Сообщение из опыта работы
материал (средняя группа)
Сообщение (из опыта работы) на тему "Фольклор в воспитательной работе с детьми мдадшего дошкольного возраста".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.05 КБ | |
| 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
Фольклор в воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Подготовила:
воспитатель Морозова А.М.
Сергиев Посад 2025
Знакомство с традициями своего народа особенно важно в дошкольном возрасте. Ребёнок — это будущий полноправный член общества, и ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие своего этноса через приобщение к культуре и социальной активности.
Особенности развития детей дошкольного возраста, такие как интенсивное развитие мышления и других интеллектуальных процессов, а также существенное изменение мотивационной сферы и ориентация на социальные отношения в мире взрослых, позволяют предположить, что именно в этом возрасте наиболее эффективно начинать целенаправленное воспитание средствами этнографической культуры.
По мнению педагога Г.Н. Волкова, «культура» понимается как созданное и накопленное человеком материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию личности.
Применение и внедрение в работу с детьми культурного наследия русского народа пробуждает интерес к нему, оживляет образовательный процесс и воздействует на эмоциональную и моральную сферы личности.
«Первый воспитатель — народ», говорил К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитание состоит в том, чтобы подготовить почву для ребёнка, которого надо растить в атмосфере, насыщенной живыми яркими образами, яркими красками его страны. Сущность народной культуры выражает традиция. Традиция — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
С ранних лет у ребёнка развивается духовность, формируется гражданская позиция, усваиваются социокультурные нормы и культурные традиции. Именно поэтому мы постарались сделать педагогический процесс в детском саду максимально насыщенным и разнообразным, используя активные методы приобщения детей к культурному наследию народа. В частности, мы сделали акцент на использовании фольклорных форм.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста мы применяем разнообразные фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, сказки, подвижные игры. Пословицы и поговорки занимают особое место в нашей работе, поскольку эти короткие и меткие высказывания, подобно заповедям, отражают суть человеческих взаимоотношений. Знакомство с ними помогает нам формировать у детей уважительное отношение к родителям, чувство заботы и ответственности по отношению к братьям и сёстрам, любовь к природе и родному краю. Загадки способствуют развитию у детей мышления и наблюдательности. Мы тщательно подбираем загадки, чтобы они соответствовали возрасту детей.
Но наиболее любимой детьми формой народного творчества, которую мы используем в работе, являются русские народные сказки. Сказка помогает нам формировать у детей нравственные ценности: трудолюбивая девица, смелый и сильный добрый молодец, любящий свою Родину. Дети стремятся подражать положительным героям сказки, сопоставляя свои поступки с их поступками, что способствует развитию их личности.
Красота языка сказки и образность её выражений играют важную роль в восприятии сказки детьми и развитии их речи.
Много внимания мы уделяем и русским народным подвижным играм. Об их пользе для развития ребёнка писали многие ученые (Л. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.), они отмечали, что в национальных играх ребенок знакомится с привычками, обычаями народа; считали, что народная игра — ценнейшее средство всестороннего развития личности ребенка, развивающая нравственные качества: честность, дисциплинированность, товарищество.
Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским фольклором играет ключевую роль в формировании у них чувства патриотизма, любви к своей стране, её культуре и традициям.
Об этом замечательно пишет В. А. Сухомлинский: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений. Память, простирающаяся через века. Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа».
Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
