Тематические проекты
проект
Проекты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 178.85 КБ | |
| 526.5 КБ | |
| 94.4 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Проект на тему: «Огород на окне»
(краткосрочный)
В группе общеразвивающей направленности № 2 для детей (3-4 лет)
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2023 г.
Тема Проект: «Огород на окне»
Тип проекта : познавательный .
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный март 2023 года.
Актуальность проекта : Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию зелени на подоконнике вместе со взрослым, развитие целеустремленности, наблюдательности, воспитание интереса к миру растений.
С самого рождения ребенок является первопроходцем, исследователем окружающего его мира. И особенно ребенок дошкольного возраста. Китайская пословица гласит: "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я вспомню, дай мне попробовать, и я пойму". Так ребенок усваивает все твердо и надолго, когда слышит, видит и делает это сам.
У детей младшего дошкольного возраста недостаточно представлений о растениях, об условиях, необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Ознакомление с посильной работой по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, целеустремленность, целеустремленность.
Цель проекта :
формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей посредством проектно-исследовательской деятельности и организации художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
Формировать у детей представления о росте и потребностях растений. Дайте наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги для их роста.
Развивайте интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.
Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лука, посеву семян (петрушки, укропа, салата, редиса, пшеницы).
Развивайте способность распознавать и называть части растения.
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя поливать, рыхлить почву.
Способствовать развитию независимости, уверенности и позитивной самооценки.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания об уходе за культивируемыми садовыми растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети изучают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательное, исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборе семян для посадки, в оформлении сада на подоконнике.
Предполагаемый результат Проекта :
Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов. Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы проекта;
- формулирование цели и определение задач;
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- подборка материалов по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, минуты физической подготовки, фотографии, семена, модели овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
2. Фундаментальный (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
* беседа с детьми познавательного характера
* изучение и сравнение семян (редиса, укропа, салата, петрушки, пшеницы).
* посадка: лук, редис, укроп, горох, фасоль, петрушка;
* посев: пшеница.
* научно-исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян из плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
«Чудесный
Работа с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• "Что такое огород и что на нем растет",
• "Что такое "Огород на окне",
• "Какие растения можно выращивать на подоконнике",
• "Семена"
2. Экспериментальная деятельность:
• "Структура завода",
• "Рост и развитие растений",
• "Вода и ростки",
* "Солнце и росток",
3. Практическая деятельность:
* Отбор и посадка лука
* Посев семян укропа, редиса, петрушки, пшеницы.
* Полив, уход и надзор за овощными культурами.
4. Игровая деятельность:
* Дидактические игры: "Чудесная сумка", "Что изменилось", "Что посажено в саду", "Угадай описание", "Четвертый лишний";
"Урожай"
Подвижные игры: "Съедобное - несъедобное", "Репа", "Сажай и собирай урожай", "Собирай овощи" и др.
* Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин".
* Настольная игра "Парные картинки", "Овощи".
* Просмотр иллюстраций, изображающих различные растения, которые можно выращивать на подоконнике.
5. Художественно-творческая деятельность детей.
* Раскрашивание картинок (редиска).
* Моделирование "Овощи большие и маленькие"
* Рисунок "Поклон от всех недугов".
6. Развитие речи.
* Чтение сказок: "Репка", "Ботва и корни", "Слойка".
* Детский рассказ на тему: "А в нашем саду".
* Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
7. Дизайн альбома
"Наш лук - от всех недугов".
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Заключительная беседа с детьми (анализ проделанной работы);
Презентация опыта;
Презентация проекта "Огород на окне".
Работа с родителями:
Предложите родителям продолжить свою работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Полученный результат:
* Дети познакомились с культурными растениями.
* У детей развивается интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
* В результате практической и экспериментальной деятельности дети получили необходимые знания и навыки (условия для роста растений).
* Узнали все о пользе овощей и о том, как заботиться о своем здоровье. Мы закрепили полезные привычки для здоровья человека.
* Дети увидели разнообразие семенного материала.
* Дети стали более бережно относиться к растительному миру.
• В группе был создан огород на окне.
* Дети стали более уважительно относиться к работе.
* Родители приняли активное участие в проекте "Огород на окне".
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что в будущем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки и сохранять индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследования для получения более точного результата.
В дальнейшем мы планируем проводить этот проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте культурных растений и результату их труда.
Дети научились наблюдать, стали более бережно относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу "не навреди". Все участники проекта (дети, педагоги, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Краткосрочный проект в группе общеразвивающей направленности № 7(5-6 лет)
тема: «Неделя дружбы»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории: Семенова Н.Р.
г. Оренбург, 2025
Паспорт проекта:
Название проекта: «Неделя дружбы»
Цель: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи:
1. Формирование представлений детей о дружбе между людьми.
2. Знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях.
3. Учить детей дружеским формам взаимодействия.
4. Развивать эмоциональную сторону детской личности.
