Доклад по инновационной теме 2024-2025
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема инновационного педагогического маршрута:
«Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ, через применение метода «Социальные истории».
Подготовила: Пушкарева И.В.
Цель: Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема инновационного педагогического маршрута:
«Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ, через применение метода «Социальные истории».
Подготовила: Пушкарева И.В.
Цель: Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
В своей работе я использую различные игры и пособия для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Особенности восприятия целостной картины мира ребенком с ОВЗ не дает возможность давать материал в большом объеме. Играя с ребенком в игры, необходимо научить его радоваться. Метод «Социальные истории» помогает развивать коммуникативные навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основоположником методики Социальные истории, разработанной в 1991 году, является Кэрол Грей. Главная цель метода «Социальные истории» – это научить детей с ОВЗ социальным навыкам, то есть - помочь улучшить навык взаимодействия с другими людьми до нормального уровня. Социальная история - это короткий рассказ, написанный для конкретного ребёнка или героя придуманного, участником которых он стал или будет. Она включает краткое описание определённой ситуации, события или деятельности и информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. События представляются на вербальном и визуальном уровнях. Ребёнок учится альтернативному поведению и получает новые знания о том, как можно реагировать в конкретной ситуации. Социальные истории пишутся как для небольшой группы детей, так и для каждого ребёнка индивидуально. При их написании учитываются интересы и ценности конкретного ребёнка. Также желательно включить рисунки, фотографии, реальные предметы, так как дети с ОВЗ лучше воспринимают информацию в виде картинки
Социальная история может использоваться:
- Во-первых, как предупреждающая методика, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение.
- Во-вторых, она может использоваться как обучающая методика, и тогда в ней будет обучение каким-то новым навыкам, например, тем словам, которые ребенок может сказать в группе других детей, или социально одобряемым поступкам, например, поиграл игрушкой не бросай ее а поставь на место.
- В-третьих, социальные истории могут использоваться как реактивные методики уже после того, как какая-то ситуация произошла, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации.
Хочу поделиться своим опытом
Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?
Вид второй — Перспективные предложения. Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт. Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.
Например: «Мама и папа будут гордиться мной».
Вид третий — Директивное предложение = Что должен делать ребёнокв данной ситуации Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.
- Я попытаюсь оставаться спокойным….
- Я буду…
Например: «Я подниму руку и буду спокойно ждать когда учитель меня спросит».
- Иллюстрации — залог успеха
Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня — до самого взрослого варианта визуализации:
- Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
- Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
- Чёрно-белые фотографии
- Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
- Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
- Чёрно-белые рисунки
- Схематическое обозначение (символьные иконки)
Кроме того, помните о любимых героях их мультфильмов и сказок! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.
- Упрощаем и сокращаем вид страницы
Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например
- Истории должны находиться в быстром доступе
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку в любой момент.
Как правильно знакомить ребенка с социальной историей?
- Выберете время, когда ребенок спокоен и готов слушать историю
- Скажите ребенку что это написали Вы специально для него
- Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее на потом.
- Составьте таблицу в которуюВы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения)
- Развитие поведенческих навыков методом «Социальные истории».
- Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие физические и психические отклонения.
- В результате эти отклонения приводят к нарушению общего развития ребенка, которые могут выражаться в виде агрессии и повышенной тревожности.
- Проблема поведения детей является серьезной социальной, психологической и педагогической проблемой.
- Период начала обучения детей в школе считается фактором, который усугубляет хронические проблемы ребенка. Детям трудно адаптироваться к учебному процессу и процессу социализации.
- Коррекция поведения и особенности его проявления приобретают особую значимость, когда мы говорим о детях с ОВЗ. Процесс социализации этих детей и так осложнен спецификой дефекта. Такие факторы, как психологическая и физиологическая незрелость, задержка темпов нервно-психических процессов усложняют процесс обучения ребенка в школе. Как показал анализ литературы, за последнее десятилетия уделялось много внимания изучению формирования способностей к учебному процессу детей с ОВЗ.
