Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Осмоловская Ольга Александровна

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы". Этой идеей я заразила всех воспитателей детского сада, в котором работаю. А педагоги наши горящие люди, интересующиеся и творческие. Хачу поделиться со всеми опытом организации образовательной деятельности на основе событий жизни. События бывают разные, но всегда они колышат нас и меняют, обогащая.

В моей жизни случилось событие: вернулся из экспедиции с Антарктики мой друг и привез много видеоматериала и своих впечатлений. Все что он рассказывал и показывал, так меня взволновало, что я принесла этот материал в ДОУ и поделилась с сотрудниками. Тут и возникла идея тематической недели. Заряд эмоций от впечатлений подтолкнул наше творчество и началось. .. Итог - образовательный проект.

 

I. Основные принципы:

- событийности,

- интеграции,

- комплексно-тематического построения,

- опора на ведущую деятельность.

 

II. Цель: развитие познавательной активности.

    Задачи:

- Обогащение сюжетно-ролевой игры.

- Формирование целостной картины мира.

- Формирование предпосылок учебной деятельности

- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:  

  - Развитие самопознания и положительной самооценки.

 

III. Организация образовательной деятельности:

-  совместной деятельности взрослых и детей,

-  самостоятельной деятельности детей.

 


игровая                                                                             двигательная

              познавательная                              изо-творчество

                                         коммуникация

 

Этапы реализации проекта:

 

1. Мотивирование (эмоциональный компонент, непроизвольный интерес, педагог помогает ребенку выбрать посильную для него

                                   задачу).

2.  Разработка проекта (сбор/активный поиск информации, средств,    

                                         материалов, целеудержание, обобщение).

3. Выполнение проекта (практическая часть: освоение приемов   

                          деятельности, контроль  по результату/ пошаговый).

4. Подведение итогов (отчётное мероприятие, презентация своего труда, связаная речь, развитие коммуникативных навыков, формирование самооценки, эмоциональный компонент).

 

IV. Формирование предметно-развивающей среды. Основной тезис: ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка.

 

Старший воспитатель О.А. Осмоловская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП

Выставка-конкурс «Снеговик»: совместная с родителями деятельность по созданию образа снеговика из подручных материалов. Работы принимаются с 06 февраля!

Тема: «Экспедиция на полюс»

Группа «Умка» старшая

мероприятия

1-я половина дня

2-я половина дня

П о н е д е л ь н и к «Здравствуй полюс!»

На прогулке:

Игра - «Ледокол»: выбирается ведущий, который прокладывает дорогу по не тронутому снегу. Другие игроки идут за ним строго по его следам.

Сюжетно-ролевая игра «Полярники»: дети лепят из снега постройки. Материалы: ведра, лопатки, веточки, палочки.

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

Подвижная игра: «Тюлени и Пингвины»- выбираются ведущие 2-3 игрока – тюлени, остальные пингвины, определяется территория игры. Цель «тюленей» переловить пингвинов.

Проект: «Флаг экспедиции» на прогулке в 1 половине дня воспитатель мотивирует детей на создание флага. Материалы: ткань, краски.

Творческий труд на прогулке

«Ледяной эксперимент»: Детям предлагается залить воду в формочки и полить водой дорожку. Воспитатели проводят беседу о том, что вода станет к утру льдом. Спросить: что может растопить лед? Где льда много? Каких дети знают животных Севера? Почему они белой окраски?...

На прогулке – игра «Бояре»: дети делятся на две команды и под народные слова разыгрывают сватовство.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

В т о р н и к «Вода - снег - лед»

Проектная деятельность «Животные Антарктиды» - презентация проектов. Цель: развивать познавательную активность, связанную речь.

На прогулке: Наблюдение - «Полярная экспедиция приступила к работе»: дети рассматривают ледяные фигурки, украшают ими площадку; с помощью снегомера дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах. Сравнивают сугробы, где они расположены, воспитатель беседует о важности снежного покрова для растений. Раскапывают сугроб, рассматривают слои снега, их свойства.

Досуг «Пойдем с нами» дети старших групп учат играть с мячом.

На прогулке:

Лыжные гонки, игра в хоккей, самостоятельная деятельность.