#1042;оспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми. #1057;пособствовать становлению разных способов знакомства и поддержания дружеских отношений.
7. Развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений.
8. Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.
Актуальность:
В старшем дошкольном возрасте формируются первоначальные представления о дружбе. От того, как они будут складываться, зависят успешность социализации ребенка, его положение в коллективе.
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым детям сложно договориться с товарищем, отстоять свою точку зрения. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, как следствие, они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Реализация проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений детей в группе: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих сверстников, помогает усвоить нормы и правила поведения,
формировать нравственные чувства ребёнка.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы.
Срок проекта: 1 неделя
Этапы реализации проекта.
Первый этап: организационный
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед, мирилок, загадок, пословиц, дидактических игр);
- подборка иллюстраций по теме проекта
- пополнение книжного уголка по теме проекта
- обновление информации в родительском уголке
Второй этап: практический
-проведение бесед с детьми
- чтение художественной литературы, пословиц, заучивание стихов, загадывание загадок по теме.
- проведение дидактических, сюжетно – ролевых, пальчиковых, подвижных игр.
- изготовление подарков для друзей, создание рисунков «Портрет друга»
Третий этап: заключительный
- выставка детских работ
- досуг «Путешествие на остров «Дружбы»
Перспективный план работы
День недели | ОД (приложение) | Режимные моменты |
Понедельник | Беседа «Мы друзья» | Рассматривание иллюстраций и книг по теме «Дружба» Пословицы и поговорки о дружбе. Чтение и обсуждение: «Цветик- семицветик» В. Катаев Д/И «Назови ласково» |
Вторник | Художественное творчество Рисование: «Портрет моего друга» Беседа «Для чего нужны друзья»
| Пальчиковая гимнастика «Идем в гости», «Дружба» Игры: «Найди друзей», «Найди пару», «Давайте говорить друг другу комплименты» Разучивание и придумывание мирилок |
Среда | Беседа «Почему бывают драки?»
| Рассматривание сюжетных картинок «Уроки доброты» (картинки о добрых поступках) Чтение и обсуждение стихов о дружбе П/и «Ручеек», «Ловишки с ленточками» |
Четверг | Составление рассказов «Мой лучший друг» Беседа «Правила дружбы» | Рассказы детей из личного опыта Игра «Цветок дружбы» Чтение: С. Михалков «Хорошие товарищи», В. Осеева «До первого дождя», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» |
Пятница | Спортивный досуг «Путешествие на остров «Дружбы» | Физкультминутка «Моя семья», «Детский сад» Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов» Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение», «Мой друг в беде», «Приглашаем друзей на день рождения», «Когда человек улыбается?» |
Приложение
Беседы
«Почему бывают драки?»
Цель: Продолжать формировать у детей навыки общения, развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитывать привычку достойно вести себя в конфликте.
Ход занятия:
В.- Поговорим сегодня о драке, ссоре. Почему они бывают?
-От того, что люди не умеют или не хотят договариваться, то есть понять друг друга.
-Посмотрите на иллюстрацию. Кто вспомнит текст к ней?
На дорожке утром рано
Повстречались два барана...
Они могли договориться? Почему?
–Что значит договариваться?
#1059;меть выслушивать другого.
#1053;е обижаться по пустякам, не кричать.
#1057;порить, а не ругаться.
#1059;ступить, если не прав.
-Давайте рассмотрим лицо, руки, позу человека, который готовится к драке. ( иллюстрации фото)
Значит, это сразу видно? Что можно сделать?
-1 Подожди, не сердись, давай разберемся.
-2 Подожди, может, давай не будем ругаться, только поговорим.
-Кто из вас говорит эти слова в группе?
-Из-за чего вы ссоритесь? А договориться можно было?
-Кто может вежливо поспорить из-за игрушки?
-Драка и борьба одно и то же? В чем разница?
-Девочки дерутся?
-Принцесса, Золушка, Мальвина - на кого станут похожи в драке?
-В старших группах дети должны уметь без драки решать спор? Что вы выбираете: спорить словами? Или как на этой иллюстрации? «Снова два барана». Тогда повторим, что мы должны сказать друг другу.
Я рада, что вы выбрали правила для друзей.
«Мы друзья»
Цель: учить понимать значение слов «друзья», «знакомые»; закрепить понятия «друзья», учить ценить дружбу, воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, умения играть вместе и уступать друг другу.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу взявшись за руки, передавая тепло друг другу, улыбаясь.
В. Ребята, давайте все вместе послушаем хорошую песню, " Песню о дружбе". Кто знает, может подпевать.
- Ребята, о чем пелось в этой песне? (О дружбе, о друзьях).
- Кто знает, что такое дружба? (Когда дети играют вместе, делятся игрушками, не обижают друг друга).
- А вы умеете дружить? (Да).
- Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. ( Рассказы детей о своих друзьях по желанию).
- Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся? (Бывает).
- Кому нравится ссориться с друзьями? (Никому).
