Краткосрочный проект по развитию речи «Потешки»(младшая группа)
проект по развитию речи (младшая группа)

Иванова Наталья Витальевна

Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ           «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» г. НАДЫМ»

Краткосрочный проект

по развитию речи

«Потешки»

(младшая группа)

                                                                                                Подготовила:

                                                                                      Воспитатель: Иванова Н.В.

г. Надым 2023г.

Актуальность. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

 Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей младшего дошкольного возраста, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывает характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т. п.

Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:

• отражающие элементы народного быта (Ладушки, ладушки);

• ознакомляющие с домашними и дикими животными (Пошел котик на торжок., Лиса по лесу ходила, Зайка серенький);

• олицетворяющие природу (Солнышко -вёдрышко, Травка-муравка со сна поднялась.);

• раскрывающие нравственно-этические категории (Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом).

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Педагогический проект «Потешки»

Тип проекта

Познавательно-игровой

Организация

Детский сад «Ромашка»

Разработчик проекта

Иванова Н.В.

Цель проекта

 Формирование интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта

-повышать интерес к русским народным потешкам;

-учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;

-развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;

- развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;

- побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Срок реализации

2 недели

Ожидаемые результаты

1.Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

3. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Участники проекта

Дети 2-3 года

Воспитатель

Родители

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

                                            1 этап - подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу

Составление перспективного        плана по реализации проекта.

Подбор художественной литературы:

Индивидуальное консультирование

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Будет собран необходимый

материал для работы в данном направлении.

Будет создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

                                           2 этап – практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка         конспектов         занятий.

Ежедневная работа с детьми:

  1. Словесные игры
  2. Настольно-печатные игры
  3. Беседы
  4. Чтение стихотворений, сказок
  5. Загадывание загадок.

У детей будет сформирован интерес к устному народному творчеству. Повысится познавательный интерес.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Второй этап

3 этап - заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе        и превратится в повседневную необходимость.

По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Перспективное планирование реализации проекта

Направление работы

Цель

Сроки

Чтение и обыгрывание потешки «Водичка-водичка»

Размещение в книжном уголке книжек-малышек с потешками

Занятие «Лиса по лесу ходила»

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

Формирование интереса к русскому народному творчеству.

1 день

Чтение и обыгрывание потешки «Баю-бай»

Рассматривание иллюстраций художника Ю.Васнецова к потешкам

Малоподвижная игра «Летает- не летает»

Расширение знаний о русском народном творчестве.

2 день

Чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

Занятие «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Малоподвижная игра «Затейники»

Повышение интереса к русским народным потешкам.

3 день

 Чтение и обыгрывание потешки «Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад»

Малоподвижная игра «Угадай по голосу»

Формирование умения передавать жестами и действиями содержание потешки.

4 день

Чтение потешки «Лиса по лесу ходила»

Занятие «Дон, дон, дон. Загорелся Кошкин дом»

Малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Формирование умения слушать и отвечать на вопросы.

5 день

Заучивание потешки «Петушок, петушок»

Малоподвижная игра «Найди предмет»

Формирование умения употреблять разные по форме и содержанию обращения.

6 день

Чтение и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке»

Занятие «Ладушки, ладушки»

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Систематизирование знаний о русском народном творчестве.

7 день

Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку»

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Закрепление умения передавать жестами и действиями содержание потешки.

8 день

Чтение потешки «Бежала лесочком, лиса с кузовочком»

Занятие «Курочка Тараторочка»

Малоподвижная игра «Карусель»

Закрепление умения употреблять разные по форме и содержанию обращения.

9 день

Чтение и обыгрывание потешки «Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад» 

Малоподвижная игра «Каравай»

Закрепление знаний о русском народном творчества.

10 день

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. –2011 .–№9.–С. 16-22.

3. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».

4. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. – 239с.

6. Петушок – золотой гребешок. Русские народные сказки, песенки и потешки. – Смоленск: Русич, 2008. – 240 с.

7. Полная хрестоматия для дошкольников 1 кн.: сост. Томилова С. Д. – М.: Астрель: АСТ, 2011.-702 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...

Краткосрочный проект по развитию речи в подготовительной группе.

Овладение родным языком – важнейшее приобретение детства....