С р е д а «Зимняя олимпиада»

Спортивный досуг «Зимняя олимпиада»

Эстафета: дети делятся на две команды. 1 «Поймай рыбку», 2 «Оленьи упряжки», 3 «Кто быстрее оденется», 4 «Попади снежком в корзину», 5 «По следам зайца».

На прогулке:

Игра - «На дорожке ледяной»: детям предлагается по одному по очереди прокатиться по ледяной дорожке.

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Ч е т в е р г  «Русские забавы»

 «Кто как зимует» В.Бианки - чтение художественной литературы.

На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей.

Музыкальный досуг: «Зимушка-Зима»

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

П я т н и ц а  «Сказки севера»

Проектная деятельность «Международная встреча полярников» дети подгот. и ст. групп совместно представляют проекты своих полюсов; экспериментально показывается необходимость бережного отношения к планете Земля. Цель: экологическое воспитание.

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей. «Оленья упряжка» - игра совместно с родителями

Выставка-конкурс «Снеговик»: совместная с родителями деятельность по созданию образа снеговика из подручных материалов. Работы принимаются с 06 февраля!

Тема: «Экспедиция на полюс»

Группа «Буратино» подготовительная

мероприятия

1-я половина дня

2-я половина дня

П о н е д е л ь н и к «Здравствуй полюс!»

На прогулке:

Игра - «Ледокол»: выбирается ведущий, который прокладывает дорогу по не тронутому снегу. Другие игроки идут за ним строго по его следам.

Сюжетно-ролевая игра «Полярники»: дети лепят из снега постройки. Материалы: ведра, лопатки, веточки, палочки.

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

Подвижная игра: «Белые медведи»- выбираются ведущие пара – медведи, остальные рыбы, определяется территория игры. Цель «медведей» переловить рыбу.

Проект: «Флаг экспедиции» на прогулке в 1 половине дня воспитатель мотивирует детей на создание флага. Материалы: ткань, краски.

Творческий труд на прогулке

«Ледяной эксперимент»: Детям предлагается залить воду в формочки и полить водой дорожку. Воспитатели проводят беседу о том, что вода станет к утру льдом. Спросить: что может растопить лед? Где льда много? Каких дети знают животных Севера? Почему они белой окраски?...

На прогулке – игра «Бояре»: дети делятся на две команды и под народные слова разыгрывают сватовство.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

В т о р н и к «Вода - снег - лед»

Проектная деятельность «Животные Арктики» - презентация проектов. Цель: развивать познавательную активность, связанную речь.

На прогулке: Наблюдение - «Полярная экспедиция приступила к работе»: дети рассматривают ледяные фигурки, украшают ими площадку; с помощью снегомера дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах. Сравнивают сугробы, где они расположены, воспитатель беседует о важности снежного покрова для растений. Раскапывают сугроб, рассматривают слои снега, их свойства.

Досуг «Пойдем с нами» дети старших групп учат играть с мячом.

На прогулке:

Лыжные гонки, игра в хоккей, самостоятельная деятельность.

С р е д а «Зимняя олимпиада»

Спортивный досуг «Зимняя олимпиада»

Эстафета: дети делятся на две команды. 1 «Поймай рыбку», 2 «Оленьи упряжки», 3 «Кто быстрее оденется», 4 «Попади снежком в корзину», 5 «По следам зайца».

На прогулке:

Игра - «На дорожке ледяной»: детям предлагается по одному по очереди прокатиться по ледяной дорожке.

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Ч е т в е р г  «Русские забавы»

 «Кто как зимует» В.Бианки - чтение художественной литературы.

На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей.

Музыкальный досуг: «Зимушка-Зима»

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

П я т н и ц а  «Сказки севера»

Проектная деятельность «Международная встреча полярников» дети подгот. и ст. групп совместно представляют проекты своих полюсов; экспериментально показывается необходимость бережного отношения к планете Земля. Цель: экологическое воспитание.

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке.

На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей. «Оленья упряжка» - игра совместно с родителями

Выставка-конкурс «Снеговик»: совместная с родителями деятельность по созданию образа снеговика из подручных материалов. Работы принимаются с 06 февраля!