- Что надо делать, чтобы не ссориться? (Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, уметь прощать друг друга и т.д.)
Дети рассаживаются по кругу. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации.
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Как вы думаете, где здесь настоящие друзья? Как вы догадались?
- Ребята, а если у кого-то нет друга, можно его найти? (Можно).
- Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Настоящий друг познается в беде.
В настоящей дружбе так: сам погибай, а товарища выручай.
Я знаю, что вы знаете стихи о дружбе. Давайте сейчас их почитаем.
(Дети читают стихи о дружбе).
Физкультминутка "Жук".
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
- Если вы хотите, чтобы у вас были хорошие друзья, вы сами должны быть хорошими друзьями: добрыми, щедрыми, честными.
Давайте сейчас поиграем в интересную игру " Узнай своих друзей по голосу".
- Ребята, какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, миролюбие, взаимопомощь, доверие, любовь).
- Ребята, а вы знаете, что не только люди могут быть нам друзьями? Я знаю, что у многих из вас дома есть четвероногие друзья: собаки, кошки. Живут хомячки, попугайчики, рыбки. С ними тоже можно дружить: не обижать их, играть с ними.
- Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Чтобы цветы стали нашими друзьями надо за ними ухаживать, поливать их, рыхлить. Чтобы лес или парк стал нашим другом нужно оберегать их: не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы.
- Ребята, а еще можно дружить с книгами. Как можно дружить с книгами? (Не рвать книги, не бросать их, если книга порвалась, то починить ее).
- А еще вы любите дружить с игрушками. Как? (Играем с ними, ухаживаем за ними).
- Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы вы сами были хорошими друзьями и умели ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.
«Правила дружбы»
Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать правила культурного поведения со сверстниками. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.
Ход занятия:
Воспитатель: Сейчас я прочту вам стихотворение. Слушайте внимательно.
Если дело не идет
И не спорится работа,
Друг к тебе всегда придет,
С другом справишься в два счета!
Ну а если вдруг у друга
Что-нибудь случится,
Поспеши к нему на помощь-
Может пригодиться!
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (Дети: о дружбе, о друге)
Воспитатель: Случалось ли вам приходить на помощь другу? (Помогаем развязать шарфик, застегнуть молнию)
Воспитатель: А с кем можно дружить? (С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.)
Воспитатель: Что друзья могут делать вместе? (Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.)
Воспитатель: У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.(Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться, дружелюбный.)
Воспитатель: Ребята, у меня есть письмо. Его прислал нам кот Леопольд. Он просит нас помочь ему подружиться с мышатами.
Сможем ли мы ему помочь? Давайте раскроем Леопольду правила дружбы.
Первое правило «спрятано» в песне. Сперва узнаем, с чего начинается дружба.
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба? (С улыбки!)
Воспитатель: А как вы думаете, почему говорят, дружба начинается с улыбки? Верно! Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Улыбающийся человек настроен доброжелательно. Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы: «Чаще улыбайся - и у тебя будет много друзей». Давайте глядя соседу в глаза, подарим самую добрую и приветливую улыбку.
Воспитатель: А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Ксении. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, например Коле, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? (Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.)
Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?( Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.)
Итак дети, быть доброжелательным - это второе правило дружбы.
Следующее правило «зашифровано» в картинках. (Выставляются сюжетные картинки).
Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего.
(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
Воспитатель: Это еще одно правило дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.
Про дружбу, как вы уже знаете, придумано много стихотворений и песен. Послушайте еще одно.
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать.
Потому что без друзей
Очень трудно жить...
Скажем вместе:
Дружбой надо дорожить! Это ещё одно правило дружбы.
Физкультминутка.
Вставай скорее с нами в круг
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо!
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Влево, вправо повернись
Вместе за руки возьмись
И друг другу улыбнись.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила дружбы.
Чаще улыбаться. Быть приветливым. Помогать всем, кто нуждается в помощи. Быть доброжелательным. Делиться игрушкой с другом. Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.. Уметь уступать.
Воспитатель: Молодцы, я запишу все эти правила и отправлю Леопольду письмо. Я уверенна, что благодаря вашей помощи у него получится подружиться с мышатами! Спасибо вам, молодцы!
«Дружба начинается с улыбки»
Цель:
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о друзьях и о дружбе. Я уверена, что у каждого из вас есть друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя! Скажите мне, ребята, есть ли у вас друг? Если, да, то расскажите, как его зовут, чем вы занимаетесь, когда встречаетесь, а, может быть, вы, расскажите какой-нибудь случай, когда ваш друг вам помогал. (Ответы детей) .
- Молодцы, ребята, вы составили хорошие рассказы о своих друзьях. А теперь, давайте, мы с вами поиграем в игру «Детский сад».
Воспитатель приглашает одного ребенка, чтобы он выступил в роли воспитателя. Ребенок самостоятельно с детьми проводит речевую игру «Какой твой друг? » с помощью мяча. Дети называют хорошие качества своего друга.
- Ребята вы очень хорошо справились с этим заданием!
Воспитатель надевает на руку куклу Лисы из кукольного театра и плачет голосом лисы.
- Что случилось? Почему ты плачешь?
Рассказ Лисы: «Я была в зверином детском саду, зайчонок играл с самолетиком и мне, тоже захотелось с ним поиграть – я забрала самолетик себе. Ежик играл с кубиками – я тоже забрала кубики, у медвежонка – попугая, а у волчонка – паровоз. А зверята говорят: «Забирай хоть все подряд». И играют в «кошки-мышки». Все так весело играют, и хохочут, и шумят, а у меня игра не идет на лад. У меня игрушек целый воз – а играть не весело».
- Ребята, а почему Лисоньке не весело играть? (Ответы детей) .
- Скажите, играть лучше вместе или одному? (Ответы детей) .
Воспитатель проводит игру «Парашют». Во время игры звучит песня: «Когда мы с другом рядом».
Дети делятся на несколько групп, берутся за края большого платка в центре, которого, помещается воздушный шарик. Совместными усилиями дети стараются заставить его подняться ввысь, и опустится обратно на платок.
- Скажите вам интересно было играть? Почему? (Ответы детей) .
- А можно ли эту игру играть одному? (Ответы детей) .
- Значит, вместе играть веселее и интереснее!
- А теперь, ребята, давайте мы с вами улыбнемся друг другу!
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе обхватить правой ладонью левую
Девочки и мальчики. и покачивать в ритме стихотворения
Мы с тобой подружим обхватить левую ладонь правой
Маленькие пальчики. и покачивать в ритме стихотворения
Один, два, три, четыре, пять. соединить пальчики обеих рук
Пять, четыре, три, два, один.
«Идем в гости»
К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали. (дружеские рукопожатия)
Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)
Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)
Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки… (без комментариев )
Дидактические, словесные игры
«Найди пару»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход игры: Каждому участнику на живот прикрепляется лист бумаги. На нем изображен сказочный герой, имеющий свою пару. Крокодил Гена и Чебурашка, Малыш и Карлсон и т. д. Каждый участник должен отыскать свою «половину».
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: Расширить словарный запас детей, учить говорить друг другу приятное.
Ход игры: Дети сидят в кругу, по очереди дети говорят друг другу комплименты.
«Кто больше скажет добрых и теплых слов»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать дружеское отношение к сверстникам.
Ход игры: Дети стоят в кругу, один посередине. Дети по желанию говорят другу добрые слова.
«Цветок дружбы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сделать эмблему дружбы? Как вы думаете, какое изображение мы возьмем за основу нашей эмблемы? (дети предлагают солнце, цветок, дерево). В ходе обсуждения дети выбирают за основу эмблемы цветок. Дети вырезают лепестки и разукрашивают их.
(Звучит спокойная музыка, дети рисуют).
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение мы нарисуем в середине цветка Дружбы? (улыбку рисует ребенок)
Воспитатель: На лепестках цветка мы напишем качества (чертами характера, которыми должен обладать друг).
Дети называют качества:
Доброта (не обижает, не дерется, не обзывается, не злится)
Честность (он не врет, честно признается, не хвастается)
Щедрость (он не жадный, делится игрушками)
Преданность, надежный (не расскажет секреты, не уйдет к другому, а будет дружит со мной, не жалуется, не ябедничает)
Помощь (поможет в сложной ситуации, если что-то не получается)
Ум (он умный с ним интересно, узнаешь много нового)
Забота (делает для себя и для друга, помог завязать, застегнуть, заправить)
Смелость (он храбрый, ничего не боится)
Педагог записывает их на лепестках, а ребенок приклеивает к середине.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами получился замечательный цветок Дружбы, посмотрите! Получается, друзья должны выполнять определенные правила, чтоб их дружба не сломалась, не разбилась. А наш Цветок Дружбы – это правила Дружбы. Если мы будем беречь этот Цветок и выполнять правила, то дружба останется с нами.
Подвижные игры
«Ловишки» (С ленточками)
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
«Ручеек»
Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
Ход игры: В игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно, главное, чтобы их число было нечетным (например, от 11 до 21).
Все ребятишки, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри так называемой арки и выбирает одного из участников, взяв за руку и уводя за собой.
Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за собой. Игра может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока не надоест ребятам.
Физкультминутки
«Мы с друзьями»
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
«Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Стихи о дружбе
ЕСТЬ ТАКИЕ МАЛЬЧИКИ Агния Барто
Мы на мальчика глядим —
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный.
— Не хочу здороваться,—
Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу —
Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба —
Ей всего-то года два —
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.
— Погляди!— кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.
Замахал на нас рукой:
— Неужели я такой?
— Ты такой!— кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил:
— Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова — бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.
ДРУЗЬЯ Елена Стеквашова
Как начну конфеты есть,
У меня «друзей» не счесть.
А закончились конфеты
И «друзей» в помине нету.
За конфету каждый «друг»,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне «дружба» эта?
Я и сам люблю конфеты.
ПРО ДРУЖБУ Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
ПОДРУЖКИ А. Кузнецова
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
ЗА ИГРОЙ В. Берестов
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
Пословицы о дружбе
Нет друга – ищи, а нашел береги.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Верному другу цены нет.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Дружба — великая сила.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
Живи не скупись, с друзьями делись.
Назвался другом — помогай в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Единственный способ иметь друга — это быть другом.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь.
Сценарий спортивного развлечения «Путешествие на остров Дружбы» для детей старшей группы.
Цель: доставить детям чувство радости, вызвать положительный настрой, создать дружескую обстановку.
Задачи: развитие навыков взаимодействия со сверстниками, сохранение и укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков и умений, формирование у детей умения играть дружно.
Оборудование: музыкальное сопровождение, пазлы «Гномики», тоннель, канат, мячи среднего размера, теннисные мячи, корзины, обручи, платок для подвижной игры «Водяной», сундук, угощения.
Предварительная работа: беседы, чтение стихотворений о дружбе, разучивание стихов, пословиц о дружбе.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал и встают на место построения в шеренгу.
Воспитатель: Ребята! Сегодня перед нами стоит не простая задача. Жители острова «Дружба» обратились к нам за помощью. Дело в том, что три дня назад на остров налетел сильный ураган и развеял лепестки главного цветка острова. Чтобы отыскать лепестки, нам понадобятся все знания и умения, которые мы приобрели. Вы готовы отправиться в путешествие? Я уверенна, что вы с легкостью справитесь со всеми заданиями, ведь вы дружные ребята! Как вы думаете, а что такое дружба? (ответы детей)
А знаете ли вы стихи о дружбе?
Чулпан:
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь добра полна.
Леонид:
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Дарина:
Дружба-это тёплый ветер,
Дружба-это светлый мир,
Дружба-солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Никита:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как ветер с лугом,
Влад К.:
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что такое дружба и готовы отправляться в путешествие. Становитесь друг за другом. Отправляемся в путь!
Дети проходят тропу препятствий.
Инструктор: Вот мы и прибыли на остров. А вот и первое задание. Отгадайте загадку: На лице она живет: то куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратится. Грусть-тоска её боится! Даю подсказку, с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Воспитатель: Конечно с улыбки. А так ли это мы сейчас проверим. У меня есть для вас два пазла, разделитесь на две команды и соберите их, пожалуйста.
Дети собирают пазлы.
Воспитатель: Что у вас получилось? Ответы детей.
Воспитатель: Это гномы. А знаете ли вы из какой сказки эти персонажи? Это персонажи из сказки «Белоснежка и семь гномов». Одного гномика зовут Ворчун. А другого - Весельчак. Скажите, с кем из них вам бы хотелось подружиться? Почему?
Конечно, ведь улыбка, это действительно то, с чего начинается дружба! Молодцы, ребята, справились с первым заданием, а вот и первый лепесток!
Детям выдается первый лепесток с буквой «А». Один из ребят прикрепляет лепесток на нужное место.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы правила настоящей дружбы? Ответы детей
Воспитатель: Настоящие друзья всегда придут на помощь! Вот сейчас мы посмотрим, как вы умеете помогать друг другу.
Дети разбиваются на две команды парами и встают в колонну.
Инструктор: Первое испытание называется «Ну-ка, дружно». Ваша задача перенести все мячи из обруча в корзину. Но делать это необходимо сообща. Первый игрок берет мяч, передаёт его своему товарищу и так далее, пока мяч не окажется у последнего игрока. Последний игрок кладет мяч в корзину.
Дети проходят испытание. По окончании детям выдается еще один лепесток с буквой «Р», дети прикрепляют лепесток.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Следующее испытание называется «Не разлей вода». Ваша задача встать парами лицом к лицу. Держим мяч руками, добегаем до конуса, оббегаем его, и возвращаемся обратно таким же способом.
Дети проходят испытание. По окончании детям выдается лепесток с буквой «Б», дети прикрепляют лепесток.
Инструктор: Ну что, ребята, готовы к последнему испытанию? Называется оно «Выручи друга». Один игрок становится в обруч, второй держится сзади за обруч руками. Ваша задача довести своего друга до конуса, поменяться местами и вернуться обратно.
Дети проходят последнее испытание. По окончании детям выдается лепесток с буквой «Д», дети прикрепляют лепесток.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Действительно очень дружные. Давайте немного передохнем, садитесь в круг.
Дети садятся в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель: Вы с легкостью прошли почти все испытания. Осталось совсем немного. Чтобы получить следующий лепесток, нам нужно вспомнить, какие пословицы мы знаем о дружбе. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Нет друга - ищи… а нашел береги.
Старый друг лучше … .новых двух.
Дерево держится корнями… .а человек друзьями.
Дружба не гриб …--- в лесу не найдешь.
Крепкую дружбу и водой …. не разольешь.
Живи не скупись, с друзьями … делись.
Дружба крепка не лестью,… а правдой и честью.
Дружбой дорожи,… забывать её не спеши.
Не тот друг, кто на пиру гуляет,… а тот, кто в беде помогает.
Дружба — как стекло,… разобьёшь – не склеишь.
Один за всех … и все за одного!
Воспитатель: Молодцы, вы заслужили еще один лепесток!
Детям выдается лепесток с буквой «У», дети прикрепляют лепесток на нужное место.
Воспитатель: Ну а теперь мы предлагаем вам поиграть! И показать, насколько хорошо вы знаете своих друзей!
Проводится игра «Водяной»
Хороводная игра
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним.
Инструктор: Ну, а теперь проверим насколько вы сплоченные. Предлагаю поиграть в игру «Обруч по кругу» Вам необходимо встать в круг, взявшись за руки; не разжимая рук, передать обруч с одного плеча на плечо другого участника; игра заканчивается в тот момент, когда обруч возвращается на прежнее место.
Игра «Обруч по кругу»
Инструктор: Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями, доказали, что вы знаете, что такое дружба. А главное, что вы все отличные друзья!!! Вот вам последний лепесток!
Дети прикрепляют лепесток с буквой «Ж»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на цветок! Что за слово получилось из лепестков?
Дети: Дружба!
Воспитатель: Отлично, молодцы! Вам понравилось на острове дружбы? Но без подарков с этого острова никто не уходит! От жителей острова Дружбы вручаем вам заслуженную награду!
Воспитатель и инструктор физ. воспитания раздают детям угощения.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
(краткосрочный)
в группе общеразвивающей направленности № 7 для детей (4-5 лет)
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2024г.
«Покормим птиц зимой»
Но больше всего беспокойно за птиц:
За наших воробышков, галок синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
В.Степанов
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
А.Чепурнов
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители
Вид проекта и тип: краткосрочный, информационно-творческий
Срок проведения: декабрь 2024г.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормим птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Цель проекта:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о зимующих птицах. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
3. Формировать представления о птицах, как о живых существах в природе, развивать эстетические чувства: любовь, сочувствие, бережное отношение к птицам.
4. Вызвать желание ухаживать за зимующими птицами.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с птицами (снегирь, воробей, синица, ворона и т.д.).
2. Научить различать птиц по внешнему виду, опираясь на отличительные особенности.
3. Развивать слуховое внимание, формировать способность к диалогической речи, формировать умение отвечать на вопросы словом и предложением.
4. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц; обогащать и активизировать словарный запас по теме.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
6. Научить детей, правильно их подкармливать.
Краткое содержание проекта: познавательная деятельность - занятие (НОД); рассматривание книг, открыток, буклетов, фотографий о птицах; подбор научно- популярной и художественной литературы; иллюстрированного материала по данной теме; преобразование предметно-игровой среды группы (в книжном уголке); дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованная деятельность; тематические беседы; наблюдение за птицами, прилетающими на участок; выставка детских рисунков и аппликаций; изготовление кормушек.
Форма проведения (формы работы):
- фронтальная (игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями);
- НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, разучивание стихов, рассматривание;
- выставка – «Кормушка для птиц».
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о зимующих птицах.
Практическая значимость проекта: формирование элементарных представлений о зимующих птицах, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта:
- формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать;
- формирование осознанного и правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться зимующими птицами.
Перспектива проекта:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется продолжать наблюдать и знакомить детей и с перелётными птицами.
Ожидаемые результаты: способность различать по внешнему виду зимующих птиц, приобретение навыка наблюдения за птицами, получение элементарных представлений о птицах, о необходимости заботиться о них; расширение представлений детей о зимующих птицах, их характерное строение.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
1. Постановка и анализ проблемы.
2. Определение цели и задач.
3. Изучение и накопление материала.
4. Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах
- определение среды обитания;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Продукты проекта:
1. Коллективная аппликация «Снегири на ветках»
2. Кормушки для птиц.
3. Развешивание кормушек для зимующих птиц на участке.
4. Кормление птиц.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной (практический)
Форма работы Содержание деятельности
Беседа о птицах.
(Зимой)
Беседа «Что мы знаем о птицах?»
способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
Воспитание бережного отношения к зимующим птицам. Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами. Вызывать стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам.
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках»;
«Воробушки и автомобиль»;
«Кот и воробьи».
Пальчиковые игры
«Воробьи»;
«Птичья кормушка»;
«Я зимой кормлю всех птиц»
упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактические игры:
«А ты отгадай»
«Кто лишний» (см. Приложение 1)
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
«Составь картинку (разрезные)
«Угадай по описанию»;
«Угадай, кого не стало».
Закрепить умение находить, узнавать и расширить знания детей о птицах, называть зимующих птиц, развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы
Чтение:Н. И. Сладков
«Синичкины кладовки»,
Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», Ю. Казаков, «Жадный Чик и кот Васька»
Чтение стихотворения о птицах.
С. Маршак «Где обедал воробей?»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»;
А. Барто «Воробей».
Отгадывание загадок:
О зимующих птицах.
- учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за птичьими следами на снегу.
- углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Рисование:
«Мои пернатые друзья»
Аппликация:
«Снегири на ветках»
- учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисование карандашами, в раскрашивании не выходя за контур рисунка. Развивать образное восприятие, воображение.
Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предполагаемый результат
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Совместно с родителями дети изготавливают кормушку.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Работа с родителями.
Участие в конкурсе «Креативная кормушка»
(изготовление кормушек для птиц);
Подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции «Птичья столовая» Рекомендации родителям.
3. Заключительный этап. Выставка кормушек «Птичья столовая» (см. Приложение)
Беседа с детьми
Тема: «Что мы знаем о птицах»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
А как живётся зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
Жалко? (Очень жалко)
Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьей столовой». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны!
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!» (см. Приложение 2)
Конспект НОД (по ознакомлению с окружающим миром).
Тема «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• социально- коммуникативное развитие,
• художественно –эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Цели: формировать и закреплять представления и знания о зимующих птицах;
Задачи:
Образовательные:
-Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период;
-Формировать знания о зимующих птицах.
-Активизировать словарь по теме «Птицы».
Развивающие:
-Совершенствовать умения слушать, анализировать и действовать по заданной теме.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память и целостное восприятие, логическое мышление умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью схемы (карты);
Воспитательные:
- Формировать доброе и заботливое, бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование:
Интерактивная доска, карточки с птицами, кормушка для птиц, конверты с посланиями, альбомные листы, цветные карандаши, картинки предметные.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Добрый день, добрый час, мы все рады видеть вас.
-Ребята, почтальон принес письмо.
Давайте посмотрим, кто нам его прислал? (На конверте изображение Синички).
Воспитатель:
-Да это же письмо от Синички, которая за нами в окно частенько наблюдает, давайте посмотрим, что она нам написала.
-Посмотрим? (Да).
(Открываем конверт, там карта маршрута, по которому мы должны отправиться).
Воспитатель:
-Ребята, Синичка хочет, чтобы мы отправились в путешествие по ее карте и узнали, какое послание она нам передает.
-Отправимся в путешествие? (Да).
Воспитатель:
- Ну что же, давайте разбираться, что за карта оказалась у нас в руках и куда нам по ней двигаться.
-Это маршрут нашего путешествия
(Рассматриваем карту, обсуждаем наше местоположение на ней, начинаем двигаться по следам Синички)
Воспитатель:
- Ребята, мы нашли послание Синички! (нашли конверт, а в конверте картинки: синичка на ладони, а журавли улетают)
Воспитатель:
- Что за птица на ладошке? (Синица)
-А синица улетает на зиму или остаётся с нами? (Остается)
-А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие)
- А вторая птица на рисунке как называется? (Журавль)
-А она зимующая? (Нет, перелетная)
Воспитатель:
-Как вы думаете, что бы могло значить это послание? (подвожу детей к ответу, что нам нужно разделить зимующих и перелетных).
Воспитатель:
- Давайте вспомним, каких зимующих птиц мы знаем (Дети называют)
Воспитатель:
-А Синичка нам подсказки оставила, загадки:
Загадки:
1. В красной шапке ходит он
Долбит дуб как долотом (Дятел)
2. Птичка – невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок (воробей)
3. Носят серенький жилет,
А у крыльев - черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)
4. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
#1057;пинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель:
- Ну что ж, давайте каждый отыщет себе по одной птичке и посадит её к себе на плечо. (Дети ищут птиц).
Дидактическая игра «Раздели птиц на зимующих и перелётных»
Воспитатель:
- А теперь давайте посмотрим, что за птиц вы отыскали? (Предлагаю детям, с зимующими птицами встать с правой стороны, а с перелетными с левой стороны).
Воспитатель:
- Я думаю мы справились с первым заданием Синички, давайте продолжим наши поиски, что там в нашей карте, куда нам двигаться дальше?
Рассматриваем карту, движемся по -следам. (Нашли следующий конверт от Синички. В конверте изображение птиц на кормушке.)
Воспитатель:
- Что же этим рисунком хотела нам Синичка сказать? (Что птиц нужно подкармливать)
- А куда птицам корм будем класть? На землю? (Нет, в кормушку).
- А почему в кормушку, а не на землю? Что может случиться, если мы на землю корм будем птицам сыпать? (Засыплет снегом, могут подкрасться кошки, съесть другие животные)
Воспитатель:
- Да, я думаю вы правы, из кормушек птицам безопаснее и удобнее будет кушать. Ребята, а какие у нас с вами птицы? Настоящие или нарисованные? (Нарисованные)
- Давайте мы им кормушки сделаем. А раз птицы у нас с вами не настоящие, то и кормушки мы им нарисуем, согласны? (Да)
Раздаем детям альбомные листы и карандаши, каждый ребенок рисует для своей птицы кормушку. (звучит релаксирующая музыка)
Воспитатель:
- А теперь давайте передохнем и на ковер погулять пойдем. Покружились, покружились и в воронят мы превратились!
Физминутка: «Вороны»
Вот под ёлочкой зелёной (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево -вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево -вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают. (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку - заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Воспитатель: Молодцы воронята! Покружились, покружились и обратно в ребятишек превратились! А теперь давайте продолжим наши поиски.
Рассматриваем карту, движемся по следам, находим конверт, в конверте карточки с продуктами питания.
Воспитатель: И что же теперь хочет сказать нам Синичка? (Ответы детей)
-Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, шишками, ягодами).
-Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)
- А какую еду человек может птицам предложить? Давайте выберем, какую пищу мы можем положить в кормушку нашим птичкам.
Каждый ребенок выбирает еду для своей птички.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, чем мы птичек будем кормить (каждый ребенок высказывается о своей пище, принимаем решение - можно такую пищу в кормушку положить или нет).
Воспитатель:
А какая у нас еще еда осталась? Давайте посмотрим и запомним, что птицам ни в коем случае в кормушку класть нельзя. (Обсуждаем, какие продукты птицам кушать нельзя).
Воспитатель:
- Ну вот что у нас с вами получилось. (Смотрим на рисунки наших кормушек с птицами и кормом). Так что же за послание принесла нам Синичка? (Дети отвечают. Помогать птицам, подкармливать их зимой, давать им ту пищу, которая не принесет им вреда).
-Послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия:
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? А у нас на площадке есть кормушки? (Ответы детей.) Давайте, когда пойдем на прогулку, покормим птиц.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Ход игры: Дети - «воробушки» садятся на скамейку - «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль».После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками».По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж»
Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Приложение 4
Стихи о зимующих птицах
Где обедал воробей
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Самуил Яковлевич Маршак
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Загадки
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин, сова.)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
Где болит?
Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (Дятел.)
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее. (Синичка.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик —
Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока.)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!» (Ворона.)
Приложение 5
Наблюдение за птицами зимой
Программное содержание:
Закреплять знания детей о зимующих птицах; учить различать части тела птицы, особенности внешнего вида; дать детям первоначальное представление о том, каким кормом питается птица; формировать желание подкармливать птиц зимой.
Материалы: Кормушка на улице, корм для птиц.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за птицами, прилетающим на участок. Кормление птиц.
Подвижные игры «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот».
Ход наблюдения
На зимней прогулке на участке воспитатель обращает внимание детей на зимующих птиц, прилетающих сюда, рассказывает о том, что птицам зимой голодно, нет кормов и червяков, они все спрятались под кору деревьев и спят. Только люди могут помочь птицам выжить в холодную зиму
Воспитатель: Здравствуйте, птички- невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!
Воспитатель советует детям посмотреть, как птицы будут есть корм, который они приготовили: корм нужно рассыпать на дорожке или положить в кормушку, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать за птицами.
- Ребята, кто такой храбрый, самый первый прилетел к корму? Конечно, это воробей: прыгает, клюет и крошки. А вот еще стайка воробьев прилетела. Чем они клюют зернышки? Клювом. Клюв у воробьев острый, ловко хватает крошку и зернышко. А как воробьи переговариваются? Чирикают, всех друзей своих приглашают на обед. Рады, что мы их угощаем, благодарят нас. -Вот и другие птицы прилетели. Какая это птичка, с желтой грудкой и в синей шапочке? Конечно, синичка. Вот она какая: толстенькая, пушистая. А как синички переговариваются друг с другом? Они говорят «пинь- пинь».
Далее воспитатель обращает внимание детей на голубей, которые тоже прилетели на корм.
-Ребята, какая птица самая крупная? Какого цвета голубь? У кого из птиц самые большие лапки?
Воспитатель обращает внимание детей на то, как птицы пугаются любого движения
. -Птицы пугливые. Нужно тихонько стоять возле них и не мешать, им обедать. Давайте мы поиграем. Вы все будете птичками:
Полетели птички, крылышками машут, весело летят. Увидели корм, присели и начали клевать зернышки.
В конце прогулки воспитатель обращает внимание детей на следы, которые оставили птицы на снегу. Спрашивает детей, чей это след? По ходу объясняет, что самый большой- след у голубя, маленькие и частые следы- воробышка.
Завтра мы с вами опять соберем крошки и зернышки и покормим наших пернатых друзе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.
Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Конспекты занятий к проекту.
Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Конспекты занятий к проекту....

Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Презентации к проекту.
Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Презентации к проекту....

Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...

Проект «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»
Проект«Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»...
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...
