«Мультипликация как средство ознакомления с традициями чувашского народа»
проект (старшая группа)
Современные дети, начиная с дошкольного возраста, ориентируются в современном мире техники, интересуются компьютером. Привлечь их внимание к процессу обучения, воспитания бывает довольно сложно. Одним из способов насыщения учебного процесса эмоциональностью, современностью, привлекательностью является использование информационных технологий. Одним из видов информационно коммуникативных технологий анимационные мультфильмы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 113» г. Чебоксары
Родионова Надежда Григорьевна,
воспитатель
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Мультипликация как средство ознакомления с традициями чувашского народа» |
Тема проекта | «Секреты мультипликации» |
Автор проекта | Воспитатель старшей группы «Жемчужинки» Родионова Надежда Григорьевна |
Место реализации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 "Золотой ключик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема | Современные дети, начиная с дошкольного возраста, ориентируются в современном мире техники, интересуются компьютером. Привлечь их внимание к процессу обучения, воспитания бывает довольно сложно. Одним из способов насыщения учебного процесса эмоциональностью, современностью, привлекательностью является использование информационных технологий. Одним из видов информационно коммуникативных технологий анимационные мультфильмы. |
Вид проекта: | творческий, групповой. |
Сроки реализации | краткосрочный |
Участники проекта: | дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители |
Цель: | Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Создание условий для всестороннего развития личности ребенка и раскрытие его познавательных, творческих, художественных возможностей в рамках знакомства с мультфильмом, как видом искусства и создание мультфильмов своими руками |
Задачи |
|
Ожидаемый результат: | • Освоение детьми технологий создания мультипликационного фильма; развитие интереса детей к мультипликации; • Творческая самореализация детей и родителей через создание коллективного творческого продукта – мультфильмов; |
Социальная значимость проекта: | Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен для любого ребенка, так как он участвует в выборе темы, сценария, названия мультфильма, становится и художником этого произведения, и сам производит его озвучивание |
Новизна проекта: | • Использование нестандартных материалов для выполнения мультипликационных фильмов, способность оживлять любые предметы, образы которых могут меняться; • Использование интерактивных компьютерных технологий при реализации проекта; |
Актуальность проекта:
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее.
Материальное обеспечение:
Для обеспечения успешной реализации проекта необходимы следующие материально – технические условия:
• Компьютер (ноутбук);
• Детская мультстудия.
• Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма)
• Канцелярские принадлежности (бумага цветная, картон, пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, клей);
• Фотоаппарат;
• Диктофон;
• Мультимедийная система;
Формы реализации проекта:
Работа с детьми спланирована в следующих формах: беседы, игровая деятельность, рассказывание, показ иллюстраций, презентации «История возникновения мультипликации»; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, оригами, слушание музыки, прослушивание аудиозаписей, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, знакомство с видами мультфильмов (пластилиновый, рисованный, кукольный, просмотр видеофильма, как происходит рождение мультфильма в мультипликационной студии, знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др., викторина «Знатоки мультфильмов», показ созданных мультфильмов ребятам из других групп. Взаимодействие с семьями воспитанников: вовлечение родителей в проектную деятельность: дома рассказать и посмотреть с детьми свой любимый мультфильм из детства, консультации для родителей «Секреты мультипликации», мастер – класс по созданию мультфильма, показ созданных мультфильмов родителям.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный (организационный):
• Определение темы проекта, совместное обсуждение и выдвижение гипотезы;
• Оформление «Модели трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно это узнать?
• Формулировка цели и задач;
• Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
• Разработка алгоритма работы над мультфильмом (технологическая карта);
• Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования;
• Подборка художественной литературы для чтения и самостоятельного рассматривания по мотивам, которой созданы мультфильмы;
Детская мультипликация включает в себя огромно число различных видов творческой ,художественной деятельности, которые дети осваивают в процессе создания мультфильма. Это художественное и литературное творчество, навыки работы с техническими средствами:, видеокамерой, микрофоном, компьютером.
#1057;оздание сценария
Работа над мультфильмом начинается с создания сценария. Это стимулирует детей придумывать истории, наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства переживают герои.
#1056;аскадровка
На основании сценария создается раскадровка-серия схем-рисунков,которые будут показывать что будет происходить в кадре от начала и до конца истории. Каждый рисунок соединяется со словами персонажей. Выполняют раскадровку, в соответствии с выбранным сюжетом, создают фон и определяют главных героев. Задача детей была разложить схемы-рисунки в соответствии с последовательностью событий
#1057;оздание персонажей и декораций.
Это возможность художественные способности детей. Персонажи декорации выполняются в той технике, которая выбрана для создания мультфильмов
Каждый персонаж изготовляется отдельно, по деталям (рисуется, вырезается, лепиться из пластилина, складывается оригами). Фон рисуется отдельно или состоит из нескольких частей. Из персонажей и фонов, составляется своеобразный коллаж на столе. Всё это находится в поле кадра. И под фотокамерой начинается игра, похожая на театр марионеток: подвинули персонаж, убрали руки - сняли кадр.
#1057;ъемка
Во время съемки персонажи оживают начинают двигаться .Выполняется в специальной программе для покадровой съемки, которая позволяет оператору, используя фотокамеру, фиксировать движения пресонажей. Во время озвучиванияребенок имеет возможность проявить свои актерские речевые способности придав выразительнорсть и эмоциональную окраску голосув.Задача педагога помочь ребенку создать интонационную выразительность образа.
5. Монтаж
На этом этапе происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, его название и титры.
Каждый ребенок участвует во всех производственных стадиях, начиная от разработки персонажа, выбора произведения или придумывания сюжета, вплоть до рисования, съемки, озвучивания и монтажа.
Монтажом анимационного фильма занимается взрослый. Во время монтажа все кадры собирают вместе, добавляют звуковые эффекты - и фильм готов!
Совместный просмотр фильма, его обсуждение.
II. Основной этап.
Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с семьёй по реализации проекта
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Знакомство с историей возникновения мультипликации: просмотр презентации «Кто и как изобрели первый мультфильм»;
Просмотр видеофильма, как происходит рождение мультфильма в мультипликационной студии;
Знакомство детей с необходимым оборудованием для съемок мультфильма своими руками;
Рассматривание картинок, иллюстраций
Игровая ситуация «Интервью на мультипликационной студии», игровые ситуации по мотивам просмотренных мультфильмов, игра «Мы аниматоры, операторы». Этюды: «Изобрази героя мультфильма», «Настроение».
Придумывание сопровождающих шумов и озвучивание действий героев мультфильма. Беседы: «Что такое мультипликация», «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Профессии людей, работающих над созданием мультфильмов» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др., «Какие бывают мультфильмы». «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Добрые и злые герои в мультфильмах».
Дидактические игры – «Продолжи историю», «Придумай сюжет», «Придумай концовку», «Что сначала, что потом», «Угадай по описанию», «Загадки – отгадки».
При подготовке проекта, мы рассматривали иллюстрации, открытки и альбомы
«Чувашские узоры», «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы»
Из них мы узнали, как выглядел чувашский национальный костюм, какой смысл он
имеет, и о чем говорит узор вышивки;
Познакомились с художественной литературой: народными сказками, легендами и
мифами, пословицами и поговорками, чувашскими национальными играми: «Луна и солнце», «Уйах е хевел», «Эпир паян вир акна», «Херсем ваййа тухари», «Ворота», «Тухьяна тахан», «Хапха».
Слушание классической, детской музыки, музыки из мультфильмов, чувашских детских песен «Пукане», «Митюк», «Сар автан», «Шахлич»
Мастер – класс «Мультфильмы своими руками».
Создание мультфильма
Рисование любимых персонажей из мультфильмов, рассказов;
Рисование историй в картинках (придумывание историй);
Рисование человека в движении к мультфильму;
Рисование иллюстраций
Рисование героев, создание объемных моделей
Составление сюжета с помощью созданных фигурок
Работа над фоном;
Покадровая съемка мультфильмов
Монтаж (взрослый) и озвучивание (дети) снятого материала на компьютере
III. Итогово – обобщающий этап:
Премьера мультфильмов детям из других групп детского сада
Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.
Примерное планирование проектной деятельности
Сроки | Тема | Содержание совместной деятельности педагога и воспитанников |
1 неделя | История создания мультфильмов | Цикл бесед: -«Что такое мультипликации» -«Секреты мультипликации» -«Путешествие в прошлое-детство родителей» (альтернативой мультфильма были диафильмы) -Просмотр мультфильмов, проговаривание событий, анализ поведения героев. -Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона» -Обсуждение после просмотра: -из чего сделаны герои мультфильма |
2 неделя | Знакомство с профессией мультипликатор | -«Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями сценарист, режиссер, звукорежиссер, оператор) -Сюжетно-ролевая игра «В гостях киностудии» игровые ситуации по мотивам просмотренных мультфильмов, -игра «Мы аниматоры, операторы». -Этюды: «Изобрази героя мультфильма», «Настроение» -«Угадай эмоции» -Изготовление плаката «Правила поведения в студи» |
3 неделя | Знакомство с разновидностями мультфильмов, чувашскими детскими песнями | -Знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный -Мастер-класс «Игрушки -мультяшки» (своими руками) -Викторина «Знаток мультфильма» -Постановка чувашской народной сказки «Ташлакан тиле» -Работа в мастерской «Мульти -пульти» - «Как делали мультики наши бабушки и дедушки» -Слушание классической, детской музыки,музыки из мультфильмов, чувашских детских песен «Пукане», «Митюк», «Саравтан», «Шахлич» -Заучивание чувашской народной песни «В небе поет журавль» |
4 неделя | Создание декораций для мультфильма «Акатуй», рисование героев | -Рассматривание иллюстраций праздников чувашей, кукол в чувашских нарядах. -Беседа «Бабушкин сундук» -Обсуждение темы, определение групповых и индивидуальных задач. -Работа над фоном, коллективная работа, составление коллажа «Лес», «Поле». -Творческая работа по созданию персонажей, оформление одежды чувашским орнаментом. |
5 неделя | Раскадровка мультфильма | -Раскадровка «Собираемся в гости» «Хоровод» -Составление диалога для героев -Знакомство с работой с микрофоном, озвучка. -Работа с освещением |
6 неделя | Фотографирование сюжета | -Съемка фильма |
7 неделя | Подведение итогов | -Просмотр мультфильма «Акатуй» |
Результат проекта:
Благодаря новым информационным технологиям дети стали активными участниками создания мультфильмов, попробовали себя в новом качестве. Осваивая и используя новые нетрадиционные изобразительные техники и технологии, дети создают героев для съёмки мультфильмов; являются активными участниками в съемочном процессе; озвучивают своих героев, таким образом происходит сотворчество взрослого и ребёнка. Можно однозначно сказать, что придумывать, создавать мультфильмы своими руками не только увлекательно, но и полезно. Процесс создания мультфильмов помогает развивать фантазию, мелкую моторику пальцев, учит быть терпеливыми, целеустремленными и последовательными. Так же в непринужденной обстановке дети изучают жизнь чувашского народа, их быта, нравы, их труд. Все это помогает ответить на вопросы: «С чего начинается Родина?», «Кто мы?», «Где наши корни?» и история чувашского народа станет детям близкой и понятной.
В век компьютерной технологии одним из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения и социализации детей становится использование анимационных технологий. Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста -современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на развитие в каждом из них свободной творческой личности, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, «Мозаика-синтез»2014г., 2 издание, исправленное и дополненное.
Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова Художественно – творческая деятельность. Оригами. – Издательство «Учитель», 2010.
Вебинар «Обучение дошкольников мультипликации: создание мультфильма и озвучка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа
Раздел 1: «Творческая деятельность художников Чувашии»1. А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающег...

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

Культура и традиции чувашского народа
В проекте описана: история чувашского народа,традиции и обычаи чувашского народа,Чувашский народный костюм,чувашский национальный орнамент,обряды и праздники чувашского народа,чувашские народные игры ...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...

Познавательный, творческий, долгосрочный проект в старшей группе «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа»
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

