Консультация для воспитателей "ТРИЗ - игры для развития речи детей"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«ТРИЗ – игры для развития речи детей»
1. «Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками..
2. "Хорошо- плохо"
— Ребята, вы рады, что весна наступила?
— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)
— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)
3. “Да–Нет”
Игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета?
– Это несущественно.
И т.д., пока слово не будет угадано.
4. «Увеличение – уменьшение».
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
5. «Аукцион»
На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.
6. «Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы».Ит.д.
7. «Подбери слова»
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
8. «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
• Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
• Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
• Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
• Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
• Заяц серый, а петушок смелый;
• Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
• Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
• У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игры для развития речи детей 2-3 лет"
Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои м...

Консультация для педагогов "Игры, способствующие развитию речи детей раннего возраста"
Игры, способствующие речи детей раннего возраста...

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.
Воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию речи детей"
Консультация-презентация для родителей...

Консультация для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать развитию речевой акти...

Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"
Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей....

