«Народная игра как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В статье прописаны народные игры, в которые будет интересно играть не только детям,но и взрослым.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народная игра как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.»
Каждый народ, сохраняя свои культурные традиции, передаёт самое лучшее из поколения в поколение. Неотъемлемой частью любого этноса является игра.
Народная игра-это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребёнка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа.
Игры использовались в народе для различных забав и веселья, для обучения и развития молодого поколения. Они заставляют детей много двигаться, требуют находчивости, смекалки, ловкости, упорства. Это отличный способ укрепить свой дух, своё тело, развить процессы мышления и воображения. Игры развивают силу, моторику, тренируют реакцию, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, увлекательны и эмоциональны.
. Важным отличительным фактором народной игры является характерная яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. В народной игре сохранился огромный пласт устного народного творчества : попевки, считалки, пестушки, приговорки, обрядовые песни. Они делают игру яркой, запоминающейся, иногда уводящей игроков от правил.
Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов, Е. А. Колоцца и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Игры делятся на словесные, подвижные: состязательные и драматические, хороводные.
Состязательные: Кот и мыши, Леший (укротитель зверей), Лапти, Пятнашки, Растеряхи, Зайки, Волк во рву, Горелки, Не замочи ног, Прыжки со связанными ногами, Прыжки в мешках и др.
Драматические: Краски, Фанты, У медведя во бору, Лохматый пес, Почта, Заря, Бояре, Капуста, Плетень , Третий лишний (много троих, хватит двоих),
Хрен, Гуси-гуси, Филин и пташки.
Хороводные и игры малой подвижности: Колечко, Колпачок , Каравай, Пузырь, Жмурки, Кострома, Игровая, Шёл козёл по лесу, Путаница, Заинька, Водяной(угадай по голосу), Дед Мазай, Садовник и др.
игра Лапти
Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания. Развитие навыков общения.
В эту игру можно поиграть с детьми на участке детского сада летом, в группе вместо физминутки, включить как элемент состязания. Дети делятся на 2 команды, у детей каждой команды собирается обувь (шлёпки, сандалики, чешки) и складывается поодаль, напротив команд. Теперь по очереди каждый из участников должен подбежать к своей кучке , найти свою обувь и быстро вернуться к своей команде, передав эстафету другому. Выигрывают умеющие быстро обуваться.
игра Краски
Цель: развитие познавательного интереса к знаниям, стремление применять полученные знания на практике.
Правила игры: хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Участники игры выбирают двух покупателей и хозяина магазина. Остальные-краски. Каждая краска выбирает себе цвет и тихо говорит об этом хозяину. Когда все игроки определились с выбором цвета и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: тук, тук!
-Кто там?
-Покупатель
-Зачем пришёл?
-За краской.
-За какой?
-Голубой.
Если такой краски нет, то покупателю говорят:» Иди по голубой дорожке и найди голубые сапожки, поноси и назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то он забирает её себе. Идёт второй покупатель, разговор повторяется. И так игра продолжается, пока не разберут все краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не угадал цвет, то ему могут усложнять задание: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке.»
Вариант 2.
Выбирается мама красок ,Чёрт и краски-остальные. Приходит Чёрт, стучит:
-Тук, тук!
-Кто там?
-Я Чёрт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане мышка (при этом слова сапровождаются показом театрализованным).
-Зачем пришёл?
-За краской.
-За какой?
-Зелёной.
Если такая краска есть, то за нее отсчитывают денежки (хлопают по ладошке столько раз, сколько лет ребёнку). краска убегает, Чёрт её догоняет. Если догнал-себе берёт, если нет-отдаёт обратно , Краска при этом не играет больше. И так продолжается игра, пока все краски не закончатся. Если черт 3 раза ошибся, не угадал, то его переизбирают по считалке.
игра Плетень
Цель: развитие навыков общения, внимания.
Играющие встают друг за другом и берутся за верёвку с одной стороны идут приплясывая за ведущим и поют:
Вокруг берёзки мы идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть, плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не завьет плетень. Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд из 100 ребят,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся..
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Благодаря такому широкому спектру воздействия на человека, народная игра активно используется педагогами и психологами в различных направлениях своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"
laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...
«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников
laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки» (Май 2023 год)
Русская пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь.» И мы стараемся сеять доброе, вечное в душах наших воспитанников, чтобы их родители в дальнейшем получили добрые всходы любви, заботы,...

"Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников" материал по самообразованию
В ходе работы по самообразованию подготовила материал,который можно использовать как консультацию для родителей, воспитателей или просто разработку для папки по самообразованию....
«Народная игра как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.»
Каждый народ, сохраняя свои культурные традиции, передаёт самое лучшее из поколения в поколение. Неотъемлемой частью любого этноса является игра.Народная игра-это отражение образа жизни, национальных ...

Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников.
Народные игры-источник мудрости.Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста . И вот почему! Современный мир сложен и многообразе...

Консультация для педагогов "Русские народные игры как средство патриотического воспитания детей"
В материале раскрывается многогранный потенциал народных игр, которые не только развивают физические и социальные еавыки, но и естественным образом формируют у детей чувство принадлежности к русской к...
