Консультация "Значение дидактической игры в развитии речи детей"
консультация на тему

Минаева Евгения Федоровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_v_razvitii_rechi.docx248.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Земляничка»

Консультация

«Дидактическая игра в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

http://www.ufachildren.ru/images/rech/10.jpg

                                         Воспитатель подготовительной

к школе группы № 8 «Солнышко»

                                    Минаева Евгения Федоровна

Новосибирск, 2017

Слово дидактическая произошло от дидактика – наука об обучении.

Отличие дидактической игры от всех других видов игр является наличие обучающей задачи.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания и игровых действий.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например  «назови одним словом» или «назови три предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Н-р, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

На занятиях по развитию речи дети сталкиваются с различными по значению словами: с синонимами, антонимами, поэтому воспитателю необходимо постоянно помнить, что правильность высказывания зависит от того, насколько ребенок передает смысл выбранного слова; правильно ли он понимает смысловое значение слова и точность словоупотребления.

Игры – занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Использование познавательной дидактической игры дает возможность работать с разными видами значения слова (понятийными, ситуативными, эмоциональными). Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова, предложения и т.д. Например, при изучении темы «Прилагательное» используются игровые приемы, с помощью которых закрепляют следующие понятия «цвет», «форма», «размер». При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы.

В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка – любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. В дидактических играх дошкольники с интересом выполняют сложные задания, такие как составление сложных предложений с опорой на наглядный материал по словесным указаниям. При работе с предложением ребенок приобретает навыки развертывания, распространения, способность перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.

В дидактических играх на развитие навыков связной речи необходимо обращать внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по-разному. В играх на составление предложений, необходимо добиваться лучшей конструкции фразы в процессе рассказывания.

У ребенка дошкольного возраста наблюдаются сложные формы мыслительной деятельности. Ребенок интересуется не только содержанием услышанной речи, но и языковыми формами выражения мыслей, суждений, впечатлений. Установлено, что дети, опираясь на опыт, накопленный в предыдущих группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи по обучению навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе дидактических игр.

Методические рекомендации при проведении дидактической игры.

Игры детей от 3 до 4 лет

Внимание малыша этого возраста пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Для детей 4-го года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры.

При этом воспитатель помнит о том, что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо учитывать и при чтении художественной литературы.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в чудесном мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

Игры детей от 4 до 5 лет

Для детей в этом возрасте характерна большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как в младшей группе.

В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности детей, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были и незначительными.

С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки «Бывает - не бывает», где правильный ответ дети показывают хлопками, а неправильный – грозят указательным пальцем.

Игры детей от 5 до 6 лет

Педагог, руководя играми воспитанников данного возраста, учитывает их возросшие особенности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Дети 5-6 лет выполняют творческие задания с большим увлечением.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении игровых задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Он четко знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

Как закончить игру? (это важно учитывать для того, чтобы дети вновь проявили интерес к данной игре) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте знакомой игры и т.д.

В конце игры воспитатель обязательно оценивает правильное решение игровых задач и нравственный аспект игры, отмечает успехи детей и неудачи.

Игры детей от 6 до 7 лет

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития, поэтому перед воспитателями и родителями остро стоит задача – помочь детям дошкольного возраста овладеть связной речью, речью полноценного обучения и дальнейшего обучения в школе. Особенностями умственного развития детей 7-го года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют интерес к учебной деятельности.

Руководя дидактическими играми детей 6 лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно изучать свои мысли, выразительно рассказывать.

Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр развивается связная, образная речь, юмор.

Перед тем, как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали.

Когда дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведения с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием.

При проведении игры следует брать не все произведение целиком, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить 6-7 небылиц, содержащихся в отрывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно разбивает произведения на смысловые части. Таким образом, и в подготовительной группе игра используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.