Главные вкладки

    Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. Проект «Летнее кафе»
    методическая разработка (старшая группа)

    Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, формирование, положительных взаимоотношений между детьми, формирование умений творчески развивать сюжет игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду

    Проект «Летнее кафе»

    Старшая группа

    Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить

    Цель:

    развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, формирование, положительных взаимоотношений между детьми, формирование умений творчески развивать сюжет игры.

    Задачи:

    • расширять у детей представление о труде работников кафе, продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.
    • умение самостоятельно развивать сюжет игры, формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы заместители и атрибуты;
    • формировать умение задумывать замысел и доводить его до конца.
    • воспитывать доброжелательность, готовность помочь друг другу, умение взаимодействовать.
    • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

     Примерное содержание игровых ситуаций и социальных отношений между игровыми персонажами

    Воспитатель: дети, хотите поиграть?

    Дети: Да, а во что мы будем играть?

    Воспитатель: на улице лето, светит солнышко. Предлагаю поиграть в «Летнее кафе»

    Воспитатель договаривается с детьми, где будет находиться кафе и в этом месте они расставляют игровые модули. Определяют место, где будут стоять столики для посетителей. Чтобы было красиво и уютно, накрывают столы красивыми скатертями, сервируют, расставляют вазы с цветами.

    Воспитатель предлагает место кухни отгородить ширмой.

    Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли по желанию.

    Дети с радостью принимают идею и начинают распределять роли кто из них будет поваром, кто продавцом, кто покупателем, кто кассиром и т.д.

    Воспитатель: вот и хорошо. У нас будет два продавца и кассир. Остальные покупатели. Я буду администратором.

    Дети подготавливают необходимые вещи для игры в кафе: прилавок, делают салаты, мороженное, пирожное. Организуют место где можно будет присесть и поесть.

    Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе. У нас большой выбор мороженного и напитков. Проходите, делайте ваш заказ.

    В разгар игры к кафе подбегают и другие дети заинтересовавшиеся происходящим и включаются в игру, представляя себя в роли покупателей-посетителей.

    Вероника: а можно я буду официанткой и буду приносить заказ?

    Воспитатель: Конечно.

    Настя: Здравствуйте. Мы хотели бы посмотреть меню.

    Вероника: Возьмите, пожалуйста.

    Дети знакомятся с меню.

    Вероника: Что вы будете заказывать? Вы уже выбрали?

    Настя и Маша: Да, мы будем мороженое, сок. И еще принесите нам, пожалуйста, пирожные.

    Вероника: Это все?

    Дети: Пожалуй, все.

    Вероника: Приятного аппетита.

    Дети: Спасибо.

    Диалог между посетителями кафе (по замыслу детей) Вероника: Вы будете еще что-нибудь заказывать? Дети: Нет, спасибо.

    Вероника я: С вас 22 рубля.

    Настя: Возьмите, пожалуйста.

    Вероника: Подождите, я сейчас принесу сдачу. (Пробивает чек в кассе)

    Вероника: Надеюсь, вам у нас понравилось?

    Дети: Да, очень.

    Вероника: Приходите к нам еще. Будем очень рады!

    Дети: Спасибо, обязательно.

    Воспитатель может обратить внимание на мальчиков, которые в стороне играют в машинки и привлечь их в игру, предложив отвезти продукты со склада в кафе или развести готовые заказы.

     В дальнейшем ход игры может развиваться по разному.

    В игру могут вступить шофера, которые отвезут гостей из кафе, музыканты, которые будут играть на музыкальных инструментах


    Обогащение опыта детей по теме проекта.

    Что почитаем детям? (подбор детской литературы по теме игры) Почему?

    Какие иллюстрации, фотографии, предметы (например, сувениры из путешествий) попросим родителей воспитанников найти, обсудить с детьми дома и принести в детский сад?

    Кого можем пригласить для общения с детьми: для чего?

    (если это целесообразно)

    • Ольга  Лукас «Путешествие на край кухни»

    О приключениях столовых приборов…

    Очаровывающая сказка про шоколад ‒ про то, как эти волшебные (по сути) вещи «появляются на свет». Домашнее печенье - самое вкусное печенье на свете! Кролик-проводник расскажет вам всё об этом десерте, каким он бывает и поможет приготовить его самим!

