«Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»
консультация

Самсонова Ирина Владимировна

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_trudovoy_deyat-ti_organizatsiya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для воспитателей:

«Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»

Подготовила Самсонова И.В.

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природеСодержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребенка. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Большую роль поручения играют в младших группах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

  1. Поручения всегда исходят от взрослого.
  2. В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).
  3. Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
  4. В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль над наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботу о людях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям, распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

  • способствуют систематичности включения детей в труд;
  • требуют от ребенка большей самостоятельности;
  • необходимы знания последовательности и объема работы;
  • имеют общественную значимость для всего коллектива;
  • задания даются в обобщенном виде.
    Имеет свои особенности и подбор дежурных:
  • объединение детей по одинаковому отношению к труду;
  • объединение по принципу «кто с кем хочет»;
  • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);
  • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:
1.Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.
2.В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.
3.В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4.Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6.Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7.В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. В процессе общего труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

 В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей - совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда существует и другая точка зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

  • общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд;
  • совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно;
  • коллективный труд - может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика: сборник методических работ. Вып. 17. Часть 2. Воронеж: воронежский государственный педагогический университет...

Консультация для педагогов "ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

Консультация для молодых педагогов «Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»

Консультация поможет систематизировать знания у молодых педагогов о видах трудовой деятельности, о формах организации трудовой деятельности в ДОУ...

Консультация для педагогов "Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ"

Консультация для педагогов "Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ"...