Начало «Межполярной конференции»

 «Презентация проектов»



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА: «Полярная экспедиция»                                                                                                                старший дошкольный возраст

интеграция образовательных областей

Вид детской деятельности

Форма работы

Форма орг-ции

Предметно-развивающая среда

Взаимодействие с семьей

ОО «Познание», «Коммуникация»

познавательная

Просмотр частного видеофильма про Антарктиду, изучение глобуса и карт Земли, фотографий с Южного и Северного полюсов Земли.

групповая

Энциклопедии, фотокниги по теме, атласы, книги о путешественниках, карта земли, глобус, видеоматериал

Родители привлекаются к расчистке и оформлению прогулочной площадки, формированию снежных форм.

ОО «Социализация»

Игровая,

двигательная

«Ледокол»: выбирается ведущий, который прокладывает дорогу по не тронутому снегу. Другие игроки идут за ним строго по его следам.

Сюжетно-ролевая игра «Полярники»: дети лепят из снега постройки. Материалы: ведра, лопатки, веточки, палочки.

Подвижная игра: «Тюлени и Пингвины»- выбираются ведущие 2-3 игрока – тюлени, остальные пингвины, определяется территория игры. Цель «тюленей» переловить пингвинов. /«Белые медведи»

ОО «Изобразительное творчество», «Коммуник.» «Социализация»

Художественное творчество,

«Флаг экспедиции» -создание флага. В подготовительной группе при создании флага используются символы/ в старшей нет таких требований.

подгрупповая

Материалы: ткань, краски, самоклеющаяся бумага.

ОО «Познание», «Здоровье», «Безопасность»

Исследовательско-познавательная

«Ледяной эксперимент»: Детям предлагается залить воду в формочки и полить водой дорожку. Воспитатели проводят беседу о том, что вода станет к утру льдом. Спросить: что может растопить лед? Где льда много?

Формочки, емкости для воды

ОО «Познание», «Коммуникация»

коммуникация

«Животные Арктики/ Антарктиды» - просмотр видеофильмов. Цель: развивать познавательную активность.

Беседа: Каких дети знают животных Севера? Почему они белой окраски?...

Проект: 1 этап воспитатель мотивирует детей собрать информацию о животных полюса.

групповая

игровые наборы «Животные Северного полюса» «Обитатели океанов», наглядно-дидактические наборы по теме, видеоматериал

Привлечь родителей к совместному с детьми изучению информации по теме

ОО «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»

Наблюдение, исследовательско-познавательная, изобразительная

- «Полярная экспедиция приступила к работе»: дети рассматривают ледяные фигурки, украшают ими площадку; с помощью снегомера дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах. Сравнивают сугробы, где они расположены, воспитатель беседует о важности снежного покрова для растений. Раскапывают сугроб, рассматривают слои снега, их свойства.

подгрупповая

Линейка, блокнот, лупа

Просмотр мультипликационного фильма «Умка» (избранные серии), «Пингвиненок Ло-ло» (просмотр по 15 мин в день)

выход на улицу Медведева

для забора снега с берега реки и с

дороги -проведение 1-ого этапа эксперимента.

Емкости для снега

Попросить неработающих мам сопровождать – 2 чел.

«Берегите воду!» в старшей группе детям рассказывают сказку «Про черный снег» и помогают сравнить талую воду от снега с дороги и с берега речки. В подготовительной группе детям предлагается также сравнить воду, оформить результаты эксперимента в таблице и придумать очистительное сооружение или фильтр для воды.  нарисовать экологический знак  по данной теме. Цель: экологическое образование, воспитание внимательного и бережного отношения к природе.

групповая

Всё для организации ИЗО-деятельности

ОО «ФИЗО», «Здоровье»

двигательная

Лыжные гонки, игра в хоккей, самостоятельная деятельность. Цель: приобщать  детей  к традициям большого спорта, продолжать формировать знания о зимних видах спорта.

