Консультация для воспитателей на тему: "Искусство говорить с детьми"
консультация (средняя группа)
Педагогический час «Искусство говорить с детьми».
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней;
2. Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;
3. Способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения:
1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.
Практикум «Правильно ли мы говорим?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)
_____________________________________________________________________________
143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. Вольная д.1; ИНН 5024204108; КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com
Консультация для воспитателей на тему:
«Искусство говорить с детьми»
Воспитатель:
Горшкова А.В.
д. Путилково 2025г
Педагогический час «Искусство говорить с детьми».
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней;
2. Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;
3. Способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения:
1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.
Практикум «Правильно ли мы говорим?»
Ход педагогического часа:
1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.
На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.
Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.
Что же значит, быть грамотным?
Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д.
Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться». Так не говорят. Надо говорить: «Играйте вместе; хватит играть»
Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте».
Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.». «Крайний». Это слово неверно использовать в вопросе об очереди.
Правильно, кто последний.
Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла.
«Это, как бы, ну, эээээ, вот.» В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной, такие слова являются «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Поэтому на нашем семинаре мы с вами перечислим и обобщим компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.
Практикум «Правильно ли мы говорим?
Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить Ваши знания об основных нормах речи. Для этого нужно разделиться на три группы и выполнить следующие задания, проверить их и подвести итог.
Говорить правильно мало, нужно говорить ещё чётко. А в этом Вам помогут скороговорки.
Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи.
Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово
неправильно, вежливо поправьте его.
Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте толковый,
орфографические словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.
Практические задания.
Задания для 1 команды:
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
начался, звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, нет волка.
3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.
В каком случае используется форма глагола «бегите»?
4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
∙ Я встала, сняв ребенка с (колени).
∙ В корзине много (помидоры)
∙ Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки).
∙ Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: доска, щека, борода, стена, борона.
Ответы для 1 команды
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
началсЯ, звонИт, баловАть, досУг, докумЕнт, Искра, комбАйнер, облегчИть, предложИть, нет вОлка.
3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.
1л. ед. ч. - я бегу, я хочу мн. ч. – мы бежим, мы
хотим
2л. ед. ч. – ты бежишь, ты хочешь мн. ч. – вы бежите, вы
хотите
3л. ед. ч. – он, она, оно бежит, он, она, оно хочет мн. ч. они бегут, они
хотят
В каком случае используется форма глагола «бегите»?
При образовании глагола повелительного наклонения.
4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
o Я встала, сняв ребенка с (колени). с коленей
o В корзине много (помидоры) помидоров
o Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки). двадцати двух суток
o Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). грАбель и грАблей
5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: дОску, щёку, бОроду, стЕну, бОрону.
Задания для 2 команды
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
квартал, щавель, красивее, столяр, свекла, каталог, месяцами, алфавит, километр, к воротам.
3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:
ехать- махать- лечь-
бежать- сесть-
4. Как правильно сказать:
пара (чулки, сапоги, ботинки, носки, валенки)
килограмм (яблоки, груши, сливы, апельсины, вафли)
5. Произнесите правильно:
конечно, яичница, булочная, сердечник, скворечник, несколько (грузин, узбек, болгар, порядочный, сердечный.
Я (надеваю, одеваю) куртку.
Воспитатель (надевает, одевает) ребенка.
Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру.
Я (надела, одела) пальто на Диму.
Ответы для 2 команды
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
квартАл (вовсех значениях, щавЕль, красИвее, столЯр, свёкла, каталОг, месяцАми, алфавИт, киломЕтр, к ворОтам.
3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:
ехать- поезжа (те) махать- маши (те) лечь- ляг (те)
бежать- беги (те) сесть- сядь (те)
4. Как правильно сказать:
пара чулок, пара сапог, пара ботинок, пара носков, пара валенок
килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель.
5. Произнесите правильно:
Конечно [шн], яичница [шн], булочная, сердечник, скворечник[шн], несколько грузин, узбеков, болгар, порядочный, сердечный, но друг сердечный [шн]
Я надеваю куртку.
Воспитатель одевает ребёнка.
Мальчик одел свою младшую сестру.
Я надела пальто на Диму.
Задания для 3 команды
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
творог, ворота, избалованный, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, договор, инструмент, обеспечение.
3. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:
∙ Окна занавешены (тюль)
∙ Лицо скрыто (вуаль)
∙ Крышу кроют (толь)
∙ Вымою голову (шампунь)
∙ Голова покрыта (шаль)
4. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
5. Исправьте ошибки в предложениях:
• Он полный невежа в вопросах искусства.
• Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
• Коля является ведущим лидером нашей группы.
• Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
• Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
• Все дети своевременно выполнили заданное задание.
• Врачиха выписала детям лекарство.
Ответы для 3 команды
2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:
твОрог и творОг, вороОта, избалОванный, возьму дОску, давнИшний, завИдно, задОлго, договОр инструмЕнт, обеспЕчение.
3. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:
∙ Окна занавешены (тюль) м. р. тюлем
∙ Лицо скрыто (вуаль) ж. р. вуалью
∙ Крышу кроют (толь) м. р. толем
∙ Вымою голову (шампунь) м. р. шампунем
∙ Голова покрыта (шаль) ж. р. шалью
4. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
из личного опыта...

консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

Консультация для воспитателей «Если ребенок плохо говорит»
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развитиядетей дошкольного возраста. Необходим...

Консультация для воспитателей "Проблемы, о которых говорят шепотом"
Проблемы, окоторых говорят шепотом....

Консультация для родителей По теме: "Искусство создания детского праздника"
Праздник для ребенка - большая радость. Для каждого ребенка он начинается с самого рождения....

Консультация для воспитателей Как мы должны говорить.
Консультация для воспитателей Как мы должны говорить....
