Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
презентация по окружающему миру

Бурлият Давлетгаджиевна Шугаибова

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

   Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_eksperementirovanie.pptx698.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка" воспитатель: Шугаибова Б.Д

Слайд 2

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников . Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ . Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников . Цель : -повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность; -сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников

Слайд 3

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания; -Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; -Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -Формируется самостоятельность, целеполагание , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; -Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 4

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: -Как я это делаю? -Почему я это делаю именно так, а не иначе? -Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате ? Ожидаемый результат: -Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить . - Предлагает возможные решения. -Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. -Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Слайд 5

Примерная структура эксперимента: - Проблема - Постановка задачи - Варианты решения - План эксперимента -Выбор оборудования - Правила безопасности - Эксперимент - Вывод -Обобщения

Слайд 6

Опыт 1 «Поймай воздух». Материал: целлофановый пакет. Ход опыта: Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз. Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим . Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделат ь!

Слайд 7

Опыт 2 «Шагающая вода» Понадобятся : -Несколько пластиковых прозрачных стаканчиков; -Вода ; -Пищевой краситель разных цветов; -Бумажные полотенца или салфетки. Как провести опыт : -Расставить стаканчики в ряд- чем больше их будет, тем зрелищнее получится эксперимент. -Каждый второй стакан на треть заполнить водой и растворить в ней краситель. -Взять бумажные полотенца или салфетки и сложить из них несколько полосок. -Положить один конец каждой полоски в стаканчик с водой, а другой конец в пустой стаканчик. Полоски должны быть уложены так, чтобы они касались дна пустого стаканчика и дна стаканчика с водой. Постепенно вода распределится между стаканчиками, шагая из одного в другой и смешивая цвета.

Слайд 8

Опыт 3 «Пенный вулкан» Вам понадобится: -Стакан воды -Пакетик лимонной кислоты -2-3 столовых ложки соды -Любой пищевой краситель (или гуашь) -3 столовых ложки жидкости для мытья посуды -Стакан , банка или ваза -Палочка для помешивания и обязательно поднос или форма для выпечки с высокими бортиками -Влажные салфетки Как провести опыт: Просто пенный опыт: наливаем в вазу воду, добавляем лимонную кислоту, жидкое мыло, краситель и перемешиваем. Всыпаем соду ложкой и смотрим за пенообразованием .

Слайд 9

Опыт 4 с яйцами Вам понадобится: -3 стакана с теплой водой -3 яйца, соль, чайная ложка. Как провести опыт: В один стакан налейте обычную воду из-под крана. Во второй стакан добавьте 3 с горкой чайных ложки соли и хорошо размешайте. В третий стакан – полторы-две ложки соли, и перемешайте. Теперь опустите яйцо в каждый стакан: в обычной воде яйцо сразу утонет . -В очень солёной – всплывёт. -В средне-соленой регулируйте соленость воды так, чтобы яйцо зависло в толще воды. Это очень интересно ! Что мы видим: сырое яйцо тяжелее воды – оно тонет. Но если в воду добавить соль – она станет тяжелее и вытолкнет яйцо вверх. Можно проделать этот опыт сколько угодно раз, главное – запаситесь солью! Детям нравится этот эксперимент, потому что он наглядный. А делать такие смеси увлекательно даже в возрасте 5 лет.

Слайд 11

Такие веселые эксперименты для детей также пойдут на ура и на любом детском празднике! Для детей это будут настоящие маленькие чудеса, приоткрывающие знания о мире. И кто знает, может быть, в будущем кто-нибудь из них еще совершит большое научное открытие ! Удачи в ваших экспериментах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осущес...

Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставитьвопросы и получать на них фактическиеответы, оказываясь на более высокомумственном и нравственном уровнев сравнении с теми, к...

БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...

Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

Мастер-класс«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

Проект, целью ктотрого является создание интереса к познавательно-исследовательской деятельности...