групповая

Спорт инвентарь

«Зимняя олимпиада»

Эстафета: дети делятся на две команды. 1 «Поймай рыбку», 2 «Оленьи упряжки», 3 «Кто быстрее оденется», 4 «Попади снежком в корзину», 5 «По следам зайца…

ОО «Труд»

трудовая

 уборка снега с прогулочной площадки, ремонт и коррекция построек из снега

подгрупповая

Лопаты

ОО «Музо», «Худ. Литература»

Изо-творчество, театрализация

Старшая группа: «Зимовье зверей» - настольный театр под руководством воспитателя. Подготовительная группа: «Двенадцать месяцев» - активное слушание, затем ребятам по желанию предлагается нарисовать иллюстрацию к сказке. Оформляется выставка по сказке в уголке самостоятельной ИЗО -деятельности.

«Двенадцать месяцев» книжка, «Зимовье зверей» - настольный театр

ОО «Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Старшая гр. – «Пингвины», подготовительная гр. – «Белые медведи»: конструирование из бумаги.

индивидуальная

Бумага, клей, салфетки, ножницы

Отчётное мероприятие:

«Международная встреча полярников» - деловая игра. Дети подгот. и ст. групп совместно представляют проекты своих полюсов; экспериментально показывается необходимость бережного отношения к планете Земля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Арктика – Антарктика» Проектная деятельность в группах старшего дошкольного возраста. Идея проведения проектной деятельности в рамках недели «Зимних игр и забав» родилась в 2011 году, когда погодные условия не позволяли проводит прогулки в группах младшего и среднего дошкольного возраста и сократили продолжительность прогулок у старших дошкольников. Тема проекта имела событийный характер возникновения, событие определило и содержание тематической недели.

Слайд 2

Участники проекта Сергей Караев - специалист I- ого класса. Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России « Центроспас »

Слайд 3

«Давайте мы как будто… научно-исследовательская экспедиция на Полюс!» Такими словами «заводится» в группах старшего дошкольного возраста большая игра «Полярная экспедиция», частью которой и будет проект: в старшей группе «Северный полюс», а в подготовительной – «Арктика». Основная задача проекта – собрать информацию и подготовить доклад для выступления на международной конференции полярников. Итоговое мероприятие – организованная образовательная деятельность «К онференции полярников»: презентация проектов.

Слайд 4

Планирование тематической недели 1-я половина дня 2-я половина дня понедельник «Здравствуй полюс!» Организованная образовательная деятельность Просмотр частного видеофильма про Антарктиду, изучение глобуса и карт Земли, фотографий с Южного и Северного полюсов Земли. На прогулке: Игра - «Ледокол»: выбирается ведущий, который прокладывает дорогу по не тронутому снегу. Другие игроки идут за ним строго по его следам. Сюжетно-ролевая игра «Полярники»: дети лепят из снега постройки. Материалы: ведра, лопатки, веточки, палочки. Проект: 1 этап « Флаг экспедиции» на прогулке в 1 половине дня воспитатель мотивирует детей на создание флага. Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке. Подвижная игра: «Тюлени и Пингвины»- выбираются ведущие 2-3 игрока – тюлени, остальные пингвины, определяется территория игры. Цель «тюленей» переловить пингвинов. / «Белые медведи»- выбираются ведущие пара – медведи, остальные рыбы, определяется территория игры. Цель «медведей» переловить рыбу. Проект: 2-3 этап « Флаг экспедиции» -создание флага. В подготовительной группе при создании флага используются символы/ в старшей нет таких требований. Материалы: ткань, краски, самоклеющаяся бумага. Творческий труд на прогулке «Ледяной эксперимент»: Детям предлагается залить воду в формочки и полить водой дорожку. Воспитатели проводят беседу о том, что вода станет к утру льдом. Спросить: что может растопить лед? Где льда много? Каких дети знают животных Севера? Почему они белой окраски?... Проект: 1 этап воспитатель мотивирует детей собрать информацию о животных полюса.

Слайд 5

Планирование тематической недели 1-я половина дня 2-я половина дня в т о р н и к «Вода - снег - лед» Проект 1 этап мотивационный. познавательная деятельность «Животные Арктики/ Антарктиды» - просмотр видеофильмов. Цель: развивать познавательную активность. На прогулке: Наблюдение - «Полярная экспедиция приступила к работе»: дети рассматривают ледяные фигурки, украшают ими площадку; с помощью снегомера дети измеряют, сравнивают глубину снега в разных местах. Сравнивают сугробы, где они расположены, воспитатель беседует о важности снежного покрова для растений. Раскапывают сугроб, рассматривают слои снега, их свойства. В подготовительной группе продолжается ведение календаря погоды. Оформляют результаты наблюдений за снежным покровом, делают рисунки, отражающие детские представления о важности снега для растений. На прогулке: Лыжные гонки, игра в хоккей, самостоятельная деятельность. Цель: приобщать детей к традициям большого спорта, продолжать формировать знания о зимних видах спорта.