    • Элли Сноудон «Большой конкурс заячьей выпечки»
    • Герда Мюллер «Как растут овощи»

    Книга написана как раз для него, а также для других детей и родителей, которым интересно, откуда что берется.

    • Дины Арсеньевой «Кому мороженого?

    История  появления этого обожаемого практически всеми лакомства.

    1. Беседа о труде работников столовых, кафе.
    2. Беседы на темы: «Накрываем на стол», «Как вести себя в кафе», «Мое любимое кондитерское изделие», Знакомство с профессией кондитер».
    3. Предложить родителям – посетить кафе с ребёнком; рассказы детей о том, как они провели время в кафе; игра «Назови профессию»;
    4. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением работы повара , кондитера, официанта, кассира.
    5. Можно принести из дома фотографии с отдыха. Какие там кафе, какие блюда.
    6. Беседа «Кафе разных стран мира»

    Поваров с кухни рассказать о специфики работы на кухне, о том можно попросить разрешения и провести экскурсию на кухню ДОУ.

    Приглашение в

    группу мамы-кондитера, беседа о профессии кондитера

    1. Создание развивающей предметно-игровой среды.

    Чем наполним предметно игровую среду? Почему?

    Что появится в других «уголках» группы (книжном, изо и пр.). Для чего?

    Какие «провоцирующие» на игру ситуации создадим в предметно-игровой среде группы?

    Какие предметы для игры сделаем совместно с детьми? Для чего?

    Муляжи продуктов питания,  плита, микроволновая печь, духовка, меню, кулинарная книга.

    Игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; кошельки, сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; тряпочки для мытья столов;

    (для развития воображения, внимания, формирования познавательной активности)

    Дидактические игры: «В гости к другу», «Сервировка стола», «Вежливые слова», «У куклы день рождения»  «маленькая хозяйка»

    Дидактическая игра

    «Приготовь блюдо»

    Дидактическая игра: «Разложи продукты на полках в магазине».

    "Кулинарная мозаика", развивающая  игра

     Демонстрационный материал: этикет для малышей, правила поведения за столом, посуда- какая она.

    Уголок ИЗО:

    Альбомы с иллюстрациями различных блюд, выпечки, десертов.

     раскраски на тему выпечка, продукты питания, кафе.

    Штампики, ручки, блокнотики для записи заказов.

    Уголок ряжения:

    Колпаки, фартуки для повара, кошельки, халат для уборщицы, сумки, атрибуты для водителей (фуражка, руль)

    Книжный уголок:

    • Я - воспитанный ребенок

    Манакова М.,

    • Детские книги о кулинарии с иллюстрациями,
    • Волшебная книга вкусноежки. Кулинарная энциклопедия для маленьких поварят

    • Книга Многоразовые наклейки Поваренок.

    • Журналы Смешарики «Кулинарики. Учимся готовить»

    Уголок дежурного:

    Фартуки, колпаки,

    веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов, скатерти на стол, салфетницы, полотенца.

    Муз. Уголок: муз. инструменты (для игры в кафе), магнитофон, микрофон (изображать караоке).

    Наглядные пособия муз.инструментов разных народов. Для разнообразия представления о музыке

    «У Насти день Рождения»

    Совместное изготовление муляжей пирожных из пластилина, рисование денег (игрушечных), меню.

    Изготовление тортов, печенья из бросового материала.

    Сбор трубочек для коктейля, коробочек из-под соков, йогуртов.

    1. Проектирование ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми.

    Какие «вызовы»* педагог может предложить детям, чтобы поддержать развитие игрового сюжета?

    Какие роли может принять педагог, чтобы поддержать ролевое взаимодействие и реализовать «вызов»?

    1. Игровая ситуация «привезли плохие овощи»

    1. Игровая ситуация «отсутствие нужного блюда»

    1. Игровая ситуация «сломалась плита для приготовления»
    1. Педагог в роли администратора, который не хочет принимать плохой товар.
    2. Педагог в роли повара, может предложить альтернативный вариант.
    3. Педагог в роли ремонтника, исправляет ситуацию.

    Аналитический отчет по результатам практики

    Сюжетно-ролевая игра «Летнее кафе» была проведена на базе ГБДОУ №51 Красносельского района с детьми старшей группы №9 «Фиксики».

    Детям была предложена тема игры «Летнее кафе». Тема их очень заинтересовала. Многие посещали кафе с родителями, но и вопросов у их возникло не мало. Детям захотелось представить себя в роли не простых посетителей кафе, а в роли повара, кондитера, продавца и т.д.

    Они с удовольствием принялись подготавливать необходимые атрибуты к игре.

    Кто-то вспоминал необходимые мелочи в интерьере кафе, кто-то непременно хотел, чтобы была летняя веранда или игровая комната для малышей.

    Дети с удовольствием разыгрывали уже знакомые им ситуации, при этом игра казалось бы шла по одному сценарию и теряла свой интерес. Чтобы как-то «разбудить» игру воспитатель предлагал неординарную ситуацию. Некоторых детей это заставало врасплох, но быстро сориентировавшись они принимали «вызов» и начинали дальше разворачивать игру по новому  своему сценарию.  

    В данном случае все подготовительные работы шли для проигрывания сюжетно-ролевой игры в группе, но идея так вдохновила детей, что они спонтанно начали разыгрывать ее на улице. При чем, включая все свои знания, они заменяли необходимые продукты и атрибуты предметами-заместителями. Игра проходила на таком эмоциональном подъеме, что мне захотелось снять видео именно этой игры.

    Перед воспитателем стоял ряд задач.

    На первом этапе необходимо было разработать игровой образовательный проект. На первый взгляд сложностей с этим возникнуть не должно. Но прочитав литературу, и посмотрев ряд видео стало понятно, что все не так как хотелось бы сделать раньше. Не мало важный акцент захотелось уделить современной литературе. Обратив внимание детей на то, каким интересным и познавательным может быть простой рассказ о шоколаде, печенье, столовых приборах и т.д. Не мало важную роль для детей играет не только текст произведения, но и иллюстрации к нему.

    Так же захотелось уйти от имеющихся везде игрушек и постараться объяснить детям и приготовить с ними необходимые атрибуты для игры, применив предметы-заместители.

    Следующий  этап - реализация игрового образовательного процесса и его видеофиксация вызвал определенного рода сложности. Дети стеснялись играть когда видели, что их снимают. Они становились замкнутыми, растерянными. При условии, как только камера выключалась, они с воодушевлением принимались за игру. На улице они разыгрались до такой степени, что уже перестали обращать внимание на воспитателя, что позволило сделать видеозапись.

    В реализации данного проекта педагог старался дать большую свободу детям, возможность импровизации, а не руководить ими, говоря кто и что должен ответить,  куда пойти и что делать. Это и понравилось детям. Они сами строили игру так как ее видели, по своим законам и интересам.

    Большую помощь  сюжетно-ролевой игре и роли воспитателя в данных ситуациях оказали материалы Кравцовой Е.Е., Трифоновой Е.В, Солнцевой О.В., Смирновой Е.О., а интернет источник, в частности выступление Трифоновой Е.В. Они дали, в том числе, возможность пересмотреть отношение к уже забытым в современном мире предметам-заместителям.

    Как мы видим данный проект возможен не только в игровой зоне, ограниченной помещениями, но и на улице, наверно эта игра заинтересует детей и во дворе, при игре со сверстниками и не только, думаю, что ребята более младшего возраста подтянутся к игре, научаться придумывать, импровизировать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация новых образовательных проектов "Детский сад и спорт"

    Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов.Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родит...

    Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

    Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

    Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР

    В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивид...

    Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. ПРОЕКТ «Защитник Родины»

    Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ...

    Методическая разработка для реализации содержания образовательной области "художественно-эстетическое развитие" с использованием игровых ситуаций в младшей группе на тему:"Солнышко лучистое".

    Методическая разработка для реализации содержания образовательной области  " художественно-эстетическое     развитие" с использованием игровых ситуаций в младше...

    Игровой проект для 5-7 лет "Летнее кафе"

    В данном материале представлен проект, ориентированный на развитие коммуникативных навыков детей и их творческого потенциала посредством развития сюжетно-ролевой игры....