Проект «Путешествие в страну Математики»
проект
Аннотация
Актуальность. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Проектыспособствуют пробуждению и развитию интереса детей к данной области знаний, расширению и углублению знаний по программному материалу, воспитанию у детей чувства коллективизма, установления тесных контактов между воспитателями и родителями для развития познавательных интересов детей. В проводимых мероприятиях создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, стремление преодолевать трудности.
Практическая значимость проектов определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Инновационная направленностьв использовании метода проектной деятельности.
Степень распространения представленных материалов. Данный материал эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проект
«Путешествие в страну Математики»
Тип проекта:
По методу – информационно-исследовательский;
По содержанию – ребенок и математические отношения;
Ребенок – субъект проектирования;
Внутри группы (участвуют дети все дети группы)
Фронтальный;
Долгосрочный.
Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методические проблемы дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.
В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах Ж.Пиаже, А. Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.
При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Цель: способствование развитию у детей:
- высокой познавательной мотивации;
- свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
- чувство собственного достоинства и способность уважать других;
- подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
- высокого уровня подготовки к последующему усвоению систематического курса математики.
Задачи:
- формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- увеличить объем внимания и памяти;
- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, аналогии);
- развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать:
- выработке интереса к самому процессу познания математики;
- преодолению трудностей, страха ошибок;
- самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач;
- стремлению к достижению поставленной цели;
- умению переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Формы реализации:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- демонстративные опыты;
- сенсорные праздники (младший возраст);
- театрализация с математическим содержанием;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
- свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
- игровой тренинг.
Методы и приемы
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация
Дидактические средства:
- наглядный материал (книги, компьютер):
- блоки Дьенеша,
- палочки Кюизенера,
- модели,
- дидактические игры
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
- Математические игр - развлечения:
- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
- игры головоломки,
- задачи-шутки,
- кроссворды,
- ребусы.
- Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.
- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
- создание обогащенной развивающей среды в группе;
- проведение бесед
- создание игровых ситуаций;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Функции участников:
Заведующий детским садом - создать условия для организации и проведения мероприятий;
Старший воспитатель - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;
Музыкальный руководитель – помощь в проведение развлечений;
Воспитатель (педагог) – реализация проекта;
Имеющиеся ресурсы на начало реализации проекта и его окончание
Развивающая среда:
- Обучающие настольно-печатные игры по математике;
- Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- Геометрические мозаики и головоломки;
- Занимательные книги по математике;
- Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
- Тетрадь в крупную клетку;
- Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
- Небольшие ножницы;
- Набор цветной бумаги;
- Счетный материал;
- Набор цифр;
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный.
- Составление проекта поэтапного плана работы.
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей.
- Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
II этап Планирование реализации проекта.
- Определение задач образовательной работы.
- Планирование деятельности.
- Разработка конспектов игр - занятий.
III этап Реализация проекта.
- Определить новые направления в работе с родителями.
- Составить новые формы работы с детьми.
- Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
- Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.
- Развитие пространственного и логического мышления.
- Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических задач.
Работа проводилась по блокам:
I блок: работа с детьми
II блок: работа с родителями
III блок: работа с педагогами
Задачи | Способы реализации | Срок | ||
1 | 2 | 3 | ||
I блок: работа с детьми | ||||
Определить уровень математических способностей детей -диагностирование | 1.Выявление трудностей у детей. 2. Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей» | сентябрь | ||
Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни. | Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна | сентябрь | ||
Учить соотносить количество предметов с числом. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов. | Проведение открытых занятий: «Игра-путешествие зайчонка Пушонка»; | март | ||
Развивать мышление; упражнять в порядковом счете, развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля. | «Освободите принцессу»; | апрель | ||
Сформировать представление о числе 10; его образовании. Развивать умение соотносить число с количеством предметов. Учить решать занимательные задачки на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | «Путешествие в зоопарк» | апрель | ||
Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 10. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | «Поможем Буратино» | февраль | ||
Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала. Развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки. | «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА» | май | ||
Развивать мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность. Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 10. Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Воспитывать умение работать коллективе. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | 1.Математический КВН внутри группы | январь | ||
Активизировать познавательные способности, формировать мотивационную готовность к обучению в школе | Математический КВН между группами | февраль | ||
Учить решать задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения. Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость мышления. Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур. | Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Нарисуй следующую фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Путаница», «Танграм», «Уникуб», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи» | В течение года | ||
Расширение и закрепление знаний и умений детей | Фронтальные занятия: Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем | В течение года | ||
Расширение и закрепление знаний и умений детей | Использование интеллектуальных игр во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность | В течение года | ||
Стимулировать активность детей | Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура | В течение всего года | ||
Развивать мышление детей. | Шашечный клуб « Быстрая дамка» | |||
Закрепление и применение полученных знаний. | Экспериментирование. | В течение года | ||
Закрепление и применение полученных знаний | Прогулка с элементами игр. | В течение года | ||
Стимулировать активность детей | Самостоятельная игровая деятельность детей | В течение года | ||
Расширить кругозор, Повышение умственной активности детей | Рассматривание книг, пособий, картин. | В течение года | ||
Закрепление и применение полученных знаний | Работа в рабочих тетрадях по математике. | В течение года | ||
II блок: работа с родителями | ||||
1. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | 1. анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей | Сентябрь | ||
1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми | Консультации: «Математика и в шутку и всерьез» «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики» | март октябрь | ||
3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей. | родительское собрание на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики» | |||
Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде |
| февраль | ||
Показать достижения детей в области математики | День открытых дверей | Октябрь, апрель | ||
Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей. | Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей» | Октябрь Март | ||
Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности. | Семинар для родителей выпускников: «Первоклассник и новая социальная действительность» | январь | ||
Дать информацию по использованию интеллектуальных игр. | Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома». | Ноябрь | ||
III блок Работа с педагогами | ||||
Психолого-педагогическое просвещение | Консультация: «Интегрированные занятия – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества» | ноябрь | ||
КВН среди педагогов | март | |||
IV этап. Презентация результатов.
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: интеллектуальные игры КВН, конкурсы, викторины и Дни открытых дверей.
V этап. Анализ деятельности.
У детей формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойства как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Упражнение
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат
.
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".
Упражнение
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)".
Упражнение
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)".
Упражнение
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку, «Дидактический набор». Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".
Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор "лишней" фигуры (предмета). Несколько заданий для детей пяти-шести лет.
Упражнение
Материал: рисунок фигурок-рожиц.
Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?"
Упражнение
Материал: рисунок фигурок-человечков.
Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?"
Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет.
Упражнение
Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.
Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".
Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем).
В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).
Упражнение
Материал: 4 одинаковых треугольника.
Задание: "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)".
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же"). Четвертый этап заданий такого рода - творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины", "сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Типы заданий на сравнение:
- Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.).
- Все игры вида "Найди такой же". Для ребенка двух - четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.
- Примеры заданий для детей пяти-шести лет, в которых от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам.
Упражнение
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".
Библиографический список
- Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101.
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74.
- Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38.
- Большакова И., Целищева И. Дикие животные. Интегрированное занятие по ознакомлению с животными и развитию математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№7 с. 5.
- Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999.
- Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику-М.,2005.
- Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с.16.
- Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004.
- Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990.
- Новикова. Математика в детском саду-М.,2002.
- Оввчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42.
- Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004.
- Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004.
- Платонова Ж.Т.Волшебный домик // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.39.
- СоловьеваЕ. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду- 2001-№6 с.25.
- Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53.
- Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект «Путешествие в страну математики»
Тематический проект "Путешествие в страну математики"...
Проект "Путешествие в страну математики"
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Проект: «Путешествие в страну математики» Вид проекта:Познавательно-игровойСроки реализации:Краткосрочный с 03.02....

Проект "Путешествие в страну математики"
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей...

Проект "Путешествие в страну математики"
Формирование элементарных математических представлений-мощный фактор развития ребёнка,который формирует жизненно важные качества-внимание и память,мышление и речь,аккуратность и трудолюбие,алгоритмиче...