Слайд 6

Планирование тематической недели 1-я половина дня 2-я половина дня с р е д а «Зимняя олимпиада» Спортивный досуг «Зимняя олимпиада» Эстафета: дети делятся на две команды. 1 «Поймай рыбку», 2 «Оленьи упряжки», 3 «Кто быстрее оденется», 4 «Попади снежком в корзину», 5 «По следам зайца». Цель: продолжать укреплять здоровье детей, развивать быстроту, ловкость, силу, точность, выносливость. Воспитывать в детях настойчивость, упорство, чувство, товарищества и умение побеждать и проигрывать. Проект 2 этап сбор и анализ информации, ее оформление - самостоятельная работа в книжном уголке. На прогулке выход на улицу Медведева для забора снега с берега реки и с дороги -проведение 1-ого этапа эксперимента. Самостоятельная игровая деятельность детей

Слайд 7

Планирование тематической недели 1-я половина дня 2-я половина дня ч е т в е р г « Сказки севера» Организованная образовательная деятельность «Берегите воду!» в старшей группе детям рассказывают сказку «Про черный снег» и помогают сравнить талую воду от снега с дороги и с берега речки. В подготовительной группе детям предлагается также сравнить воду, оформить результаты эксперимента в таблице и придумать очистительное сооружение или фильтр для воды. Художественное творчество – нарисовать экологический знак по данной теме. Цель: экологическое образование, воспитание внимательного и бережного отношения к природе. На прогулке – Трудовая деятельность: уборка снега с прогулочной площадки, ремонт и коррекция построек из снега; самостоятельная игровая деятельность детей. Старшая группа: «Зимовье зверей» - настольный театр под руководством воспитателя. Подготовительная группа: «Двенадцать месяцев» - активное слушание, затем ребятам по желанию предлагается нарисовать иллюстрацию к сказке. Оформляется выставка по сказке в уголке самостоятельной ИЗО -деятельности. На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей. Просмотр мультипликационного фильма «Умка» (избранные серии), « Пингвиненок Ло- ло » (просмотр по 15 мин в день),

Слайд 8

Планирование тематической недели 1-я половина дня 2-я половина дня п я т н и ц а «Международная конференция» Организованная образовательная деятельность Старшая гр. – «Пингвины», подготовительная гр. – «Белые медведи»: конструирование из бумаги. Поделки дарятся детям – участникам «конференции» вечером. На прогулке - Трудовая деятельность: уборка снега с прогулочной площадки, ремонт и коррекция построек из снега; самостоятельная игровая деятельность детей. Проектная деятельность 3 этап отчетный: «Международная встреча полярников» - деловая игра. Дети подгот . и ст. групп совместно представляют проекты своих полюсов; экспериментально показывается необходимость бережного отношения к планете Земля. На прогулке - самостоятельная игровая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «8 Марта – международный женский день» (информационный, практико-ориентированный, творческий)

Проект «8 Марта – международный женский день»(информационный, практико-ориентированный, творческий)...

Образовательные проекты в детском саду

Предлагаю для знакомства два проекта:Мы наследники Великой Победы" - проект долгосрочный для реализации во всех группах старшего дошкольного возрастаДизайн для семьи Матроскиных" - творчески...

Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. Проект «Летнее кафе»

Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, формирование, положительных взаимоотношений между детьми, формирование умений творчески развивать сюжет игры....

Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. ПРОЕКТ «Защитник Родины»

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Образовательный проект "Преемственность детского сада и школы.

План проведения мастер-классов для детей старшего дошкольного возраста. К организации и проведению привлекаем детей третьего класса МБОУ СОШ № 26....

Образовательный проект в детском саду по аппликации.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли ...