«Ранняя профориентация в ДОУ. Как интересно рассказывать детям о профессиях»
консультация

Ольга Николаевна Дергачева

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.  ФГОС ДО в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rannyaya_proforientatsiya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное учреждения

«Детский сад № 3  «Рябинушка»

Поспелихинский район Алтайский край

 

Консультация:

«Ранняя профориентация в ДОУ. Как интересно рассказывать детям о профессиях»

        Методист: Дергачева О.Н.

                                             с.Поспелиха,2023г

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду,  дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.

ФГОС ДО в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В течение всей отечественной истории дошкольной педагогики трудовому воспитанию предавалось разное значение: в советские годы это была четкая, стройная система, в 90-е годы ХХ в. ее практически свели на нет, и только не давно снова трудовое воспитание начало приобретать важное значение.

Теоретические основы трудового воспитания в отечественной педагогике были заложены такими исследователями, как  Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, А. А. Люблинская и др. труд – это общественно полезная деятельность, это область реализации личности. Но дошкольник еще слишком мал, что производить общественно полезный продукт. И труд данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Большая работа в рамках ранней профориентации принадлежит ознакомлению с трудом взрослых. В силу своего возраста дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда. По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.

В работе дошкольных организаций много лет существует практика ознакомления с профессиями: это беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры.

Родители являются одними из участников образовательного процесса в дошкольной организации. Без их помощи работа педагогов бы не имела законченного смысла. Именно из семьи ребенок получает первые представления о труде: это и домашние обязанности, и профессии родителей.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача - знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиямикоторые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Центральное место в работе отводится игре. A.M. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем - помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект образовательной деятельности по ранней профориентации и экономическому развитию воспитанников подготовительной группы "Самые интересные профессии."

Актуальность проекта:Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детст...

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных ...

Ранняя профориентация как одно из направлений социализации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Сценарий фестиваля по ранней профориентации «Развивающие игры как средство ознакомления дошкольников с профессиями»

Сценарий фестиваля «Развивающие игры как средство ознакомления дошкольников с профессиями» направлен на раннюю профориентациюдетей дошкольного возраста.В рамках фестиваля дети смогут позна...

МО от 25.03.2025 №4 по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста "Юный Айболит"

Повестка семинара по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста "Юный Айболит"...