- Существуют разные точки зрения определения поведения. В психологическом словаре поведение определяется как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [1]. Сторонники теории черт считают, что поведение - это продукт генетически обусловленных диспозиций, оно обладает значительной внутренней согласованностью в разных ситуациях и во времени. В справочной литературе по психиатрии поведение определяется как психологическая и физиологическая манера вести себя в определенной социальной группе, к которой принадлежит личность, где установлены свои стандарты поведения. Такое поведение называется социально одобряемым.
- • коммуникативные проблемы;
- • фазы развития и созревания как кризовый момент;
- • изменение условий и течения возможных основных заболеваний.
- Одна из целей - формирование социально одобряемого поведения, Конечная цель, которую ставят перед собой психологи и педагоги – это научить ребенка справляться с агрессией и тревожностью, скорректировать его поведение и направить в нужном русле, т.е. привести к социально одобряемому поведению. Самое распространенное поведение среди детей с ОВЗ – агрессивное, так как это самый быстрый и эффективный способ достижения своей цели.
- Основоположником методики Социальные истории, разработанной в 1991 году, является Кэрол Грей.
- Главная цель метода «Социальные истории» – это научить детей с ОВЗ социальным навыкам, то есть - помочь улучшить навык взаимодействия с другими людьми до нормального уровня. Психокоррекционная методика используется для снижения таких поведенческих характеристик как агрессия и тревожность.
- Социальные истории пишутся как для небольшой группы детей, так и для каждого ребенка индивидуально. В написании истории обязательно должны учитываться интересы и ценности конкретного ребенка. Также желательно включить рисунки, фотографии, реальные предметы, так как дети с ОВЗ лучше воспринимают информацию в виде картинки.
- В конкретных случаях социальная история может включить такую информацию, как:
- • почему это происходит?
- • что можно ожидать в конкретной ситуации?
- • предложить варианты социально одобряемого поведения.
- При использовании метода «Социальные истории» происходит интеграция информации. Вся история разбивается по шагам. Происходит представление событий на вербальном и визуальном уровнях. Идет обучение альтернативному поведению (например, как можно выразить злость социально одобряемым способом). В итоге ребенок получает новые знания и знает, как можно реагировать в конкретной ситуации.
- Схема написания истории:
- 1. Описательные предложения. В них описывается, что конкретно делают люди в этой истории и почему, кто еще участвует в истории, где эта история происходит.
- 2. Перспективные предложения. Здесь описывается желательная реакция других людей. Описывается состояние другого человека, его настроение, мысли и эмоции.
- 3. Директивные предложения. Предложения строятся только в утвердительной форме и описывают подходящий образ действий. Здесь идут конкретные подсказки, как нужно реагировать в складывающейся ситуации.
- 4. Контролирующие предложения. Здесь определяется стратегия, которую ребенок может использовать для того чтобы понять либо вспомнить социальную историю.
- Пример обучающей социальной истории о дружбе. Когда он хотел играть – начинал трогать детей, нюхать. Когда не хотел играть - грубо и резко отталкивал. Историю читали утром, в обед и вечером. Я специально моделировала ситуации, в которых к ребенку подходили одноклассники и предлагали поиграть. Или наоборот, создавала ситуации, когда он интересовался деятельностью детей.
- В данном методе акцент делался на прямое обучение конкретным навыкам и поведению. В психологической коррекции использовались наглядные пособия - картинки, фотографии, рисунки, проводилось модулирование поведения в определенной среде через игры и упражнения.
- В современных условиях, метод «Социальной истории» очень распространён и применяется в различных организациях и странах. «Социальные истории помогают людям в спектре аутизма считывать и понимать социальные ситуации. Цель - предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом». По методу «Социальные истории», как качественному инструменту работы с детьми с ОВЗ, можно сказать, что его можно использовать не только для адаптивных навыков, но и для освоения новых знаний. стиль
- Так же метод «Социальные истории» можно использовать как:
- предупреждающая методика (предупреждаем нежелательное поведение)
- обучающая методика (обучить определенным навыкам, одобряемым поступкам, словам)
- • реактивная методика (помощь в интеграции информации в ситуации, которая произошла).
