ПРОЕКТ «Замечательные книжки» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Цель проекта – пропаганда ценности чтения и книги, приобщение детей к миру художественного слова.
Задачи проекта:
- социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста;
- формирование и удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста в интеллектуальном и духовном развитии, самопознании и самообразовании путем чтения детской литературы;
- развитие творческих способностей, воображения путем организации художественно-эстетической деятельности на основе прочитанных детских произведений;
- популяризация произведений русской классической и современной отечественной поэзии;
- выявление и поддержка талантливых и одарённых детей, активизация творческой инициативы детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Апрелевская сош 1 (дошкольное отделение 4)
ПРОЕКТ «Замечательные книжки»
в подготовительной к школе группе
Подготовила и провела
воспитатель подготовительной группы
Каменева Ю.Н.
Апрелевка 2022-2023 г.г.
Актуальность проекта
Не секрет, что интерес к детской книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Цель проекта – пропаганда ценности чтения и книги, приобщение детей к миру художественного слова.
Задачи проекта:
- социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста;
- формирование и удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста в интеллектуальном и духовном развитии, самопознании и самообразовании путем чтения детской литературы;
- развитие творческих способностей, воображения путем организации художественно-эстетической деятельности на основе прочитанных детских произведений;
- популяризация произведений русской классической и современной отечественной поэзии;
- выявление и поддержка талантливых и одарённых детей, активизация творческой инициативы детей;
Сроки проекта: ноябрь 2022 года - март 2023 года.
Вид проекта - информационно - познавательный, творческий.
Предполагаемый результат:
• повышение интереса детей к чтению и художественной литературе;
• обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей;
• повышение уровня развития речи детей;
• активное участие родителей в жизни детского сада;
• положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами;
• возрождение чтения в кругу семьи.
Реализация проекта идёт в процессе:
• непосредственно - образовательной деятельности (экскурсий, наблюдения за работой библиотекаря, бесед, занятий по познавательному и речевому развитию, литературных викторин);
• совместной деятельности педагогов и детей (театрализованной деятельности, изобразительной деятельности, просмотра спектаклей старших детей);
• работы педагогов с родителями (совместные праздники, развлечения, досуги);
• создания предметно - развивающей среды (организация мини-библиотеки, оформление портретов детских писателей и поэтов);
• совместной свободной деятельности детей и родителей.
Продукты проектной деятельности:
- «Книжкина больница» - ремонт книг.
- Закладки для книг своими руками.
- Создание мини - библиотеки силами родителей и работников детского сада.
- Презентация детьми своих любимых книжек.
- Театрализованные развлечения.
- Выставки рисунков.
- Выступление детей в конкурсе чтецов «Библиотека собирает друзей»
- Консультации для родителей.
Необходимые условия реализации проекта:
1. Интерес детей и родителей к произведениям детской художественной литературы.
2. Наличие необходимой литературы (создание каталога из произведений детских писателей).
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный. постановка проблемы. Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Постановить проблему перед детьми «Для чего нужным нам книги?».
II этап – обсуждение проблемы, принятие задач. Довести до детей важность данной проблемы: «Книга друг человека». Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта, оформить выставку книг. Составить перспективный план работы. Изучить методическую литературу. Пополнить предметно-развивающую среду.
III этап – основной.
- Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов с детьми.
- Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: И.А. Крылова,
А.С. Пушкина, Е. Пермяка, Л.Н. Толстого, Е. Трутневой, В.И. Одоевского, Н. Носова, С.Я. Маршака, С. Есенина, С. Михалкова, М. Пришвина,
М, Михайлова, В. Драгунского, русских народных сказок и малых форм фольклора.
- Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
- Выставка «Моя любимая книга»
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Решение игровых и проблемных ситуаций,
IV этап – заключительный. Подведение результатов: обобщение материалов проекта.
План работы с детьми:
Месяц | Мероприятие | Продукты проектной деятельности |
Ноябрь 2022 | 1. Знакомство с историей книги. 2. Беседа о ценности книг. 3. ООД ЧХЛ Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» 4. ООД ЧХЛ Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» 5. ООД ЧХЛ Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина 6. ООД Развитие речи. «Небылицы - перевёртыши» (Гербова,29) 7. ООД Ручной труд. «Весёлая закладка»
| Презентация детьми своих любимых книжек. (Фото) Закладки для книг своими руками. (Фото) |
Декабрь 2022 | 1. Выставка любимых книг. 2. ООД Социализация «Мои верные друзья - книги» 3. ООД Развитие речи Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 4. ООД ЧХЛ Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (Гербова, 43) 5. ООД ЧХЛ Чтение русской народной сказки «Снегурочка» (Гербова, 68) 6. ООД ЧХЛ Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» 7. ООД ЧХЛ Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович» 8. ООД Рисование. «Волшебная птица» (Комарова, 65) 9. ООД Рисование «Любимый сказочный персонаж» (Комарова, 112) | Создание мини - библиотеки силами родителей и работников детского сада. (Фото) Рисунки детей. (Фото) Рисунки детей. (Фото) |
Январь 2023 | 1.«Книжкина больница» - ремонт книг. 2.ООД Развитие речи . Произведения Н. Носова (Гербова, 50) 3.ООД Развитие речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 4. ООД ЧХЛ Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» 5. ООД ЧХЛ Чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (Гербова, 54) 6. ООД ЧХЛ Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» 7. ООД Рисование «Перо Жар-птицы» 8. Консультация для родителей |
Игра: «Книжкина больница». (Приложение №1) Рисунки детей. (Фото) Консультация «Читайте книги» (Приложение №2) |
Февраль 2023 |
6. Консультация для родителей | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» Работы детей. Рисунки детей. Консультация «Роль книги в развитии ребенка» |
Март 2023 |
В. Драгунского «Друг детства»
| Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Рисунки детей. Выставка рисунков «Моя любимая сказка». |
Результат реализации проекта:
• в процессе реализации проекта дети познакомились с творчеством детских писателей;
• научились узнавать на репродукциях и фотографиях детских писателей и поэтов;
• познакомились с иллюстраторами детской книги;
• приняли участие в тематических выставках;
• научились ремонтировать книги;
• детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;
• родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению;
• дети стали бережнее относиться к книгам;
• в непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и иллюстрируют свои книги;
• родители записались в библиотеку, берут книги на дом, читают их детям.
Используемая литература:
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной к школе группе детского сада» Издательство ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
- Л.А. Загуменная « Социально-личностное развитие дошкольников» Издательство «Учитель» Волгоград, 2012.
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» Издательство «Мозаика-синтез» Москва, 2011.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» Издательство «Мозаика-синтез» Москва, 2012.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада» Издательский дом «Цветной мир» Москва, 2013.
- Интернет источник.
Приложение №1
Игра: «Книжкина больница».
Цель:
- Формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.
Задачи:
- Показать, как можно «лечить» книгу.
- Развивать формы сотрудничества друг с другом.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа:
- Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать.
- Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
- Закреплять название частей книги, цвета.
Материал:
- Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.
Приложение №2
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Цель:
- Развитие речи, внимания, памяти, воображения,
- Формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека,
- Развитие любви к книге.
На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.
1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.
2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.
3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.
4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.
5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.
Приложение №3
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цели и задачи:
- Формирование представлений детей о библиотеке,
- Закрепление знаний об окружающем мире,
- Умение развивать сюжет игры,
- Воспитание бережного отношения к книге.
Для игры необходимо: оформление игровой зоны книжного уголка, выставка книг, формуляры, новые книги, телефон, каталог-указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка, фартук, колпак для доктора.
Действующие лица:
1. воспитатель (заведующая)
2. библиотекари
3. читатели
4. продавец магазина
5. «книжкин доктор»
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.
Воспитатель: Я заведующая библиотекой. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.
Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:
Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты …(Читатель)
- Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели?(отв. дет.)
-Кто хочет быть читателем?(дети сами распределяют роли)
- Кто желает быть в игре библиотекарем?(дети предлагают)
- Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская). Дети распределяют роли разных отделах.
-Займите свои места.
- Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.
-Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина).
Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.
Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?
Ответ: водитель, шофёр.
(дети договариваются о ролях)
Дети начинают игру, выбирают книги.
- Катя, тебе понравилась эта книга?
- Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).
- Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)
- Вы знаете правило пользования книгами? (отв.детей)
- В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладочки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскую доктора). В библиотеке вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.
Звонит телефон. Продавец склада(магазина): - Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.
Воспитатель: — Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.
Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.
Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?
Шофёр-курьер: Через час.
Воспитатель заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.
Дети продолжают игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Рябинки" для детей подготовительной к школе группы
Данный проект расширяет кругозор детей, развивает детское творчество, коммуникативные навыки. В работе над проектом были интегрированы следующие образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "М...

Детский проект по физкультуре в подготовительной к школе группе "Я выбираю хоккей"
Детский проект «Я выбираю хоккей».Тип проекта: информационный.Сроки реализации проекта: краткосрочный....

Проект "Русские богатыри" в подготовительной к школе группе
Тема проекта: «Русские богатыри».Продукт: выставка рисунков на тему: «Богатырские подвиги».Цель: воспитание любви к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре сво...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Посещение Национальной библиотеки Республики Карелия. Познавательное занятие " Пусть краски книжки оживят". Подготовительная к школе группа. В-ль: Анфимова Е. И. МДОУ детский сад № 98 " Сказка", г. Петрозаводск.
Наши ребята в Национальной библиотеке Республики Карелия. Познавательное занятие «Пусть краски книжки оживят» о художниках - иллюстраторах детской книги. Сотрудники библиотеки познакомили ...

Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)
Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)...

ПРОЕКТ «Замечательные книжки» в подготовительной к школе группе
Актуальность проектаНе секрет, что интерес к детской книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а...