коммуникативного развития детей – межвозрастное партнёрство. Наставник – это активный ответственный лидер, демонстрирующий желание помочь, научить, быть полезным. Наставляемый -  ребёнок младшего дошкольного возраста. Куратор – учитель-логопед, организатор проекта и продуктивного взаимодействия. Направляющие – воспитатели. Организация практики наставничества осуществляется  поэтапно:

 I шаг – мотивация и вовлечение детей с ТНР подготовительной группы (проблемные и игровые ситуации, ситуативная коммуникация, рефлексивный круг) в наставническую деятельность. Практическая реализация позиции помощника обогащает образ Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Первоначально инициатива проявилась у старших детей, когда они заметили нежелание малышей идти в детский сад. Стали разбирать причины и появилось желание помочь младшим – сделать доброе дело. Благодаря инициативе и самостоятельности детей в выборе способов проявления своей заинтересованности проявилась активная форма разновозрастного общения, которая внесла разнообразие в коммуникативные действия от старшего к младшему: «Я, правда могу помочь!» (обнять, пожалеть, что-то подать, почитать, научить, показать/рассказать…).

II шаг - создание команды наставников – реализация творческой инициативы. Команда шефов планирует и реализует наставническую деятельность в разных видах сотрудничества регулярно посещая группу малышей в ДОУ, а также, приглашая их к себе в гости. Взаимодействие было разнообразным: в виде выполнения адвент-календаря – 10 дел на 10 дней, «Водопад доброты», спонтанного ситуативного общения, подготовки праздника и подарков, постановки сказки для малышей, совместных акций («Подари улыбку», «Книга – лучший друг ребят», «Мусор собери и в мешок положи»), обмена опытом: дыхательная гимнастика, поиск клада, посадка цветов. Проведение совместных мероприятий помогает дошкольникам приобрести навыки доброжелательного диалога, самостоятельно решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, контролировать свои эмоциональные реакции.

Принципы реализации проекта:

1) добрая воля – любая добровольческая деятельность происходит по желанию;

2) благая цель – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение благосостояния человека и общества.

III шаг – рефлексивный. Внутренняя и внешняя оценка эффективности и значимости проекта (отзывы целевых групп, индивидуальное оценивание достижений самими участниками), обобщение и распространение опыта взаимодействия (анализ, отчёты; фото- и видеосъёмка, публикации).

Знак с символикой для дошкольного волонтёрского движения был разработан социальным партнёром проекта для повышения самооценки и сопричастности к команде «Я могу помочь!», с последующим вручением каждому участнику волонтёрского движения.

Приложение № 1

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Целесообразность внедрения наставничества в воспитательно-образовательный процесс.

2. Высококвалифицированный педагогический состав.

1. Внедрение практики наставничества в педагогический процесс.

2. Трансляция опыта на муниципальном уровне.

3. Налаживание конструктивного взаимодействия между детским садом, как открытой социальной системой, и социальными партнёрами с согласованностью действий всех субъектов.

4. Партнёрские отношения с родителями повысят мотивацию к систематическому сотрудничеству в образовательном процессе с ДОУ.

Слабые стороны

Риски

1. Отсутствие последовательности действий в практике.

2. Отказ от взаимопомощи и сотрудничества.

1. Недостаточный период времени для самореализации детской инициативы.

2. Недостаточный уровень заинтересованности.

3. Отказ партнёров от участия в добровольческой деятельности.

4. Проблемы при коммуникативном взаимодействии между детьми старшего и младшего возраста.

Приложение № 2

План-график реализации воспитательной практики 

«Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

сентябрь-

октябрь

2023 г.

ноябрь

2023 г.

декабрь

2023 г.

январь – февраль

2024 г.

март

2024 г.

апрель

2024 г.

май – июнь

2024 г.

1

I шаг – мотивация и вовлечение

2 месяца

2

II шаг – создание команды наставников

6 месяцев

3

III шаг - рефлексия

6 месяцев

*синим цветом в диаграмме наглядно показано, в какой период будет реализован определенный шаг/этап/задача.

Приложение № 3

Перспективное планирование практико-ориентированного проекта

мероприятия

содержание

участники

Подготовительный этап

01.09.23 – 30.09.24

информационно-организационные

- обсуждение идеи проекта и форм решения поставленных задач;

- анализ запросов и предложений с определением круга помощи;

- примерное планирование мероприятий;

- информирование родителей;

- привлечение социальных партнёров

Педагоги,

дошкольники старшего возраста, родители (законные представители), социальные партнёры

Основной

01.10.23 – 06.06.24

«Знакомство»

обмен коммуникативным опытом, вручение подарков

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

«Листопад»

обмен игровым опытом (дыхательная гимнастика) –социальное взросление, коммуникация  в детской среде

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

«Айболит»

обмен опытом (привитие социокультурных и гигиенических установок)

Дошкольники старшего возраста, педагоги

«Дружно лопаты возьмём – горку строить мы пойдём»

активная деятельность (позитивные установки к труду, оптимизация детско-родительских отношений)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги, родители

«Ёлка наряжается, праздник приближается!»

обмен опытом с творческой деятельностью (самореализация и коммуникация, ценностные ориентиры)

Дошкольники старшего возраста, педагоги, родители

«Театр мочалок»

показ сказки малышам (коммуникативное взаимодействие, инициативная позиция, самореализация  в творческой деятельности)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги, родители

«Подари улыбку»

событийная акция (проявление нравственных качеств и социальных эмоций)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

«Широка моя Сибирь!»

социокультурное взаимодействие (развитие этнической культурной позиции, осознание культурной принадлежности)

Педагоги, дошкольники старшего возраста, родители, социальные партнёры

«Книга – лучший друг ребят»

активная деятельность (позитивные ценностные установки)

Педагоги,

дошкольники старшего возраста, родители

«Мусор собери и в мешок положи»

трудовой десант (позитивная установка к труду)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

«Цветущая клумба»

обмен опытом экологического направления (ответственность, активная жизненная позиция)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

«Играем с малышами»

игровой обмен опытом (проявление социального взросления, коммуникативное взаимодействие)

Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги

Концерт в честь праздника Победы

социокультурная акция (формирование патриотического сознания)

Дошкольники старшего возраста, педагоги, родители

Примечание

возможно добавление событийных акций по инициативе детей

Рефлексивный

06.06.23 – 20.06.24

аналитические

- внутренняя и внешняя оценка эффективности и значимости проекта;

- обобщение и распространение опыта взаимодействия

Педагоги,

дошкольники старшего возраста, родители (законные представители), социальные партнёры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...

Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»

   Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...