Консультация для педагогов "Русские народные игры как средство патриотического воспитания детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лаптева Любовь Сергеевна

В материале раскрывается многогранный потенциал народных игр, которые не только развивают физические и социальные еавыки, но и естественным образом формируют у детей чувство принадлежности к русской культуре, уважение к историческому прошлому и национальное самосознание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx102.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Русские народные игры как средство патриотического воспитания детей»

Picture background

Цель: повысить компетентность педагогов в использовании русского народного игрового наследия для формирования основ патриотизма у детей.

Ход консультации:

  1. Вступительная часть: Актуальность темы

Уважаемые коллеги! В современных условиях, когда дети окружены гаджетами, а понятия часто размыты, особенно остро стоит вопрос: как воспитать в ребёнке чувство любви к Родине? Не абстрактное, а живое и настоящее?

Патриотизм- это не только знание гимна и герба. Это прежде всего:

  • Чувство причастности к своему народу, его истории и культуре.
  • Уважение к традициям и ценностям предков.
  • Гордость за свою страну.

И один из самых эффективных, проверенных временем способов побудить эти чувства в детской душе-это русские народные игры.

  1. Почему именно народная игра? Психолого-педагогический потенциал.

Народная игра-это не просто развлечение. Это универсальный способ передачи культурного кода от одного поколения к другому.

Что развивает русская народная игра?

  • Физические качества: ловкость, быстроту, координацию, силу, выносливость («Гуси-лебеди», «Горелки», «Прятки»)
  • Социальные навыки: умение договариваться, работать в команде, подчиняться правилам, проявлять уважение к сопернику («Ручеёк», «Золотые ворота», «Краски»).
  • Интеллект и речь: стратегическое мышление, внимание, память, обогащение словарного запаса, знакомство с народным фольклором («Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон»).
  • Нравственные качества: смелость, честность, взаимовыручку, справедливость.
  1. Патриотический аспект игр: что именно мы воспитываем?

Через народную игру ребёнок незаметно для себя усваивает основы национального самосознания.

Элемент игры

Что воспитывает

Пример игры

Само содержание игры

Отражение быта, труда, верований предков. Показывает связь поколений

«У медведя во бору» (знакомство с природой), «Прялица» (труд), «Золотые ворота» (образ мироздания)

Народный фольклор

Любовь к родному языку, его образности к красоте. Знакомство с малыми фольклорными формами.

Считалки, заклички, припевки, дразнилки («Эники-Беники…», «Шла коза по лесу….»).

Правила и дух игры

Уважение к правилам, как к «законам», коллективизм, сборность (в противовес западному индивидуализму)

Практически все командные и хороводные игры («Ручеёк», «Бояре»).

Традиции и атрибуты

Связь с культурными традициями, использование простых «народных» материалов.

Использование платочков, деревянных игрушек, лент, верёвочек.

  1. Практический блок: Как внедрять народные игры в образовательный процесс?

Принципы отбора игр:

  • От простого к сложному: Начинайте с игр с простыми правилами («Карусель», «Пузырь»), постепенно переходя к более сложным («Казаки-разбойники»).
  • Учёт возраста: Для младших-игры-имитации с текстом, для старших-командные игры с тактикой.
  • Сезонность и связь с календарём: Зимой- подвижные игры в помещении, весной-заклички и хороводы, связанные с пробуждением природы, летом-игры на свежем воздухе.
  • Интеграция: Включайте игры в разные виды деятельности

-На физкультуре: как разминка или основная часть

-На музыкальных занятиях: хороводные и ритмические игры

-На занятиях по развитию речи: игры с диалогами, считалками.

-В свободной деятельности: на прогулке, в группе

-Во время праздников и досугов: Масленица, Рождество, народные гуляния

Важно! Создавайте соответствующую атмосферу. Можно использовать элементы народного костюма (косынки, кокошники для девочек, картузы для мальчиков), включать народную музыку.

  1. Пример проведения игры «Гуси-лебеди» с акцентом на патриотизм
  • Введение в игру (создание настроения): «Ребята, давайте представим, что мы в старой русской деревне. Вы-гуси-лебеди, самые верные птицы, которые слушаются хозяина и друг друга….»
  • Объяснение правил: Чётко и образно. Подчеркните, что волк (водящий)-это препятствие, которое нужно преодолеть дружной стаей.
  • Ход игры: Следите за тем, чтобы дети соблюдали правила, помогали друг другу.
  • Обсуждение после игры (рефлексия): Задайте вопросы: «Почему гусям удалось спастись? Что было бы, если бы они не слушались пастуха и не помогали друг другу? Видите, как и в жизни-вместе мы сила, и именно так всегда жили наши предки!»
  1. Заключение

Коллеги, русская народная игра-это кладезь народной мудрости, это живой родник, из которого мы можем черпать средства для воспитания цельной, духовно богатой личности, любящей свою Родину.

Давайте не будем забывать этот бесценный дар, оставленный нам предками. Давайте играть с детьми в наши родные, добрые и такие мудрые игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...

Консультация для педагоговСюжетно ролевая игра как средство патриотического воспитания детей старшего возраста в условиях ДОУ

Консультация для педагоговСюжетно ролевая игра как средство патриотического воспитания детей старшего возраста в условиях ДОУ...

«Русские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья для воспитателей на тему: «Русские народные  подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»....