- детей // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. – М.: Добро, 2012.
- 4. ГалагузоваМ.А., ГалагузоваЮ.Н., ШтиноваГ.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.:Учеб.пособ. для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
- 5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога // Минск.: Харвест, 1998. - С. 150
- 6. Кон И.С. Социология личности. // – Книга по требованию, 2015. –384 c.
- 7. Конюхов Н. И. «Словарь-справочник по психологии». - Спб.: Питер, 2015. -251 с.
- 8. Копытин А. И. Теория и практика // интернет - ресурс: http://www.twirpx.com/file/279132/
- 9. Краткий психологический словарь // интернет - ресурс: http://www.twirpx.com/file/1537172/ .
- 10. Шипицына Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом - СПб. Питер, 2008. - 199 с.
- 11. Психологос. Энциклопедия практической психологии// интернет - ресурс:http://www.psychologos.ru/articles/view/povedenie
Тема. «Социальные истории как альтернативная коммуникация детей с ОВЗ», мастер-класс в рамках работы региональной инновационной площадки «Медиативный подход в работе с ОВЗ».
Цель: рассмотреть метод «социальные истории» в рамках восстановительно-медиативного подхода в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятиями «медиация», «медиатор», способы разрешения конфликтов;
- познакомить с методом визуальных подсказок «социальные истории», используемые в коррекционной школе.
Оборудование: медиа-аппаратура, стикеры, фрагменты видео (м/ф), скакалка, карточки для социальных историй.
Ход.
I. Организационный этап
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Социальные истории как альтернативная коммуникация детей с ОВЗ».
Слайд 2.
- Упражнение «Приветствие» (звучит музыка).
Представьте, что мы с вами находимся в сказочно-красивом осеннем лесу. Необычно ярко светит осеннее солнышко. Шелестят красные, жёлтые, оранжевые листья. Улетают птицы на юг. Мы ощущаем под ногами пожелтевшую траву, слышим шорох листьев. Вдыхаем свежий осенний воздух, аромат природы, вслушиваемся в звуки. Нам хорошо и комфортно. Мы с вами сидим в кружочке на лужайке. Но мы ещё плохо знакомы, и я предлагаю познакомиться. Будьте добры, по очереди, передавая нашего друга «кота Леопольда», который является символом нашей школьной службы примирения, назвать своё имя «Меня зовут…, от куда Вы, и, что Вы ждете от нашей встречи».
В завершении все вместе возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга словами: «Я рад нашей встрече!»
- Спасибо, я надеюсь, что наше общение буде полезным и интересным.
II. Мотивация познавательной деятельности. Теоретические вопросы медиативного подхода.
Прежде, чем мы приступим с вами к практической деятельности, необходимо разобраться в теоретических основах медиативного подхода. Думаю, сейчас сложно найти человека, который не слышал или не знает, что такое медиация и, кто такой медиатор. Но тем, не менее предлагаю повторить.
Слайд 3.
Медиатор – посредник, помощник, независимый человек, который помогает участникам спора разрешить конфликт и принять взаимовыгодное решение.
Обязанность медиатора – приложить максимум усилий, чтобы процесс медиации оказался справедливым: каждая из сторон конфликта должна иметь возможность сказать и быть услышанной, а кроме этого оценить, согласиться, отказаться или предложить решение возникшей проблемы.
Медиатор не несет ответственности за принятие решения и выполнение принятого сторонами соглашения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...
Доклад по инновационной теме на 2024-2025 г.
Доклад для педагогов воспитатель высшее квалификационной категории Дубовик Т.С. по ипм «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».2024-2025 г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1066094-1539249300.jpg)
Доклад по инновационной теме 2024-2025
В своей работе я использую различные игры и пособия для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Особенности восприятия целостной картины мира ребенком с ОВЗ не дает возможность д...